Великие дирижеры: Леонард Бернстайн |
Ну разве нет в нем тайны? Он так горит на сцене, так отдается музыке! Оркестры его обожают.
Р. Челетти
Деятельность Бернстайна (1918 - 1990) поражает своим разнообразием: один из самых выдающихся музыкальных деятелей США, талантливый композитор- экспериментатор в области как джазовой, так и серьезной музыки, он стал ведущим теоретиком и практиком мюзикла, крупнейший дирижер XX века, яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти общий язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.
Леонард Бернстайн с родителями
Учился Леонард в знаменитой Бостонской Латинской школе. Здесь он выступал солистом и дирижером школьного оркестра и поставил оперу «Кармен». В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по истории музыки, филологии и философии.
Счастливый случай положил начало блистательной дирижерской карьере Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, выступил перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.
Bloch Schelomo Ростропович виолончель, Бернстайн дирижёр.
Один из крупнейших современных дирижеров, художник романтического направления Леонард Бернстайн обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью: стихийный темперамент, стремление к красочности, изобразительности и динамичности сочетались с глубиной и масштабностью интерпретаторской концепции. Ему в равной степени удавалось истолкование классической и современной музыки. Артистизм музыканта поистине не знал предела: одним своим шуточным произведением он дирижировал без рук, управляя оркестром только мимикой лица и взглядами.Успехи Бернстайна на дирижерском поприще были оценены по заслугам. В 1945-1949 годах он уже главный дирижер оркестра «Нью-Йорк сити сентр», как преемник знаменитого дирижера Л. Стоковского. В 1957-1958 - дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра, с 1958 по 69 - главный дирижер.
С 1951 года Бернстайн начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна - педагога и просветителя - превзошла аудиторию любого университета. В это же время Бернстайн преподавал в университете чехословацкого города Брандис. Как пианист он выступал с фортепианными партиями и собственными оркестровыми сочинениями. С 1944 года Бернстайн гастролировал во многих странах мира. Побывал он и в СССР.
По предложению хореографа Дж. Роббинса в том же году композитор сочинил музыку балета «Свободная фантазия», постановка которогобыла осуществлена на сцене «Метрополитен Опера». Вскоре совместно с Роббинсом, Комден и Грином он переработал этот балет для мюзикла «Там, в городе». Превращение балета в мюзикл не стало для Бернстайна случайным эпизодом. Во всех его мюзиклах балет занимает важное место. Такое тесное сотрудничество, какое установилось между Бернстайном и Роббинсом, больше характерно для взаимоотношений композитора с либреттистом. Уже в мюзикле «Свободная фантазия» Роббинс поразил публику сценой драки между тремя матросами. Танцевальный вихрь движений рук, ног, тел давал уже тогда представление о возможностях балета в мюзикле. Тринадцать лет спустя в танцах и пластике «Вестсайдской истории» Роббинсу удалось добиться такой смысловой выразительности и образности, которой до этого мюзикл не знал.
Следующий балет Бернстайна - «Факсимиле», поставленный в 1946 году, относится уже к области серьезной музыки. За ним в 1949 году последовала Вторая симфония, которая позже в хореографии Дж. Роббинса получила свое сценическое воплощение. В 1953 году Бернстайну предложили написать песни для мюзикла. Так как его не прельщала роль соавтора, он сочинил всю музыку сам. Так возник мюзикл «Удивительный город». В нем настолько мастерски, с проникновением в стиль пародируются сентиментальные баллады 1930-х годов, что публика чистосердечно приняла их за оригинальные.Третий мюзикл Бернстайна «Кандид» (1956) на либретто Л. Хелман, написанное по одноименному роману Ф. Вольтера, успехом не пользовался. Хотя художественные достоинства партитуры были высоки, сам сюжет показался публике непривычно желчным и циничным. Интересно, что позднее в начале 1970-х, когда средняя стоимость бродвейской постановки достигла полмиллиона долларов, продюсеры предпочли обратиться к проверенным именам и проверенным названиям. Следствием такого положения явилось, в частности, возобновление многих классических произведений американского музыкального театра. Среди них оказался и «Кандид» Бернстайна. Успех такого возобновления во много раз превзошел первую постановку. «Кандид» в сезоне 1973 - 1974 года выдержал 740 представлений, тогда как первая постановка 1956 года прошла на сцене лишь 73 раза.
По «Вестсайдской истории» можно судить обо всех признаках мюзикла - молодого музыкально-драматического жанра. Этот классический мюзикл дает возможность сделать и некоторые выводы о тенденциях развития жанра. «Вестсайдская история» создана Л. Бернстайном по пьесе Л. Лоуренса «История западной окраины». Действие ее происходит в Америке в начале пятидесятых годов двадцатого века на фоне обострившейся расовой вражды. «Вестсайдская история» остро современна. Это прослеживается и в выборе проблемы и героев, взятых прямо с улиц западной окраины Нью-Йорка, и в выборе выразительных средств: современная живая разговорная речь, почти жаргон привычные, звучащие сегодня музыкальные ритмы. Развиваясь, мюзикл включает в себя элементы и оперетты, и ревю, и достижения джаза. «Вестсайдская история», например, живо откликается на новый джазовый стиль cool, где конструктивная четкость и графичность становятся качествами, отчуждающимися от эмоционального. В «экстравагантно-творческом» устремлении мюзикла таится, по мнению Бернстайна, условие его успеха. Каждый мюзикл готовит сюрприз, и «никто никогда не знает, какого рода повороты, обработки и стили стоят на очереди». В «Вестсайдской истории» симфоническое начало сочетается с балладным.
Мюзиклу с самого начала сопутствовал успех. Постановка выдержала 734 представления, после чего началось её триумфальное шествие. Уже в 1960 году мюзикл был снова поставлен в Нью-Йорке, в 1968 году он был включен в репертуар Линкольновского культурного центра. В 1961 году по «Вестсайдской истории» был снят одноименный фильм, который завоевал самую большую популярность среди американских музыкальных фильмов.
Источник: http://www.classic-music.ru/
Серия сообщений "Искусство Дирижёра":Искусство ДирижёраЧасть 1 - Великие дирижеры: Джеймс Ливайн. Опера " БОГЕМА" в его интерпретации; постановка Франко Дзефирелли
Часть 2 - Великие дирижеры: Клаудио Аббадо. О нём.
Часть 3 - Великие дирижеры: Карлос Клайбер
Часть 4 - Великие дирижеры: Леонард Бернстайн
Часть 5 - Великие дирижеры : Курт Зандерлинг. Сен-Санс : Концерт для ф-но с орк. № 2
Часть 6 - Великие дирижеры: Герберт фон Караян
...
Часть 26 - Иоганнес Брамс: Жизнь и Творчество Гения
Часть 27 - Искусство Звука: Жюль Массне
Часть 28 - Дворжак. Концерт для ф-но с оркестром
Рубрики: | ЖЗЛ-Люди и СудьбыЖЗЛ- Люди и Судьбы"Живые" КОНЦЕРТЫ "Живые" КОНЦЕРТЫВ Мире Классической Музыки В Мире Классической МузыкиИскусство Композитора Искусство Композитора |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |