Средневековая Европа была местом не только рыцарского, походно-завоевательного риска, но и духовного. Людьми духовного риска были св. Франциск Ассизский и древнерусские юродивые. Один из самых радикальных представителей этого племени – великий нем. христианский мистик, богослов, проповедник, преподаватель и дипломат Мейстер Экхарт. Он достиг высоких должностей в иерархии Доминиканского Ордена, но находился, тем не менее, в оппозиции схоластике, господствовавшей в большинстве богосл. школ. Проповеди Э. производили потрясающее воздействие на современников, становясь заданием и загадкой, которую настоятельно хочется разрешить. Он нашел самые простые слова и самые ясные примеры для того, чтобы донести частицу своего опыта до слушателей. Живой язык Э., торопящийся передать самые глубинные пласты опыта богопознания, обретаемого через богоборчество, был предметом нападок, восхищения, пародирования, подражания. Даже в богатом на мист. откровения средневековье его тексты, основанные на личном мист. опыте, выглядят неожиданными и яркими. Они перекликаются с православной мистикой св. Григория Паламы, более того – позволяют христианской культуре вступить в диалог с другими конфессиями, искать общее в сфере личностного опыта богопознания, обычно кажущейся интимно замкнутой. Некоторые акспекты мистики Э. близки восточному типу эзотерич. мировоззрения, великим восточным традициям даосизма, «Упанишад» и дзэн-буддизма. Историки находят в его трудах предвосхищение идей Реформации.
Э. был христианином не вполне каноническим, неудобным для церковного начальства. Его обвиняли в пособничестве «еретикам», но более всего в том, что он, пытаясь объяснить народу недоступные для его понимания высокие истины, слишком вольно говорит о «тонких вещах», вносит смуту в неподготовленные умы простолюдинов и этим бьет по авторитету Церкви как единственной законной хранительницы священного предания. Архиепископ Кельнский, вооружившись цитатами из сочинений Э., начал против него процесс. Дело попало в руки озлобленной папской инквизиции, но до приговора обвиняемый не дожил. Неоднозначность учения Э., выраженного языком, плохо поддающимся буквальному истолкованию, привела к посмертному осуждению его инквизицией. В 1329 последовала папская булла, осуждавшая 17 основных положений Э. как еретические, 11 – как подозрительные; в конце ее говорилось, что от 26 из 28 положений Э. отрекся сам. Лишь в дальнейшем начала уясняться истинная роль Э. в развитии христ. богословия (в догматическом и мистическом аспекте). Именно от Э. ведет свое происхождение язык нем. философии. В его доктрине предвосхищена диалектика единого божественного мирового процесса, развитая Ф.В. Шеллингом и Г. Гегелем. Мист. учение Э., близкое к пантеизму, является разновидностью мистич. платонизма, восходящего к алхимику Альберту Великому (1193–1280). Э. оказал сильное влияние на немецкояз. мистику, в частности, на Бёме, а затем на романтизм начала XIX в. и на философию жизни.
В 1936 г. в Германии началось и в наст. время завершается издание 11-томного собрания сочинений Э. – со всем необходимым современным критич. аппаратом. К гл. произведениям Э., не упомянутым в [792–796], относятся «Книга утешения» и «Трактат про сестру Карей».
http://klein.zen.ru/zen-spirit/salon/ekhart/Ekhart.htm