-Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель free_readings Work_of_art


Краков. Вокруг Рыночной площади по часовой стрелке

Суббота, 11 Февраля 2012 г. 19:50 + в цитатник
Цитата сообщения Cayetana_de_Alba Вообще-то, на Рыночной площади о каждом здании можно долго и много рассказывать – пять-шесть столетий их существования были столь насыщены событиями, что о всех них даже просто упомянуть невозможно в рамках одного поста. Потому позволю себе ограничиться достаточно кратким описанием основных событий. Итак, выходим из дверей Мариацкого костела, сворачиваем налево (если вышли из „туристических”, то налево и еще раз налево), медленно идем и внимательно смотрим на нумерацию домов.

Дом №4, Kamienica Czyncielów (Kamienica Czynciela, Czyncielówka). Современное название происходит от фамилии некоего Селестына Чынчеля, который приобрел здание в конце XIX века, а затем приказал его снести. В 1908 году Людвик Войтычка на этом месте построил новый дом в стиле модерн. Он стал первым современным торговым домом в Кракове. На уровне второго этажа - лепные украшения, атрибуты римского бога торговли Меркурия.
1 (699x526, 95 Kb)

Дом №5, Kamienica Bidermanowska. Дом в начале семнадцатого века принадлежал советнику Ежи Бидерману, отсюда и получил свое название. Строения 4 и 5 назывались также Domami na Barszczowym, потому что долгое время принадлежали купцу Мачею Баршчу. В начале XX века дом был реконструирован архитектором Хенрыком Ламенсдорфом. Очень близко к этому зданию, напротив выхода с современной улицы Сенной на Рыночную площадь, было место, где устанавливали эшафот. Последняя смертная казнь состоялась в 1794 году, когда казнили ксендза Михала Дзевоньского - за выдачу русским плана лагеря Костюшки под Босутовом. Ныне здесь находится крупный книжный магазин сети „EMPiK” (открытый в 2001 году). На втором этаже - отдел путеводителей, где можно купить карту Кракова и открытки.
 (700x644, 188Kb)

Дом №6, Kamienica Szara. Дом, построенный в XIII веке, находится на углу Рыночной площади и ул. Сенной. Он состоит из центрального здания и флигеля, расположенного параллельно Сенной. Внутри находится просторный двор. Сегодняшний вид здания связан с реконструкцией во второй половине XVII века. В доме четыре этажа, верх украшен аттиком, а наружный угол усилен каменным столбом. Внутри сохранились ренессансно-готические сводчатые потолки. Главный портал, ведущий внутрь, выполнен в стиле барокко братьями Кастелли – краковскими скульпторами итальянского происхождения. Предположительно, в этом доме жила в XIV веке Сара - любовница короля Казимира Великого. Позже дом был резиденцией влиятельных польских семей – Зборовских и Зебжыдовских. В 1574 году здесь жил первый из выборных польских королей – Генрих Валуа, а в 1769 году краковский мещанин Марцин Oрaцeвич, который прославился, по видимому, тем фактом, что во время осады Кракова в 1768году, когда у него кончились пули, зарядил ружье пуговицей от своего жупана и выстрелив, убил главнокомандующего царскими войсками, Панина. Во время восстания под предводительством Тадеуша Костюшки, здесь находилась его штаб-квартира, а во время краковского восстания – резиденция Временного правительства. С именем вышеупомянутой Сары некоторые историки связывают нынешнее название дома, но логичнее было бы связывать его со Станиславом Фейнтухом, сменившим позже свое имя на Шарски (Szarski). В середине XIX века он был владельцем дома, открывшим на первом этаже чайный магазин.
 (699x654, 162Kb)

Дом №7, Kamienica Montelupich. Этот дом, иначе известный как итальянский, был построен в 1556 году в результате реконструкции более раннего готического здания, сделанной итальянскими архитекторами - Гвиччардини и Ферроворе. Сохранились доныне главный портал и вестибюль с подвесными арками и люнетами, украшенными медальонами, датируемыми примерно 1600 годом. Сохранился также проход из вестибюля во двор, сделанный в виде красивого ренессансного портала с каменными колоннами, датируемый серединой XVI века. Именно в этом доме находилось первое в Польше почтовое отделение, которое связывало в XVI веке Краков и Венецию. Этот исторический факт запечатлен на каменной доске на стене дома.
 (557x699, 154Kb)

Дом №8, Kamienica pod Jaszczurką. Дом под Ящерицами - один из немногих в Кракове, сохранивших средневековое название, происходящее от скульптурного герба, расположенного над входом в вестибюль. В Средние века это был популярный способ маркировки и ориентации среди домов в городе (нынешняя скульптура является копией готической, которая хранится в Национальном музее в Башне Ратуши). Это здание XV века, в котором с того времени сохранились на уровне первого этажа очень своеобразные готические девятипольные «пястовские» своды. Во всей Польше на сегодняшний день сохранилось только четыре готических архитектурных памятника такого рода. Вход в здание украшен гербом в виде переплетающихся друг с другом ящериц. Сегодня в здании находится музыкальный клуб (кафе) „Pod Jaszczurami”.
 (585x699, 156Kb)

