В конце прошлого века некто Н. Анофриев в журнале «Псовая и ружейная охота» подробно описал, как очень редкий и любопытный, случай добычи зайца, освещенного во время артиллерийских стрельб сильным электрическим фонарем. Ослепленного ярким светом зверька попросту зарубили шашкой. Автор не выразил никакого протеста по этому поводу: электрические фары тогда были чрезвычайно редки.
Зато в старой охотничьей печати выражались протесты по другому поводу. «Охотничий вестник» протестует против истребительной охоты на русаков с подъезда по снегу на лошади: заяц подпускает вплотную, и его бьют прямо на лежке. Некоторые охотники в Харьковской губернии, по словам автора статьи, убивали таким путем за короткое время более 100 зайцев.
Шло время. Ослепительный электрический фонарь перестал быть диковиной. Он объединился с быстроходным автомототранспортом, дав в руки человеку легкое средство истребления зайцев - русаков, которое не преминуло быть использованным, сразу вызвав протесты охотников. В украинской газете «Украинский охотник и рыболов» мы нашли первое описание «охоты» на русаков с автомобиля ночью и первое требование ее запрета.
С той поры прошло более 40 лет. Требование о запрете охоты с моторизованного транспорта «из-под фар» осуществлено и вошло во все правила производства охоты. И тем не менее соблазн стрелять ослепленных беспомощных зверьков с машины, не утруждая себя ходьбой, настолько велик, что многие обладатели ружей и собственного или казенного мототранспорта выезжают на подобные «охоты», безнравственность и жестокость которых не вызывает никаких сомнений. Лица, участвующие в такого рода побоищах, тем самым вычеркивают себя из числа культурных, цивилизованных людей.
Если бы подобные нарушения охотничьей этики были единичны, то они и в этом случае заслуживали бы осуждения в печати. Но дело не только в нравственной стороне дела, а в прямом подрыве запасов охотничьих животных. По сообщениям в печати, устным и анкетным сообщениям охотников, автомотобраконьерство широко распространено в ряде степных и лесостепных районов европейской части СССР, в Закавказье, Казахстане, Западной и Средней Сибири, на Алтае. Этот живучий вид браконьерства в ряде мест превратился в основную причину низкой численности зайцев.
Зоолог А. Соломатин пишет, что после 1952 г. на Тургае началось большое движение автомашин, и шоферы стали усиленно преследовать зайцев - рысаков. В те годы были нередки случаи отстрела за ночь 10 —15 зверьков. Такая «охота», по словам автора, процветает на Тургайском плато и поныне, но теперь, пишет он, редко удается слышать, чтобы шофер убил 1 —2 зайцев за ночь: зверьки истреблены.
Добычливость этой «охоты» объясняется тяготением зайцев - русаков к дорогам, где их легко замечают браконьеры. По наблюдениям А. Соломатина, осенью половина зайцев стремительно убегает от машины, а половина после нескольких беспорядочных перебежек затаивается. В конце декабря редкие оставшиеся зайцы уже «научены» и стремглав убегают от автомобиля.