-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4197
Комментариев: 3
Написано: 4198


Когда законодательство достаточно определилось, русское духовенство получило право самоуправления и самосуда:«Не

Понедельник, 05 Сентября 2016 г. 16:54 + в цитатник

Когда законодательство достаточно
определилось, русское духовенство получило право самоуправления и
самосуда:«Не подобает церковных судов и тяжб судити ни князю, ни боярам, ни
судьям его; те суды я дал церквам, митрополиту и всем епископам русской
земли; а потому не надо ни детям моим, внукам, ни всему роду моему
вмешиваться в дела церковных людей и в их суды», – говорит в своем уставе
Владимир святой и вслед за ним подтверждают то же устав Ярослава, грамоты
Всеволода, Ростислава и др. Приобретя право самоуправления, духовенство, в
лице своих высших представителей, принимает участие и в суде над светскими
лицами, отчасти как правовой и обычный судья (по делам, подлежащим
церковной юрисдикции), отчасти же как ходатай за притесненных.

Кроме юрисдикции, духовенство имело значение и в сфере
гражданского управления. Оно является на вечах и участвует в избрании
князя; оно торжественно встречает призванного князя, благословляет его на
княжение и сажает на княжеском столе. Сами князья приглашают к себе
епископов и игуменов для решения вопроса о престолонаследии (например,
Всеволод Киевский). Духовенство принимает участие в княжеских междоусобицах
или по своей, или народной, или же княжеской инициативе; на примирительную
роль в этих случаях оно смотрело, как на свою обязанность:«Князь! Мы
поставлены от Бога в земле русской, чтобы удержать вас от кровопролития», –
говорил митрополит Никифор II (1195 г.) великому князю Рюрику Ростиславичу.
Для этой цели оно употребляло словесные и письменные увещания, угрозы и
проклятие. Часто удавалось такими мерами сдержать княжеский или народный
гнев. Вот более замечательные примеры. В 1097 году Владимир Мономах с
союзными князьями шел отомстить Святополку Киевскому за ослепление Василька
Теребовльского; Святополк находился в критическом положении и хотел бежать.
Киевляне послали тогда к Владимиру митрополита Николая. Тот стал так
увещевать князя:«Молим тебя, князь, не губи земли русской; ведь если вы
вступите во взаимный бой, враги наши будут радоваться и (воспользовавшись
нашей слабостью) возьмут землю нашу, которую так старательно собирали ваши
отцы и деды». Князь послушался и заключил мир. В 1127 г. великий князь
Мстислав собирался идти против черниговского князя Всеволода Ольговича, в
силу данного раньше слова; собор иерейский во главе с игуменом Григорием
(митрополита тогда не было в Киеве) убедил его оставить это намерение,
обещая взять на себя вину в нарушении данного слова. В 1135 г. митрополит
Михаил II, по просьбе Ярополка, писал послание к возмутившимся новгородцам,
убеждая их прекратить восстание и на некоторых налагая проклятие;
новгородцы смирились и просили прощение. В 1195г. великий князь Рюрик
Ростиславич, находясь в опасности, вступил войну с Всеволодом Суздальским,
просил совета у митрополита Никифора II и, согласно его совету, сделал
уступки в пользу Всеволода. Когда князья хотели мирно решить те или другие
спорные вопросы, обыкновенно приглашали на общий съезд и представителей
духовной власти; так, напримep, был решаем вопрос о разделе владений между
Святополком, Олегом и Владимиром Мономахом. Епископы и игумены очень часто
являются в качестве официальных послов от области, города или князя для
заключения мира, для разных ходатайств и пр. Они же скрепляют договоры
между князьями, давая им целовать крест. Они принимают участие и в решении
новых вопросов внешней и внутренней политики, собираясь то на вече, то на
княжеском дворе. Иногда духовное лицо и единолично является к князю и дает
ему совет, как править народом; сохранилось даже несколько посланий такого
характера, свидетельствующих о нравственном влиянии духовенства на
гражданскую власть  189.

Книга:А.П. Доброклонский -РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ -РУССКОЙ
ЦЕРКВИ-От автора-Первые два выпуска моего Руководства

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100178951_Kogda-zakonodatelstvo-dostatocno-opredelilos-russkoe-duhovenstvo-polucilo-pravo-samoupravlenia-i-samosuda_Ne-podobaet-cerkovnyh-sudov-i-tazb-suditi-ni-knazue-ni-boaram-ni-sudam-ego_-te (400x209, 12Kb)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку