О книге "Тибетская книга мёртвых". |
«Тибетская книга мёртвых» — наиболее распространённое на Западе название тибетского буддийского текста «Бардо́ Тхёдо́л» (также «Бардо́ Тодо́л»). Содержит подробное описание состояний-этапов (бардо), через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека начиная с процесса физического умирания и до момента следующего воплощения (реинкарнации) в новой форме. Для каждого этапа приводятся специальные рекомендации. Книга «Бардо Тхёдол» связана с определёнными тантрическими практиками школы Ньингма, её образы и ассоциации могут быть непонятны без соответствующего посвящения и объяснений.
Книгу, на мой взгляд, не самая легкая для чтения. Главным образом из-за своего стиля, и обилия буддистских и тибетских терминов, а также многочисленных собственных имен Богов и иных существ.
На самом деле, это не книга о мертвых, как можно подумать из западного названия. Это руководство для тех, чьё физическое тело прекратило своё существование, и для их родственников и друзей, тех, кто читая её, может оказать помощь Душе в послесмертии.
Можно даже сказать, что это описание практик. Как правильно относится к чужой и собственной смерти, как к ней готовится, и как везти себя первое время в Тонком Мире.
Одно из основных понятий книги это бардо – промежуточное состояние, наступающее после смерти физтела. Тибетская книга мертвых рассматривает классический буддистский Мир с шестью сферами-мирами (локами): Мир Ада, Мир голодных Духов, Мир Животных, Мир Человека, Мир полубогов-Асуров, Мир Богов (Дэвов). Все эти миры вовлечены в бесконечную сансару. А чтение этой книги и следование её положениям, как раз и помогает выйти из сансары.
Идея в том, что после смерти физтела Душе предстоит пройти еще ряд испытаний, которые либо снова затянут в сансару, либо позволят выйти из неё, достигнув просветления и став Буддой в одной из Высших Сфер.
В книге говорится, что причиной погружения в сансару служит дурная карма, именно она заставляет человека бояться, испытывать страх, сомнения, неуверенность и в результате всего этого вновь и вновь перерождаться в одном из шести Миров.
По сути, все наши страхи и испытания, те, что мы видим в бардо – проекции и мыслеформы нашего собственного разума. Все наши трудности и способы их преодоления, находятся в нас самих.
«И Владыка Смерти, и добрые, и злые духи, и буйвологоловый демон не обладают реальностью вне твоих собственных помраченных проекций, так что признай это. Сей же миг распознай во всѐм происходящем бардо. – цитата из книги.
Книга говорит, что каждый человек испытывает шесть различных бардо: бардо рождения, бардо сновидения, бардо самадхи-медитации, бардо предсмертного мига, бардо дхарматы и бардо становления.
После смерти Душа испытывает три состояния бардо: бардо предсмертного мига, бардо дхарматы и бардо становления.
Душу будут испытывать – добрые и гневные божеста, Шесть Миров сансары будут манить и звать своим притяжением – главное отличить ложное от правдивого и найти свой Путь, ибо все эти испытания и трудности обусловлены собственной кармой человека. И некого винить в них, кроме как самого себя. Книга говорит о том же, о чем и многие другие источники и священные книги различных религий – к смерти физтела надо готовится всю свою жизнь. Вернее не к самой смерти, а к тому, что за ней последует. Т.е. рассматривать физическую жизнь не как самоцель и предел всему, а подготовку (учебу, если хотите), к действительно Жизни Вечной.
Если же Душа не может противиться зову сансары, то данная книга даёт конкретные указания по выбору конкретного Мира, континента на нём, народа и родителей для своего будущего (и более успешного в эволюционном плане) воплощения.
После прочтения книги я поймал себя на мысли, что несмотря на ряд замечательных и интересных идей и мыслей, одна из основных концепций (что после смерти физтела в течении 1-40 дней наступает либо просветление либо снова сансара) не находит у меня внутреннего резонанса. На данный момент, мне представляется, что в тонких планах (ментал, астрал) Душа все же может задержаться на достаточно долгое время и более того, жить там полноценной жизнью. Кажется как то нелогичным, что у Души практически нет времени, что бы оценить итог закончившегося физического воплощения, просмотреть свои верные и неверные (с точки зрения эволюции) поступки, обдумать их самостоятельно или со своими Наставниками и Учителями, встретиться с друзьями и просто отдохнуть. Тибетская книга мертвых всё это фактически отметает, говоря, что сансара, это действительно колесо перерождений, которое действует без остановок и пауз.
п.с. западное название книги, которое многих отпугивает и настораживает, здесь выступает, как некий экзамен, зачёт - готов или нет человек взглянуть в лицо своему самому сильному страху - страху смерти.
Рубрики: | О книгах Карма Буддизм |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |