Прошлое.....
Синее небо в громе,
Солнце померкло вдруг. —
Всё исчезает, кроме
Памяти, глаз и рук.
Понравилось у Августина:
Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничего не происходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не происходило, не было бы будущего времени… И если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое. Как же мы говорим, что оно есть, если причина его возникновения в том, что его не будет! Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?
Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий.
правдиво рассказывая о прошлом, люди извлекают из памяти не сами события – они прошли, – а слова, подсказанные образами их: прошлые события, затронув наши чувства, запечатлели в душе словно следы свои.
Но в чем состоит сущность первых двух времен: т. е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? Что же касается до настоящего, то, если бы оно всегда оставалось настоящим и никогда не переходило из будущего в прошедшее, тогда оно не было бы временем, а вечностью. А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее и прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение, переставая существовать…
Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т. е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание (memoria); для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (intuitus), а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (expectatio). Говоря таким образом, я не затрудняюсь в понимании тройственности времени, оно становится тогда для меня ясным, и я признаю его тройственность…
Можно измерять время только текущее (cum praeterit), а прошедшее, равно как и будущее, которых нет в действительности, не могут подлежать нашему наблюдению и измерению.
(Августин А. Исповедь X1, 14 // Антология мировой философии, т. 1, ч. 2.)
Как расходуется будущее, которого еще нет, или прошлое, которого уже нет, если не через душу, какова и есть причина факта, что эти три состояния существуют? Ведь именно душа надеется, имеет намерения, вспоминает: то, что она ждала, посредством ее намерений и действий, становится материалом воспоминаний... Никто не может отрицать, что настоящее лишено протяженности, ведь его бег – лишь мгновение. Не так уж длительно и ожидание, ведь то, что должно быть настоящим, ускоряет и приближает пока отсутствующее. Не так длительно и будущее, которого нет, как его ожидание. Прошлое, еще менее реально, совсем не так продолжительно, как воспоминание о нем.
(Августин А. Исповедь. М., 1991, кн. 11, гл. XXVIII)
Время, становясь из будущего настоящим, выходит из какого-то тайника, и настоящее, став прошлым, уходит в какой-то тайник.
Мы измеряем время, пока оно идет, и можем сказать, что этот промежуток времени вдвое длиннее другого или что они между собой равны, и вообще сообщить еще что-то относительно измеряемых нами частей времени. Оно измеряется, следовательно, пока проходит; когда оно прошло, его не измерить: не будет того, что можно измерить. Но откуда, каким путем и куда идет время, пока мы его измеряем? Откуда, как не из будущего? Каким путем? Только через настоящее. Куда, как не в прошлое? Из того, следовательно, чего еще нет; через то, в чем нет длительности, к тому, чего уже нет.
http://www.chronos.msu.ru/quotations/systemquot5.html
Из прошлой жизни
Среди пустующих аллей,
Среди безмолвия в пространстве
Услышишь, вдруг: «Синьор, налей!»
И ты поймешь, что знал испанский…
В той, прошлой, жизни был ты смел,
Носил ботфорты, плащ и шпагу,
В бою ты раненый, хрипел,
Но шел вперед, назад – ни шагу!
И в жизни цель была одна -
Соленый ветер, дух бродяжий,
Коль пировал, то пил до дна,
Коль знал любовь – и в ней отважен!
Был верен жизни этой ты,
Не предавал друзей и дело,
Не ведал, что судьбы персты
Печатью впились в твое тело.
Но знал ты точно - смерть в бою,
Или висеть тебе на рее!
Не променял бы жизнь свою,
Чтоб умереть седым в постели...
*
Да будет так! Коль жить, так жить!
С огнем в груди, в глазах горящим,
Или сражаться, иль любить,
Но быть при этом настоящим!
***
Так, что ж, синьор, налей вина,
С тобой мы выпьем за удачу,
Возьми ты злата, серебра,
А мне свободу дай на сдачу!..
Александр Галлицкий