Leonid Zarhin
Ах, вы сени, мои сени
В бытность моей работы в юношеском хоре при Гнесинке в
далёком 1969-70 гг. руководство Гнесинского совмесно сами понимаете с кем решило
провести в Колонном зале т.н. "валютный концерт". Одной из фишек концерта была а-капельная
программа для солистов и хора. Первое отделение состояло из шедевров русской
духовной музыки, второе - из академических обработок русских народных песен.
Пели мы как боги, аж до сих пор крылья вырастают. Параллельно с
конферансье объявление номеров дублировалось двумя переводчиками-синхронистами
на английский и французский языки. Понятное дело -- полный зал
иностранцев...
Картина маслом - будите воображение:
- Русская народная песня, - торжественно объявляет конферансье, - в обработке Синенкова
"Ах, вы сени, мои сени"!
- Рашн фолк сонг, - бодренько так дублирует в микрофон первый синхронист, - элаборэйшн
бай Синенкуофф... - далее возникает небольшая пауза, очевидно для осмысления
перевода, после чего слегка дрогнувшим голосом: "О холл, май холл..."
Наших юношей на сцене хором мелко-мелко затрясло -- все пытались сдержать истерический
смех. Наш дирижёр выпучил глаза, громко хмыкнул и странно покачнулся. Но
удержался.
Французскому синхронисту было сложнее:
- Кансён алля рюс, - многообещающе начал он в микрофон за кулисами, - элаборасьён дю
Синенк-офф, - и тут он впал в какой-то совершенно непричинный ступор,
продолжавшийся секунд сорок. После чего обречённо-уныло заявил: "О, вестибюль...
Мон вестибюль..."
Хор, равно как и половина русскоговорящего зала, поголовно согнулся пополам от
могучего русского хохота - бессмысленного и беспощадного. С лошадиным ржанием
басов, похрюкиванем теноров, истеричным взвизгиванием сопранцев и сопранюков, и
рыдающим "Ой-б*#дь-не-могу!" альтовой группы хора, сопровождаемой размазыванием
оперной солисткой косметики по лицу и всхлипыванием "Ой, обоссалася!!!". У
многих от смеха упали папки с нотами -- партитуры разлетелись по всей сцене, чем
вызвали новый приступ... Потому что поднимать их никто не мог - штаны от смеха
спадали!
Иностранная публика в зале была в восторге
- а как же, деньги-то уплочены (!!!), ибо подумала, что так и надо. А вы бы что
подумали?! Песни-то должно быть весёлые...
Французский синхронист горько плакал за кулисами, солистке меняли всё нижнее бельё - она
от дикого хохота действительно опрудонилась, дирижёру вызывали неотложку... Концерт,
впрочем, оказался не сорван - допевали всё в отличнейшем из всех возможных настроений.
Отдел культуры МК выдал нам потом - каждому! - по грамоте сами понимаете за что...