Дом №9, Kamienica Bonerowska. Этот дом, первоначально готический, приобрел свой нынешний облик в XVI веке. Его верх украшает изящный фигурный ренессансный аттик, который был удален в XIX веке, а заново восстановлен в 1962 году. Каменные ренессансно-готические обрамления окон второго этажа были реконструированы на основе старых сохранившихся документов. Главный вход был сделан в стиле регентства и украшен картушем в стиле рококо, датируемым второй половиной XVIII века. В этом доме находится знаменитый Пассаж Беляка, соединяющий Рыночную площадь с улицей Столярской. Для русских туристов дом еще интересен тем, что в 1604 году здесь проходила свадьба самозванца Лжедмитрия с Мариной Мнишек.
 (527x699, 142Kb)

Дом №10, Kamienica Pod Złotym Karpiem. Дом был построен в XIV веке, в XV был возведен третий этаж, неоднократно реконструирован в последующие столетия. Принадлежал первоначально семьям торговцев и ремесленников, позже - итальянскому братству. Стоит отметить, что в первой половине XVII века в нем жил художник Томмазо Долабелла - автор многих работ, в настоящее время хранящихся в костелах и монастырях Кракова. Яцек Матусиньски был автором реконструкции, сделанной в 70-х годах XIX века. Тогда были изменены первый этаж, крыша и сделан новый классический декор фасада. До Второй мировой войны на первом этаже размещалась конструкция из железобетона, которая позволила установить новые, модернистские витрины, спроектированные Ежи Струшкевичем. В конце 50-60-х годов ХХ века было восстановлено неоклассическое украшение фасада, а в 70-х годах - полностью перестроены флигели, что позволило включить их в Пассаж Беляка. До нашего времени сохранилась печь в стиле барокко, перенесенная в 1906 году в в Национальный музей, находящийся в Башне Ратуши, и классическая роспись вестибюля со сценами из жизни Кракова, сделанная в 1830 году Яном Копфом. Название этого дома происходит от золотого карпа, который присутствовал на гербе здания. Тем не менее, еще до Первой мировой войны, символ этот был перенесен в дом № 11, где он и находится во дворе.
 (526x699, 150Kb)

Дом №11, Kamienica № 11. Одно из тех зданий, что являются „глотком свежего воздуха”. Был построен в начале XX века на месте т. н. Венецианского дома, принадлежавшего в XVI веке итальянской семье Аланци. Именно в этом доме останавливались дожи во время своих визитов в город Краков.
 (517x699, 156Kb)

Дом №12, Kamienica Fontanowska. Здание образовалось в результате слияния двух домов, называемых Fontanowskа и Gutterowskа, самых „узких” домов на Рыночной площади. С XVI века в нем жила итальянская семья Фонтана, что дало дому современное название.
 (647x699, 228Kb)

Дом №13, Kamienica Pod Złotą Głową. Этот дом с XVI века принадлежал династии краковских фармацевтов. В середине XIX века его модернизировали, добавив фасад в стиле позднего классицизма. На втором этаже сохранилась интересные настенные росписи, датируемые началом XIX века, которые представляют собой сцены с экзотическими растениями и животными.
 (657x699, 210Kb)

Дом №14, Kamienica Pod Św. Anną. Этот дом относится к XV веку и назван так в честь статуи Св. Анны, которая когда-то стояла над главным входом. Много веков назад был соединен с домом Pod Złotą Głową деревянным мостом, перекинутым через улицу. До нынешних времен сохранились ренессансные потолки готика и ренессансно-готические колонны между окнами. Нынешний облик здание приобрело в результате модернизации, проведенной в конце XIX века.
 (494x699, 144Kb)

Дом №15, Kamienica Pinocińska. Кирпичное здание, построенное в первой половине XV века, и, вероятно, в конце XV века был достроен второй этаж. Еще одно изменение произошло в XVI веке, с этого периода сохранились ренессансные кессонные потолки, полихромные балки и остатки каменной готики и ренессанса. Другое название дома – Na Kruglu или Kruglowska – было дано в честь его владельцев, которым дом принадлежал до конца XVI века. Тем не менее, в XVII веке дом перешел во владение итальянских кланов, в том числе Пиноцци - отсюда и происходит современное название. В результате реконструкции 1831 года дом приобрел совершенно новый вид – с первым в Кракове неоготическим фасадом. Наиболее серьезные изменения дом претерпел в 70-е годы ХХ столетия, когда при капитальном ремонте случайно была разрушена значительная часть ценных исторических элементов.
 (524x699, 163Kb)

Дом №16, Kamienica Morsztynowska. Название дома происходит от фамилии семейства Moрштын, которая в XV веке владела зданием. Нынешним своим обликом дом обязан главной реконструкции, относящейся к началу XIX века, которая была инициирована тогдашним владельцем здания Антонии Морбитцером. По окончанию реконструкции фасад был увенчан его монограммой (AM) в окружении аллегорических изображений и символов судоходства и торговли. В 1947 году, после Второй мировой войны, Казимеж Kщонжек открыл в этом здании ресторан „Pod Wierzynkiem”, национализированный четыре года спустя и известный в настоящее время как „Вежинэк”. Внутри находится зал с росписями в помпеянском стиле конца XVIII века, Рыцарский зал, который, фактически, находится в соседнем доме - Каmienica Hetmańska, но принадлежит „Вежинку”, а находящиеся в нем консоли XIV века выполнены в виде голов дворни и прислуги. На втором этаже сохранились сводчатые перекрытия XVI века. Предположительно, здесь городской богач Миколай Вежинэк принимал почётных гостей короля Казимежа Великого, участвующих в Краковском конгрессе в сентябре 1364 года. На том приёме присутствовал император Карл IV, король венгерский Людвиг Великий и другие знатные гости. Приём прошёл на высшем уровне - гости ели из золотой посуды, а еда была самая что ни на есть изысканная. Словом, пир горой. Конечно, после принятия столь высоких гостей слава о Вежинке пошла по всей Польше - и сегодня, когда хотят сказать о богатом столе, говорят: „как у Вежинка”. Стоит отметить, что в этом доме проходил и королевский пир посвященный обручению внучки короля Казимежа Великого Эльжбеты с императором Карлом IV. Сегодня в „Вежинке” проходят приёмы на самом высоком уровне. Впрочем, следует заметить, что в последние десятиления у Вежинка появился конкурент, пользующийся среди жителей Кракова не меньшей популярностью - это ресторан „Hawelka” („Хавэлька”), находящийся в доме №34 на той же Рыночной площади.
 (524x699, 156Kb)

Дом №17, Kamienica Hetmańska. Дом был построен во второй половине XIV века. Именно с этого периода сохранился готический зал, украшенный статуями короля Казимира Великого и королевы Эльжбеты Локеткувны. Дом, вероятно, поддерживал в хорошем состоянии Ян из Мельштына, тогдашний кастелян Кракова. Его название происходит от славы, которой удостоился во второй половине XVIII века Ян Клеменс Браницкий, бывший тогда кастеляном Кракова и великим коронным гетманом Польши. Во время восстания Костюшки в доме был военный штаб, а после он стал медленно приходить в запустение и разрушаться. В 1816г. новым владельцем стал Ансельм Дзвонковский, который отреставрировал здание. В ходе этого ремонта был восстановлен фасад, и хотя большой пожар 1850г. почти уничтожил дом, его снова быстро восстановили. В 80-х годах ХХ века прошла еще одна реставрация, в ходе которой был восстановлен первоначальный облик дома с гербом Браницких на аттике - грифоном.
 (699x557, 138Kb)

Дом №18, Kamienica Amadejowska. Дом своими корнями восходит к средневековью, но первые письменные упоминания о нем датируются концом XVI века. На рубеже XVI и XVII веков дом был перестроен в стиле ренессанс: была уменьшена высокая двускатная крыша, спрятанная на новопостроенный аттик. Во второй половине XVII века дом принадлежал итальянской семье Амадеи, что дало зданию его современное название. Здание сильно пострадало от пожара в 1850г., было перестроено и соединено с соседним - Kamienica Hetmańska. И только в 1980-1987гг. удалось восстановить его первоначальный облик.
 (524x699, 165Kb)

Дом №19, Kamienica Pod Obrazem (ранее известный как „Под Мудрым Львом”). В нем расположен известный ресторан „Вентцль” („Wentzl”), основанный в веке, когда в результате раздела семейного имущества здание оказалось во владении Яна Вентцля. Нынешнее название дома восходит к XVIII веку, точнее к 1718 году – тогда в ходе реконструкции на фасаде здания был написан образ Святой Девы Марии.
 (700x525, 109Kb)

Дом №20, Pałac Potockich (Hermana z Raciborza, Jabłonowskich или Zbaraskich). Дом этот, как часто случалось со строениями на Рыночной площади Кракова, возник в результате слияния двух готических зданий, которые были перестроены в стиле ренессанса, а позже – барокко. С того периода сохранился только дворик с аркадами и вестибюль. В 1777-1783гг. по заказу семьи Яблоновских, которой в то время дом принадлежал, был построен неоклассический фасад в стиле Людовика XVI с аллегорическими фигурами. В это время к дому было присоединено здание по ул. Брацкой (ul. Bracka). Нынешний внешний облик дома, сформированный в конце XVIII века, остается неизменным.
 (631x599, 91Kb)

