-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в IrinaSch

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.11.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 1570


Балахнинское кружево

Воскресенье, 18 Марта 2018 г. 20:39 + в цитатник
Цитата сообщения Марина_Ушакова Балахнинское кружево: история и художественные особенности народного промысла

1 (300x225, 37Kb)

Одним из кружевных центров России является город Балахна, расположенный в Нижегородской области на берегу Волги. Местный кружевной промысел ведет свою историю с последних десятилетий XVII в., его расцвет пришелся на период с конца XVIII до конца XIX в. В XIX в. кружевоплетением занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень.
 
Набор инструментов и приспособлений для плетения кружев был доступен для простого народа и включал коклюшки, валик, подставку под валик, склок, булавки, ножницы и нитки.
 
2 (561x700, 513Kb)
 
Балахнинские коклюшки по форме напоминают веретено с небольшой плоской головкой и имеют длину 12-15 см. Изредка они украшались неглубокими надрезами – проточками. Деревенские мастера вырезали коклюшки обычно из березы или можжевельника, хорошим деревом считался клен, а самым лучшим – липа. Коклюшки считали парами, продавались они на местных базарах сотнями. Для начала работы обычно требовалась одна сотня коклюшек.
 
4 (471x700, 404Kb)
 
Для закрепления сколка и коклюшек во время плетения кружев служила плотная подушка, которую в Балахне называли валиком, а в старые времена – кутузом. Чаще всего валик имел длину 35-40 см и диаметр 30-40 см. Его укладывали на специальную подставку в виде маленького столика. Подставка представляла собой две деревянные рамки-стойки, «вложенные» одна в другую и подвижно соединенные в центре. В Балахне она имела несколько названий – «козлы», «стойки», «столик».
 
На валике закрепляется бумажный сколок, который оборачивают вокруг и концы сшивают. Он представляет собой технический рисунок с нанесенным контуром узора и местами вкалывания булавок для временного закрепления нитей. Сколок обычно содержит один или несколько повторов (раппопортов) всего кружевного узора.
 
5 (471x700, 404Kb)
 
В Балахне кружева плели в основном из шелковых и хлопчатобумажных ниток, реже – из льняных. Использовались нитки черного, золотисто-кремового или белого цветов.
 
Переработав орнаменты французских и бельгийских кружев, местные кружевницы создали свой неповторимый стиль – «балахонский манер». Его основу составляют композиции из цветов и листьев, плодов граната, гроздьев винограда – узоров, служивших символами любви, земного рая, счастливой семейной жизни. Своеобразной визитной карточкой мастериц стала «балахонская роза». В сравнении с растительным орнаментом изображения животных и птиц – оленей, павлинов, орлов – на балахонских кружевах встречаются реже.
 
Узорные композиции располагались на ажурных решетках разнообразной фактуры. В одном изделии могли сочетаться несколько видов решеток, благодаря чему достигался особый эффект игры светотени.
 
Балахна, подобно другим центрам кружевоплетения, производила как штучные вещи, так и мерное кружево для украшения женской и мужской одежды: рюши для отделки дамских платьев, блузок, платков, белья, шляп и чепцов. Ассортимент штучных изделий включал галстуки, пояса, наколки на прическу, головные уборы (шали, косынки, шарфы, шапочки), перчатки, воротники, манжеты, кофты, платья и накидки на плечи.
Мерное балахнинское кружево. Конец XIX-начало XX в.

6 (501x700, 423Kb)

Фрагмент балахнинского шелкового шарфа сцепного плетения. Вторая половина XIX в. Музей Нижегородского государственного университета.

7 (467x700, 499Kb)

«Вазон» и «цветы» на балахнинской шелковой кружевной шали. Середина XIX в. Балахнинский краеведческий музей.

8 (635x437, 321Kb)

Кофта из льняных нитей. Сцепная техника плетения. Начало XX в. Балахнинский краеведческий музей. 
 
Балахнинский кружевной товар находил сбыт на Макарьевской-Нижегородской ярмарке, благодаря которой изделия расходились по всей территории России. Местные кружева были популярны как в крестьянской среде, так и в городах, в том числе в высших слоях общества.

9 (470x700, 386Kb)
Городской костюм с балахнинской кружевной шелковой косынкой. Конец XIX-начало XX в. Музей Нижегородского государственного университета.

10 (456x700, 316Kb)
 
Городской костюм с балахнинской кружевной шелковой шалью. Конец XIX-начало XX в. Балахнинский краеведческий музей.

11 (332x700, 233Kb)

 
С кружевным промыслом Балахны связаны местные пословицы и поговорки: «Балахна кружевничает», «Балахонки до слепу кружева плетут», «Кружевничка – невеличка», «Балахонские кружевницы – плести мастерицы», «Картуз да коклюшки – балахонские игрушки».
 
Мастерство кружевоплетения естественным образом переходило из поколения в поколение. Каждое семейство работало самостоятельно, в Балахне не было принято нанимать работниц-кружевниц или брать учениц.
 
В 1912-1915 гг. в городе действовала открытая земской управой частная школа кружевниц. В 1968 г. на ее основе был создан цех кружевоплетения при Городецкой строчевышивальной фабрике, работавший до 1994 г.
 
Балахнинский кружевной промысел постепенно угасает с начала XX в. Последнее поколение кружевниц, занимавшихся кружевоплетением как промыслом, родилось в 1890-е гг. В настоящее время в Балахне коклюшечное кружево продолжают плести, хотя кружевоплетение здесь больше не является промыслом, а существует как женское рукоделие.
 
Балахнинское кружево хранится в нижегородских музеях, большинство образцов относится к XIX и началу XX в. Самое богатое собрание местного кружева, насчитывающее около пятисот экспонатов, находится в Балахнинском краеведческом музее.
 
 
 
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку