1455 - скончался Фра Беато Анджелико /Фра Джованни де Фьезоле/ (ок. 1400 - 1455)- итальяский живописец флорентийской школы.
Беато Фра Анджелико (буквально переводится как «ангельский брат») . Имя, данное ему при рождении — Гвидо ди Пьетро /Guido di Pietro/. Джованни Да Фьезоло /Giovanni Da Fiesolo/ - это его монашеское имя.
В его произведениях сочетались глубокое религиозное содержание и изысканность стиля; готическая живописная традиция и черты нового искусства Ренессанса. Как пишет Вазари, Фра Анджелико оставил о себе память не только как художник, но и как святой. Он молился перед тем как взять в руки кисть, и не мог писать Распятие без слез.
Фра Анджелико родился в местечке Виккьо в Тоскане. В документе, относящемся к 1417, он уже упоминается как художник. Он вступил в доминиканский орден в Фьезоле в 1418 году, получив имя фра Джованни да Фьезоле, Был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции.
Как художник он сложился под воздействием позднеготической живописи, в дальнейшем отчасти использовал новаторские реалистические достижения Мазаччо. Искусство Анджелико, наивное и глубоко религиозное, лишено, однако, средневековые суровости, проникнуто светлым лиризмом, характерным для эпохи кватроченто. В его живописи многое от миниатюры: тонко сгармонированные чистые цветовые тона, широкое применение золота.
Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг. Одна из первых крупных работ художника – триптих Линайуоли из монастыря Сан Марко во Флоренции (1433–1435), в центральной части которого представлена Богоматерь с Младенцем на троне, а на боковых створках двое святых.
В 1430–1440-е годы Фра Анджелико одним из первых обратился к использованию нового типа алтарного образа, ставшего очень популярным в эпоху Возрождения, – sacra conversazione (святое собеседование). Ранние алтарные образы обычно состояли из центральной части с изображением Мадонны с Младенцем и боковых створок с образами святых. Все фигуры были отделены друг от друга деталями резного архитектурного обрамления. В композиции sacra conversazione какое-либо разделение отсутствует: все персонажи помещены в единое пространство, словно святые собрались вокруг Мадонны с Младенцем для беседы и молитвы. Один из наиболее интересных алтарей такого типа, выполненный Фра Анджелико, был написан им для монастыря Сан Марко во Флоренции (1438–1440; находится там же).
Фра Анджелико ставил перед собой цель передать ощущение физически реального пребывания фигур персонажей внутри иллюзорного пространства.
Сочетание новых реалистических живописных методов и традиционного решения композиции религиозного образа нашло отражение в работе "Коронование Марии" (Флоренция, Уффици), написанной ок. 1434–1435, возможно, вместе с Доменико Венециано. Мастер в полной мере владеет правилами передачи освещения и перспективного построения. Однако сцена трактуется как мистическое видение, а не как физическое явление.
В 1436 году несколько монахов из Фьезоле переехали во Флоренцию, чтобы расписывать отстроенный Миккелоццо монастырь Сан Марко. С 1438 по 1445 г. художник расписал фресками флорентийский монастырь Сан Марко. В зале капитула Фра Анджелико написал большую композицию «Распятие» с двумя разбойниками по сторонам от Христа и толпой святых всех эпох христианства, собравшихся у подножия креста. Их скорбные лики обращены к земле, ни один не смотрит вверх на Христа; художник изобразил Распятие не как историческое событие, а как мистический образ, живущий в человеческом сознании.
В 1445 году Папа Евгений IV вызвал Анжелико в Рим расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане.
Последние десять лет жизни Фра Анджелико провел в Риме, где он украсил фресками капеллу папы Николая V (1445–1448). Сюжетами росписей стали фрагменты житий св. Лаврентия и св. Стефана. По замыслу это были скорее повествовательные сцены, чем молитвенные образы. В них использованы сложные архитектурные фоны, в построении которых чувствуется знание мастером античного искусства, а в точно выверенных перспективных построениях видно влияние Мазаччо и Брунеллески. Фигуры здесь более массивны, чем во фресках монастыря Сан Марко; благодаря этому появляется особый оттенок торжественности.
В 1447 году со своим учеником Беноццо Гоццоли расписывал фрески церкви в Орвието.
Другим его учеником был Антониаццо Романо — важная фигура итальянской живописи XV века.
Очень рано его стали называть Beato Angelico, то есть Блаженный Анджелико, но Ватикан официально причислил его к лику блаженных только в 1984 году.
Похоронен в церкви Святой Марии над Минервой, где его могила существует до нынешнего времени.
Его искусство, наивное и глубоко религиозное, лишено, однако, средневековой суровости, проникнуто светлым лиризмом, характерным для эпохи кватроченто. Для творчества Фра Анджелико характерна простота цветовых решений, граничащая с наивностью, мягкий лиризм, свойственный многим мастерам кватроченто, широкое использование золота. Память блаженного Фра Анжелико празднуется 18 февраля.
http://izoselfportrait.narod.ru/simple16.html
http://www.world-art.ru/people.php?id=48175
http://www.peoples.ru/art/painter/angelico/
http://www.centre.smr.ru/win/artists/angeliko/vasari_angel.htm
http://www.artcyclopedia.com/artists/angelico_fra.html
Читать далее...