Дом №21, Kamienica Bolepinowska (Pod Ewangelistami или Lanckorońskich). После пожара в 1850 году дом был куплен Антони Вычыньским, который приказал восстановить здание архитектору Каэтану Шидловскому. Дворец был восстановлен во второй половине XIX века и отдан под Ипотечный банк. К сожалению, во время реконструкции был замурован уединенный внутренний дворик эпохи Возрождения. На сегодняшний день на первом этаже сохранились остатки старинной часовни Лянцкороньских, сводчатые потолки которой были покрыты росписями с изображением месяцев и знаков Зодиака, относящихся к XVII веку.
 (700x525, 89Kb)

Дом №22, Kamienica Straszewska (Tucowska, Zalewska, Wielopolskich). Дом, как и почти все здания на Рыночной площади, построен в XIV веке. Его появление, вероятно, является результатом «разделения» одного массивного дома, который до середины XIV века занимал два соседних участка - 21 и 22. В XVI веке высота здания увеличилась высоты зданий до трех этажей. В следующем столетии новые владельцы - Велёпольские - перестроили дом, придав ему черты раннебарочного городского дворца: балкон для обзора панорамы, а также встроенная аркада галереи. Доныне сохранились украшения сводчатой арки входа, фасад, порталы и частично другие детали росписи интерьера. Именно из окон этого дома в декабре 1683 король Ян III Собески смотрел церемонию в честь победы под Веной. Августейшего монарха пригласил тогдашний владелец дома – Лоренцо Туччи. В XVIII веке дом сначала принадлежал семье Залевских, затем семье Велёвейских – это ими была оплачена реконструкция в стиле классицизма. С того периода сохранился фрагмент фасада и внутренняя отделка второго этажа. Второй этаж до сих пор является уникальным пространством, в котором сохранились растительные настенные росписи, относящиеся к первой половине XIX века. Главные изменения в облике здания произошли в начале XX века. В 1908-1909 годы был восстановлен, в том числе и первый этаж (для магазинов), а также реконструирован внешний вид фасада на уровне первого этажа – такой, каким он был в первой половине XVI века. В 20-х годах прошлого века были добавлены 3 и 4 этажи.
 (450x600, 90Kb)

Дом №23, Kamienica Kromerowska. Дом был построен во второй половине XIV века. С тех пор он была перестроен несколько раз, но с начального периода своего существования доныне сохранились готические подвалы. В XVI веке в результате модернизаций достиг высоты в 4 этажа, что было в тех условиях необычно высоким зданием для архитектуры Кракова. С конца XVIII века здесь была кондитерская Веландта. В этом здании были также книжные лавки Куика, Герата, Франческо Meрцени, а в начале ХХ века в подвале располагался букинистический магазин „Bibliofil Polski”, а на первом этаже книготорговая фирма „Gebethner i Wolff”. В настоящее время на первом этаже традиционно расположен один из множества существующих на Рыночной площади книжных магазинов. Исторический факт: перед этим домом в 1769 году наказывали капеллана русских войск, стоявших тогда в Кракове. Поп во время обряда крещения в Висле невзначай утопил младенца. И в наказание должен был получить пятьсот ударов палкой по голому заду - на глазах у собравшегося народа.
 (450x600, 88Kb)

Дом №24, Kamienica Pod Kanarkiem (Czeczotczyńskа, Bipińskа (Bifińska). Здание было построено в конце XIII – начале XIV веков. Во время реконструкции в XV веке был достроен задний флигель дома, а этажи обоих строений (то есть, заднего флигеля и основного здания) объединились крыльцом, подвешенным на каменных кронштейнах, один из которых сохранился до нашего времени. Предположительно в начале XVII века была проведена реконструкция в стиле позднего Возрождения - с того времени между окон сохранилась колонна т. н. „izbie na zadzi”. В то же время был добавлен третий этаж. В ходе восстановления после пожара 1850г. был построен четвертый этаж фасада и 2-этажные сводчатые крылечки с открытыми аркадными галереями выходящими во внутренний дворик. В 1877 году была произведена еще одна реконструкция, в ходе которой были восстановлены исторические сводчатые перекрытия здания. В своем нынешнем виде это строение представляет собой типичный многоквартирный дом XIX века с весьма мало сохранившимися элементами декора предыдущих столетий.
 (544x699, 184Kb)

Дом №25, Kamienica Pod Krukami. Дом образовался в результате слияния двух меньших зданий, построенных в XV веке, называемых Kłosowiczowskа и Pod Krukami. В 1842 году Анна Вонсович, племянница князя Юзефа Понятовского, купила два этих дома, и, сделав ремонт, объединила их. В этом доме хозяйка организовала первый в Кракове художественный салон и принимала учёных, писателей и других известных и прогрессивных людей того времени. Дом был уничтожен пожаром 1850г., перестроен по проекту архитектора Станислава Голембиовского. В 1872 году Маврикий (Мориц) Потоцки, унаследовавший дом после Анны Вонсович, продал его галицийскому банку для коммерческих целей. Сразу после этого его реконструировал Томаш Прылиньски, и с того времени сохранился нынешний вид фасада. Со времени проведения последней реконструкции 1991 года в нем располагается Международный Центр Культуры.
 (651x698, 186Kb)

