Накануне Совета компания Michelin выступила с инициативой, которая может основательно разрядить напряженность последних дней. В опубликованном во вторник вечером релизе компания заявляет о своем решении покрыть расходы болельщиков, съехавшихся на последний ГП США, а также предложить им 20 тысяч бесплатных билетов на американский Гран При следующего года. По заявлению компании это исключительно добровольный шаг, направленный на то, что бы подчеркнуть: Формула 1 заинтересована в американской аудитории.
Вместе с тем в заявлении вновь поднята тема ответственности спортивных чиновников, отказавшихся от предлагавшихся компромиссных решений и тем самым продемонстрировавших свое неуважение к публике, собравшейся посмотреть гонку.
Позицию FIA по поводу ситуации с Michelin в Индианаполисе за несколько часов до встречи с представителями команд обнародовала пресс-служба федерации.
"FIA приветствует заявление Michelin по поводу компенсации расходов болельщикам, купившим билеты на трибуны Гран При США, однако мы не согласны с версией событий, изложенной в заявлении для прессы компании Michelin от 28 июня и в письме Эдуарда Мишлен президенту FIA от 27 июня.
Мы не согласны с тем, что "в Michelin сделали максимум для безопасности гонки", эта компания не привезла на Гран При второй, дублирующий состав резины, а во время уик-энда отказалась обсуждать любой другой вариант, кроме строительства шиканы. Любой, кто знаком с правилами международного спортивного кодекса, понимает, что реализовать эту идею было невозможно".
Цитируется и письмо Макса Мосли от 21 июня: "Мы имеем все основания полагать, что подобные проблемы с разрушением боковины колеса, как минимум дважды возникали на частных тестах. Мы получили информацию о том, что этими проблемами резина Michelin страдает уже два года и некоторые отказы шин в прошлом году, списанные на прокол из-за острых обломков машин, на самом деле вызваны конструктивными особенностями резины".
Итак, решение Совета FIA: команды признаны виновными по двум пунктам обвинения за произошедшее в Индианаполисе, но пока не будут наказаны. Окончательное решение будет принято на плановом заседании Совета 14 сентября с учетом мер, принятых командами по минимизации последствий скандала с резиной на Гран При США.
Подтверждены два пункта обвинения из пяти: отсутствие резервного комплекта резины и отказ от участия в гонке, остальные обвинения - отказ от ограничения скорости в шикане, заговор по поводу заезда в боксы после формировочного круга и несообщение стюардам гонки о своем решении - сняты с команд.
Наказать Michelin федерации не может - компания не считается участником чемпионата, они лишь официальный поставщик резины.
Макс Мосли: "Мы решили отложить наказание по двум пунктам обвинения, окончательное решение будет принято после того, как мы увидим меры, предпринятые командами для предотвращения повторения подобной ситуации и компенсации болельщикам с их стороны. Немедленное наказание кажется мне несправедливым, но если к сентябрю ничего не изменится, мы примем серьезные меры. Я хочу дать время командам.
Мы не можем оштрафовать Michelin, хотя именно они несут ответственность за произошедшее в Индианаполисе, но федерация может косвенно влиять на поставщиков резины через их партнеров. Мы надеемся, что меры предложенные шинниками по поводу компенсации болельщикам Гран При США будут приняты, а команды сделают все, чтобы предотвратить повторение подобной ситуации в будущем.
Мы запросили у Michelin информацию об отказах резины за последние два года, есть подозрение, что проблемы с боковинами колес возникали и в прошлом, этот вопрос нуждается в серьезном анализе. Если технический отдел FIA и независимые эксперты придут к выводу, что эти шины опасны, то мы будем вынуждены запретить использование резины Michelin".
Семь команд-клиентов Michelin отозвали намеченную ранее пресс-конференцию, после того, как FIA отказалась от немедленного штрафа. Вместо этого был выпущен пресс-релиз.
Шесть команд чемпионата собираются обжаловать обвинения по поводу произошедшего в Индианаполисе. В официальном заявлении, подписанном представителями BAR, Williams, Renault, Sauber, McLaren и Toyota говорится следующее:
"Мы разочарованы решением Всемирного Спортивного Совета FIA, подтвердившего обвинения по двум пунктам из пяти после проблем с резиной в Индианаполисе.
1. Нас обвинили в том, что мы не смогли гарантировать наличие подходящей резины, но в этом вопросе команды полностью полагаются на Michelin - это официальный поставщик резины, одобренный FIA и производитель, авторитет которого признан во всем мире. В Michelin взяли на себя ответственность за поставку неподходящей резины, при этом в решении Совета говориться о том, что "у команд действительно были серьезные, смягчающие вину, обстоятельства". Именно эти обстоятельства говорят о том, что команды не могут быть ответственны за произошедшее.
2. Нас обвиняли в неправомерном отказе от участия в Гран При, несмотря на возможность проезда через боксы на каждом круге Гран При США для исключения бэнкинга или ограничения скорости на нем. Это обвинение было снято, но как в таком случае нас могут обвинять в отказе от гонки? Команды не могли участвовать в Гран При, поскольку условия гонки признаны опасными и в любом случае это не было бы той гонкой, которая удовлетворила бы болельщиков.
Команды намерены добиваться оправдания по обоим пунктам обвинения. Мы объяснили Совету, что письменное заявление Michelin об опасности участия в Гран При, лишило нас возможности выбора, любое другое решение, кроме отказа от гонки, было бы безответственным, с чем согласились 19 действующих гонщиков чемпионата.
Команды сожалеют о том, что американские болельщики не увидели гонку с участием всех десяти команд и выражают благодарность тем из них, кто поддержал нашу позицию в интересах безопасности. Команды довольны тем, что компания Michelin готова компенсировать затраты тем, кто купил билеты и с нетерпением ждут начала очередного Гран При".