Дом №26, Kamienica Książęca (Podparta или Pod Św. Janem Kapistranem). Первый с улицы Вищльной (ul. Wiślna) дом, стоящий на Рыночной площади. Самый старый из его сохранившихся фрагментов – подвал готического происхождения. В XIV веке здание принадлежало мазовецким князьям отсюда и одно из названий. Вероятно, в этом доме жил Ян Капистран во время своего пребывания в Кракове (1453-1454). В ознаменование этого события на высоте второго этажа на углу Рыночной площади и ул. Вищльной (ul. Wiślna) поставлена статуя этого святого. Еще один знаменитый человек, живший в этом доме - мастер Твардовский, известный польский маг и чернокнижник. Во второй половине дня 27 июля 2005 года в ресторане, расположенном на первом этаже, произошел пожар, уничтоживший большую часть здания.
 (585x699, 149Kb)

Дом №27, Рałac Pod Baranami. Находится справа от улицы Св. Анны (ul. Św. Anny). Дворец образовался в результате слияния трех стоявших на этом месте домов. Вероятно, здесь было хозяйство, в котором держали овец для продажи жителям Кракова. Отсюда пошло название здания и его эмблема. вытекает из их эмблему и название здания. Первоначальное название дома звучало Gdzie Barany, а эмблемой были два барана, объединенные одной общей головой. Во времена, когда домом владел историк Юстус Людвик Деций, три готических здания были перестроены в резиденцию в стиле Ренессанса, которая в течение нескольких столетий неоднократно меняла владельцев. С двадцатых годов XIX века до начала Второй мировой войны здание принадлежало семье Потоцких, которая провела капитальный ремонт дома, в результате которого был добавлен еще один этаж. Тогда же и на воротах, выходящих на Рыночную площадь, появились три характерные головы бараньи головы с закрученными рогами. В подвалах и на первом этаже дворцасохранился готический дизайн интерьера, а полы во дворце принадлежат эпохе классицизма. Сегодня в здании находится открывшееся в 1956 году знаменитое кабаре „Под баранами”, где любят собираться известные современные польские деятели культуры. Основателем и вдохновителем его был Пётр Скшинецкий (Piotr Skrzynecki, 1930-1997). Его фигура сегодня установлена перед входом. С этим кабаре связан творческий путь многих знаменитых краковских артистов, таких как Веслав Дымны, Эва Демарчик, Марек Грехута, Крыстына Захватович, Зыгмунт Конечны, Анна Шалапяк, Лешек Войтович, Гжегож Турнау, Збигнев Прейснер и другие.
 (699x523, 198Kb)

Дом №28, Kamienica Pod Jagnięciem. Название дома датируется концом XIX века, когда владелица „Дворца под Баранами” Катажина Потоцка купила соседний дом, который и стал называться, соответственно „Под Ягненком”. Дом был построен в XIV веке, и конечно, с тех пор претерпел множество реконструкций, но сохранились на первом и втором этажах ренессансные и готические потолки. В 1537 году перед этим зданием были убит Бартоломео Береччи, архитектор и строитель часовни Сигизмунда, соавтор ренессансного королевского замка на Вавеле.
 (472x699, 149Kb)

Дом №29, Kamienica Pod Blachą. Дом был построен в XV веке, сохранил до нынешних времен большинство своих готических сводов, а также появившихся позднее лепных украшений работы Бальтазара Фонтаны. Название дома пошло с XVI века – от рода деятельности тогдашних владельцев здания Фисхаусеров, управляющих угольными шахтами и металлургическими предприятиями в Oлькуше. Они единственные могли себе позволить неслыханную роскошь – покрыть крышу дома медными пластинами. Жены последующих владельцев здания - Липницких, известные своей расточительностью, стали причиной быстрого исчезновения медных пластин с крыши, и тогда ехидные сограждане стали называть его „Dom bez blachy”. Последнее обновление этого здания было сделано в XIX веке. Сегодня краковяки шутят, что на первом этаже находится единственный в Польше магазин, где можно… купить полицейских! Дело в том, что в комиссариате полиции на Рыночной площади окно огромное, как витрина. Отсюда пошло и другое название – „аквариум”.
 (523x699, 182Kb)

Дом №30, Pałac Małachowskich. Дворец Малаховских образовался в 1799 году в результате слияния трех зданий Cyglarowska, Kortynowska и Ryntowska. Петр Малаховский, последний краковский воевода и автор этой реконструкции, подарил дворец своей жене, которая в 1826 году отдала его брату, чья семья владела зданием до начала ХХ века. На сегодня сохранился барочный вход, а также два ренессансных портала и классическая настенная роспись в вестибюле. Интерьер содержит деревянные перекрытия XVII века и картин помпеянского стиля XIX века. Перед дворцом в марте 1794 года Тадеуш Костюшко принес присягу польскому народу.
27 (699x568, 171 Kb)

Дом №31, Budynek Pekao SA. Модернистское здание, в котором сейчас находится отделение банка Pekao SA, был построено в 1913 году по проекту Людвика Войтычки и Казимежа Вышиньского, спустя два года после разрушения ранее построенного на этом месте здания т. н. „Тенчеровского Дома”. В средние века жила здесь семья Tенчеров – оружейников, каменщиков и скорняков. С 1770 года Мария Сендраковска открыла в здании кофейню - одну из первых в Кракове. Ее украшением и визитной карточкой были серебряные ложечки, прикрепленные к углам столешницы цепочками. Причиной этому послужил старинный обычай – забирать с собой на память столовые приборы, был старый обычай, чтобы праздники были приняты в память столовые приборы, особенно если они сделаны из какого-либо благородного металла.
 (450x600, 65Kb)

Дом №32, Kamienica Pod Trzema Gwiazdami. Дом возник в результате объединения двух домов, известных под названиями Wolfklajanowska и Sznukowska. Название „Под тремя звездами” происходит от герба, который некогда украшал фасад здания, но, к сожалению, не сохранился до нашего времени. В 1699-1734гг. дом принадлежал шляхетской фамилии Ожаровских. Самую крупную реконструкцию здание претерпело во второй половине XIX века, и с того времени облик фасада дома не менялся.
 (526x698, 180Kb)

Дом №33, Kamienica Ciemowiczowska. Своими корнями здание уходит в XVвек, реконструирован и перестроен в XVII веке семьей Чемовичей, которые в то время владели домом. XVII веком датируются деревянные потолки, сохранившиеся на втором этаже. В конце XIX века здание был надстроен еще один этаж. При реконструкции случайно был уничтожен прекрасный зал, в котором располагался магазин.
 (370x699, 155Kb)

Дом №34, Pałac Spiski. Дворец возник в начале XVII века в результате реконструкции сделанной по инициативе Станислава Любомирского. Тогда два соседних дома были объединены величественным фасадом с двумя порталами с колоннами, которые поддерживали балконы. Первоначальный облик здания не сохранился до нашего времени: в ходе реконструкции после пожара 1809 года фасад был изменен – исчезли балконы и порталы с колоннами. На втором этаже находится комната с замечательными росписями, посвященными жизни и деятельности Яна Твардовского, созданные Влодзимежем Тетмайером. На первом этаже вот уже более 100 лет находится знаменитый ресторан „Hawelka”.
 (700x462, 101Kb)

Дом №35, Pałac Pod Krzysztofory. Этот дворец - последнее здание на западной стороне Рыночной площади (линия CD). Стоит обратить внимание на то, что нынешняя нумерация домов увеличивается в противоположную сторону, нежели литерные обозначения четырех сторон Рыночной площади: A-B (между ул. Славковской и Флорианьской), C-D (между ул. Св. Анны и ул. Щчепаньской), E-F (между ул. Гродской и ул. Вищльной ) G-H (между Мариацкой площадью и ул. Гродской). „Дворец под Крыштофоры” возник в связи с реконструкцией, относящейся к XVII веку, объединившей вместе три готических дома. В 1633-1640 годы под руководством Якуба Соллари на их месте была построена резиденция для маршала Адама Казановского. Название дворца происходит от статуи Св. Христофора, датируемой 1380 годом. Интересными архитектурными элементами дворца являются лоджия с колоннами, выходящая во двор, прекрасная лестница и богато украшенный фонтан с гербом Водзицких - одних из многочисленных владельцев дворца. Здесь бывали в гостях Ян Казимеж, Михал Koрыбут Вишневецкий, Станислав Август Понятовский, генерал Владислав Сикорский и даже русский царевич Павел, будущий царь Павел I. Сегодня здесь находится Исторический музей Кракова, в котором можно посмотреть, в частности, замечательную коллекцию краковских шопок (рождественских домиков).
 (456x599, 68Kb)

Дом №36, Kamienica Pod Jeleniem (Ludwikowska). Название произошло от имени владельца – Людвик). В 1438 году здесь находился монетный двор, а в XVIII веке Марианна Лебонова устроила в здании гостиницу „Под Оленем”, которая принимала таких именитых гостей, как Иоганн Вольфганг Гете и русский царь Николай I. Здание увенчано аттиком в стиле классицизма с мифологическими персонажами.
 (533x599, 110Kb)

Дом №37, Kamienica Łukinowska (Wosińska). Был построен в XVI веке на месте двух готических зданий. Дом долгое время принадлежал семье Люччини (Луккини) и по их фамилии получил свое современное название.
 (450x600, 89Kb)

Дом №38, Kamienica Kencowska. Название дома происходит от его владельцев, живших в нем в XVII веке - Кенцев). На третьем этаже сохранились картины Михала Стаховича. В 1823 году в этом здании располагалась одна из старейших кофеен в Кракове, основанная Лоренцо Паганино Кортези. Затем дом многократно менял владельцев, его нынешнее название „Редольфи” происходит также от фамилии одного из владельцев - также по имени одного из владельцев - Годана Редольфи. К сожалению, до сегодняшнего дня не сохранился бидермейеровский интерьер, созданный Плошиньским в 1820 году. Сегодня в доме располагается одно из первых краковских кафе - „Kawiarnia Antyczna”, открытое ещё в 1823 году.
 (432x599, 89Kb)

Дом №39, Kamienica Pod Konikiem (Markowiczowska). Название дома происходит от герба „Старая лошадь”, которым король Яна III Собеский пожаловал семью Кжечыков. Висящая на фасаде мемориальная доска с гербом стала эмблемой дома, в котором эта семья, родом из Англии, проживала. Во второй половине XIX века, по заказу тогдашнего владельца Джона Фишера, дом подвергся реставрации Антони Щедеком, который дал фасаду дома его нынешнее обличье.
 (496x699, 164Kb)

Дом №40, Kamienica Januszowiczowska (Januszewiczowska). Центральное здание на этом участке земли было построено в конце XIII - начале XIV веков, флигели к зданию были пристроены во второй половине XIV века, что сделало дом типичным многоквартирным краковским домом-гостиницей. В XVI веке произошли серьезные изменения – был построен задний кирпичный флигель, от которого доныне сохранился каменный портал. В XVII веке дом принадлежал семье Янушовичей (Янушевичей), которые модернизировали здание, заменив средневековую постройку современным дизайном. Существующий ныне фасад имеет такой вид со второй половины XIX века, был спроектирован Антони Щедеком. Другие источники утверждают, что классический фасад уже существовал на рубеже XVIII и XIX веков. Во второй четверти ХIХ века достроился четвертый этаж, а в 50-х годах ХХ века был построен боковой флигель по проекту Теофила Винсента Жебравского сделаны аркады, поддерживаемые колоннами из чугуна. В 1883 году слияние с соседним домом Pod Konikiem (№ 39) был изменен фасад. До наших дней сохранился интерьер XIX века - здесь расположен обменный пункт и магазин.
 (368x600, 73Kb)

Дом №41, Gmach Towarzystwa Ubezpieczeniowego „Feniks”. Здание венской страховой компании «Феникс» было построено в 1928-1932 годы по проекту, разработанному Адольфом Шишко-Богушем. Это строение породило множество споров с самого начала проекта, так как достаточно современное здание в стиле модерн, из-за его внешнего вида и размера, безусловно, выделялся среди всех остальных исторических зданий, стоящих на Рыночной площади. Несмотря на протесты консервативно настроенных горожан, строительство началось благодаря покровительству и заступничеству тогдашнего президента Игнацы Мощчицкого. Внимание приковывает сохранившийся оригинальный интерьер магазина кондитерских изделий с оборудованием внутри, который расположен на первом этаже, а также кофейня „Рио”, богато украшения в 50-х годах XX века. В 1996 году дом „Феникс” прошел капитальный ремонт. Возвращена, в частности, помимо всего прочего, снятая немцами эмблема здания - угловая алюминиевая скульптура женщины (Гигея).
 (673x699, 212Kb)

Дом №42, Kamienica Zacherlowska (Zacherlińska). Первое каменное здание на этом участке, как и подавляющее большинство домов на Рыночной площади, было построено в начале XIV века. До наших дней на заднем фасаде сохранилось кирпичное обрамление въездных ворот. На рубеже XIV и XV веков здание было расширено за счет покупки части прилегающих земель. Большую часть XVI века дом принадлежал семье Бонеров, которые перестроили его в великолепную резиденцию. С того периода частично сохранился внутренний интерьер, фрагменты свода т. н. „ izby tylnej ” (задних покоев) и порталы первого и второго этажей. Под конец XIX века дом приобрела семья Пареньских. По их просьбе венский архитектор Карл Борковский в значительной степени перестроил весь дом. В том числе достроил четвертый этаж, построил современную лестницу, уничтожив старую - начала XVI-века, объединив все элементы дома в одно здание с тремя крыльями и украшениями в стиле неоренессанса на фасадах. При реконструкции были уничтожены ренессансные и готические каменные обрамления окон и декоративный медальон с изображением короля Сигизмунда I Старого. В 2006 году началась большая модернизация здания, связанная с приспособлением здания под функции отеля. В результате ремонта восстановлены неоренессансные граффито, украшающие четвертый этаж.
 (523x699, 155Kb)

Дом №43, Kamienica Gehanowska „Pod Słońcem”. Дом Гехановских „Под Солнцем” - это единственное здание, cтоящее на Рыночной площади, которое сохранило т. н. „przedprożе” (часто встречающийся элемент застройки XIV века - арочное сводчатое крыльцо-подвал, выходящий на террасу). Причиной возникновения таких конструкций было очень быстрое поднятие земли, в результате чего первые этажи зданий стали подвалами. Как легко можно догадаться, история этого дома восходит к Средневековью: самые старые фрагменты ныне существующего здания относятся к середине XIV столетия. Этот дом, уничтоженный пожаром 1475 года, был скоро восстановлен, а на рубеже XV и XVI веков к нему добавился еще один этаж и был приподнят фундамент. Сохранилось и поныне пространство внутреннего интерьера.
 (542x699, 178Kb)

Дом №44, Kamienica Betmanowska. До1834 года на этом участке стояли два отдельных дома Betmanowska и Bełzowska, которые в результате реконструкции были объединены в одно здание с аттиком в стиле классицизма, изображающем бога Гермеса, паровоз и парусник на заднем плане, которые являюлись аллегорическими символами тогдашней торговли. Другое название дома, когда-либо использовавшееся местными жителями, было Pod Ściętą Głową - „Под обезглавленым” или „ Под усеченной головой”. Название это происходило с того времени, когда на главном фасаде здания находилась готическая эмблема, изображающая голову Св. Яна на блюде и ангелов с обеих сторон. Эта эмблема некогда была гербом Вроцлава, а на краковский Рынок приблудилась случайно - вместе с одним из владельцев здания, коих было множество. Были среди них и герои: например, один из его владельцев, шахтер Ян Ветман в возрасте 90 лет во время пожара в соляных копях в Величке спустился в шахту и организовал спасательную акцию.
 (651x699, 199Kb)

Дом №45, Kamienica Pod Orłem (Liszkowska). Дом был построен в XV веке, в следующем был полностью реконструирован - и с этого периода украшены деревянные своды кессонных потолков. В помещении первого этажа сохранились фрагменты росписи XVI века. Современный готико-ренессансный кирпичный фасад здания существует со времени последней реконструкции в XIX веке по проекту Владыслава Экельского. На его вершине находится статуя Феникса проекта Станислава Выщпяньского. Здесь в 1775 году жил польский национальный герой Тадеуш Костюшко перед выездом в Америку. В подвалах здания находится одна из лучших в Польше галерей современного искусства - „Starmach Gallery”.
 (417x698, 167Kb)

Дом №46, Kamienica Czerwona (Вrendlarowska). Одно из исторических зданий на Рыночной площади Кракова, типичный городской дом с хорошо сохранившейся исторической планировкой и частично сохранившимися интерьерами (готические порталы, ренессансные потолки, барочная штукатурка). Был построен во второй половине XIV века, как двухэтажный дом с крыльцом. В первой половине XVI века принадлежал семье Брендлеров, в третьей четверти XVI века доктору права Эразму Ванзаму. Во второй половине XVI века была произведена модернизация здания в стиле Ренессанса - было реконструировано центральное здание и построен одноэтажный задний флигель. С конца XVI века до начала последней четверти XVII, дом принадлежал семье Визембергов. До 1621 года здесь жила Барбара Лангувна. В последней четверти XVII века и в начале XVIII дом принадлежал семье Морштынов, которые сделали полную реконструкцию фасада (в том числе стены и потолки, украшенные росписями, которые частично сохранились до настоящего времени). В 1736 дом принадлежал Анне Сапежине – жене воеводы Тракая. Потом ее владельцами были купцы Новицкие, торговец Ян Ульрих и его наследники. В конце XVIII - начале XIX веков в здании была кондитерская. До 1827 года здание было оформлено в стиле классицизма. В 1867 году была проведена реконструкция дома Теофилом Замойским по заказу владельца – торговца специями Антонио Черни. В 1876 году Антони Хавелька основал в здании магазин „Под Пальмой”. В 1935 году флигели были разобраны до одноэтажных. Современное название здания происходит от красного цвета фасада, которым дома был окрашен до 1850 года. Дом принадлежал нескольким семьям, а также Мариацкому костелу.
 (625x699, 216Kb)

И наконец:
Дом №47, Kamienica Margrabska. Первоначально здание называлось „Mennicа”, потому что в конце XIV века был здесь монетный двор. В более поздние времена дом был известен как Margrabskа. Во второй половине XVIII века его тогдашний владелец - Франчишек Велёпольский - арендовал его под гостиницу под названием „Под Провидением”. Дом тогда приобрел фасад в стиле позднего барокко с великолепным порталом, который ныне ведет в филиал одного из крупных банков. Большую часть XIX века в этом доме находился Отель „Дрезден”. Стоит также отметить, что в этом здании, Адам Пясецкий открыл свой фирменный магазин, где продавал шоколад собственного производства. Он был владельцем первой в городе шоколадной фабрики, которая существует и поныне под названием „Вавель”. Сейчас в здании находится банк.
 (629x699, 181Kb)
Рубрики:  По городам и весям
Moja Polska

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку