Уважайте своих детей |

Часто родители считают, что дети должны их слушаться. Это, в общем-то, правильно. Но смысл этой фразы можно понимать по-разному. Чаще всего её понимают так: раз я — родитель, то я главнее. Значит ты должен меня во всем слушаться. А если ты не слушаешься, это дает мне моральное право возмущаться, негодовать и выносить ребенку мозг. Надо ли говорить, что такое убогое понимание крайне широко распространено. К сожалению нас не учили, как следует относиться к себе, к своим родителям, к своим детям. К сожалению, каждый из нас в той или иной степени перенимает тот опыт, ту культуру, что нас взрастила.
Я убежден, что смысл фразы: «дети должны слушаться своих родителей» следует понимать по-другому. На самом деле это не этический закон, а педагогическая рекомендация родителям вести свою жизнь так, растить своих детей так, выстраивать с ними отношения так, чтобы ваши рекомендации и советы они с готовностью могли воспринять, как руководство к действию. Когда ребенок надевает шапку не потому что боится наказания, а потому что весь его жизненный опыт подсказывает — мама плохого не посоветует.
Ребенок слушается родителей, потому что доверяет им и уважает их. А уважение надо заслужить. Наши дети будут нас уважать только тогда, когда увидят, что мы уважаем их. Уважайте своих детей. Доверяйте своим детями. Любите своих детей.
|
|
Дети — наше всё |
Ребенок — это вечный двигатель, прыгатель, скакатель, кусатель, обниматель и крепко целователь.
|
|
Как поставить ребенка на ролики |

Для кого написано это руководство
Для самых обычных пап и мам, которые хотят подарить своему ребенку радость катания на роликах. Я сам обычный папа, который любит кататься на всем, что катится и скользит, и с удовольствием приобщает к этому своих детишек. Так получилось, что за последние несколько лет я помог встать на ролики нескольким детям: своим, детям своих знакомых, их друзьям и т.д. Поэтому все, что описано ниже, отражает мой личный опыт в этом нелегком деле.
Я сознательно опускаю многие моменты, такие как упражнения для начинающих роллеров, выбор роликов и прочие эти темы хорошо освещены в интернете. А главное внимание хочу обратить на самое-самое начало знакомства ребенка с роликами, потому что именно оно вызывает наибольшие трудности: как научить ребенка самостоятельно передвигаться на роликах. Потому что когда эта задача будет решена, ребенок будет в состоянии кататься без вашей помощи и прогрессировать с минимальным участием с вашей стороны.
Главная задача не убить интерес
Несколько слов о педагогике. Лучшая мотивация
|
|
Счастливые воспоминания детства |

1. Пускать солнечные зайчики.
2. Наблюдать как прорастают семена.
3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.
5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
6. Смотреть на звезды.
7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.
8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.
9. Дырявить льдинки под струей воды.
10. Приготовить жженый сахар в ложке.
11. Вырезать гирлянды бумажных человечков.
12. Показывать театр теней.
13. Пускать блинчики на воде.
14. Рисовать мультфильм на полях тетради.
15. Устроить жилище в коробке от холодильника.
16. Плести венки.
17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
18. Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
19. Писать под копирку.
20. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
21. Слушать пение птиц.
22. Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.
23. Построить шалаш.
24. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).
25. Наблюдать восход и закат.
26. Любоваться лунной дорожкой.
27. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
28. Сделать флюгер и ловушку для ветра.
29. Светить в темноте фонариком.
30. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
31. Сходить на рыбалку.
32. Оставлять отпечатки тела на снегу.
33. Кормить птиц.
34. Делать секретики.
35. Строить дом из мебели.
36. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
37. Запускать воздушного змея.
38. Крутить ребенка за руки.
39. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.
40. Сидеть в темноте, при свечах.
41. Делать чертиков из намыленных волос.
42. Дуть в пустую бутылку.
43. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
44. Издавать победный крик каманчей.
45. Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.
46. Прыгнуть в центр лужи.
47. Делать записи молоком.
48. Устроить бурю в стакане воды.
49. Закопать сокровище в тарелке с кашей.
50. Объясняться знаками.
51. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
52. Дуть на пушинку.
53. Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.
54. Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.
55. Выдавливать формочками печенье.
56. Нанизывать ягоды на травинку.
57. Играть в циклопов.
58. Петь хором.
59. Починить любимую игрушку.
60. Пускать мыльные пузыри.
61. Наряжать елку.
62. Свистеть через стручок акации.
63. Смастерить кукольный домик.
64. Залезть на дерево.
65. Играть в привидений.
66. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
67. Говорить о мечтах.
68. Стучать в самодельный барабан.
69. Выпустить в небо воздушный шар.
70. Организовать детский праздник.
71. Смотреть на мир через цветные стеклышки.
72. Рисовать на запотевшем стекле.
73. Прыгать в кучи осенней листвы.
74. Начать обед с десерта.
75. Надеть на ребенка свою одежду.
76. Лепить снеговика
77. Показать, как сделать фотографию и дать камеру.
78. Печь в углях картошку
79. Лепить вместе пельмени в форме зверушек
80. Уснуть в обнимку
|
|
Воскресное утро папы |

Мама спит она устала,
Это я её достала.
Маму я будить не стану,
Папу я пойду достану!
|
|
А это, товарищи, слон! |

Старшая доча накануне поступления в школу воспроизвела контурный рисунок по точкам. Сначала нанесла точки по контуру, а потом с удовольствием их обвела. И подписала для верности. Мы видим, что в состав слона обыкновенного входит ТЕЛА, УШЫ, НОГА и ФВОСТ. Из хобота слон, ясное дело, поливает водой (а зачем же еще нужен хобот?) Рисунок решено сохранить на память, а то вдруг кто-нибудь забудет, как слон выглядит. )
|
|
Детские лайфхаки |
Подсмотрел замечательную подборку на лайфхакере:
|
|
О социализации и индивидуализации |
Старшему ребенку 6 лет. Скоро пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Ну, по крайней мере, когда я был в детском саду, мы все так говорили. Однако, чем ближе этот момент, тем больше сомнение у меня вызывает необходимость учиться в школе. Я говорю о домашнем обучении. Сам по себе этот вопрос весьма объемный, и я, думаю, еще изложу свои соображения на этот счет. Сегодня я хочу затронуть только один аспект, который активно обсуждается в связи с возможным переходом на домашнее обучение. С этой карты заходят все, кто сомневается: «А как вы будете решать вопрос социализации ребенка?» Вот об этом бы хотелось поподробнее:
Почему меня не беспокоит вопрос социализации, в случае, если мой ребенок не пойдет в школу? Во-первых, я считаю, что бессмысленно рассматривать проблему социализации саму по себе. Я рассматриваю это в связке с индивидуализацией, т.е. развитием индивидуальных способностей и свойств личности ребенка. Для меня важно, чтобы ребенок знал свои сильные стороны, и умел (и не стеснялся) бы ими пользоваться в жизни. Школа, в этом смысле наоборот «усредняет» разнообразие проявлений личностных качеств, систематически поощряя одни, и угнетая другие.
Во-вторых, собственно о социализации. Если под социализацией мы понимаем умение ребенка ориентироваться в обществе, знать определенные правила поведения, находить общий язык с другими людьми, умение с ними взаимодействовать, то я могу совершенно точно сказать, что развитие этих навыков в гораздо большей степени зависит от свойств личности конкретного ребенка, чем от факта посещения школы.
Эта проблема могла бы стать серьезной, если бы мы жили на необитаемом острове. Но мы-то живем в обществе: каждый день ребенок соприкасается с моделью социального поведения, общаясь с людьми, с теми, которые приходят в гости, которых он встречает на улице, во дворе, на занятиях в спортивной секции или магазине. Даже изредка поглядывая телевизор, ребенок это усваивает. И очень странным мне кажется утверждение, что, дескать, если ребенок не будет ходить в школу, то у него будут проблемы с социализацией.
Уверяю вас, если ребенок (если его врожденный психотип) ориентирован на социум — проблем никаких не будет. А если не ориентирован, то никакое посещение школы не поможет. Школа и социализация вообще никак не соотносятся. Посещение школы, в данным случае, это некоторый материал (которого в нашей жизни и без того предостаточно), на основе которого происходит социализация ребенка.
В жизни имеется огромное количество примеров, когда те или иные люди по разным причинам не то, чтобы не учились в школе, а вообще, долгое время жили вдали от общества или внутри другого общества (за границей например). И ничего, нормально социализировались в итоге. А вот вопрос индивидуализация меня волнует больше. Потому что это ключ к самопознанию, самореализации и высокой эффективности в жизни.
Есть такая поговорка, не в деньгах счастье. Смысл её в том, что у тебя могут быть все блага общества: карьера, квартира, машина, уважение и признание коллег, семья и дети, но при этом не будет ощущения личного счастья. Сколько раз внешне успешные люди оказывались в глубочайшем личностном кризисе, просто от того, что они потеряли своё Я в погоне не за теми ценностями. Счастье дарит не Суперэго (т.е. социально-ориентированное Я). Счастье дарит Эго — т.е. та часть личности, которая ориентирована внутрь. Счастлив прежде всего тот, то осознает себя целостной самодостаточной личностью и имеет возможность реализовать себя в своей деятельности. Это не значит, что не нужно развивать Суперэго —люди существа общественные, и социализация нужна и важна. Но не надо все сводить только к проблеме социализации. Тем более, что сама эта проблема лежит вообще в иной плоскости.
|
|
Дети жгут |
1 апреля, никому не верь! )
Детеныши периодически откалывают такие вещи, хоть не записывай. Вот записываю: Маша (3 года) вчера в садике на прогулке снег ела. Потом весь вечер с горшка не слазила, но, вроде, обошлось. На вопрос, сколько снега она на улице съела, со свойственной ей непосредственностью ответила: «не весь». ))))
Играем с Аней в живое-неживое. Сначала очевидные: человек, слон, лошадка, камень, книга, лампочка. Потом менее очевидные: портрет, колбаса, мультик, яйцо, музыка ну и так далее. Постепенно подвожу к главному. Спрашиваю:
— Ань, а чем живое от неживого вообще отличается?
Аня смотрит на меня добрым взглядом и сообщает:
— Ну что ты, пап, как маленький? Если какает — значит живое…
P.S. В общем-то да, один из критериев жизни — обмен веществ, Аня подметила и по-своему сформулировала. Подрастет, расскажу ей про размножение. А про белковые структуры сама в энциклопедии прочитает.
|
|
Кисляшки |
Помнится у нас младшая (Маша) в годик с удовольствием уплетала лимоны. Мыши плакали, кололись морщилась, щурилась, но продолжала жевать дольку. А вообще малыши прикольно реагируют на лимончик:
Это видео на youtube
|
|
Не покупайте автокресла BORN |
Интересная информация на сайте Автодети. «Немецкие» детские автокреса BORN не имеют к германии никакого отношения. Кроме того, они еще и опасны.
|
|
Неугомонные детишки |
До чего бодрые малыши встречаются. И не важно, что человечек только научился ползать. В его небольшом мире столько интересного, надо все посмотреть и все потрогать. ) На видео 4-часовой расколбас сжат до 2 минут.
Товарищи взрослые! Ну неужели после знакомства с таким живчиком вам не захочется пойти и свернуть горы?
|
|
Детский шоппинг |

Возвращаемся с моей старшей красотой ненаглядной (5 лет) с танцев:
— Папа, а давай зайдем в магазин, купим мне вкусняшку?
— М-м-м, хорошо. Только знаешь, у меня с собой только 15 рублей. Если хочешь, ты можешь сама себе что-нибудь выбать.
— Ура-а!
Заходим в магазин. Анютка бежит к полкам со сладостями. «Во!», — она вытягивает из кучи развала оргомный леденец, торжественно украшенный смешариком. Читаем ценник — 118 рублей. Хм& Детеныш озадачен, но ненадолго. Следующий приз стоит 78 рублей. Опять не хватает. Ребенок начинает чувствовать подвох и начиинает изучать ценники. Даже самые разубожеские цветные сосательные конфеты стоят (слава Богу) 16 рублей.
— Папа. Пойдем в молочный отдел?
Пришли. Путаясь в цифрах, ребенок изучает ценники. Ни шоколадный коктейль, ни любимые молочно-фруктовые смеси не вписываются в наш бюджет. Впрочем, йогурты и творожные сырки были детенышем сознательно проигнорированы. :) Ребенок почувствовал, что такое ограниченый бюджет. В её личной копилке дома сейчас около сотни рублей (заботливо собранная мелочь с разных случайных сдач). Анютке казалось, что это серьезная сумма (так и есть, если распорядиться с умом), но небольшой шок вызвало то, что оказывается всех её сбережений может не хватить на какой-то пластиковый чупа-чупс со Смешариком.
В итоге остановились на комромиссе — молочный коктейль Чудо за 13,80. Впрочем, душа ребенка ветрена, и на самой кассе выбор пал на шоколадный батончик Несквик. Коктейль не потерпел такой измены и вернулся на полку. По дороге домой, звонкий дискант и нескладный папин фальцет напевали: «Хорошо бродить по свету, с карамелькой за щекой…»
|
|
Когда остановиться воспитывать |

Каждый родитель, так или иначе, берет на себя роль кормчего в жизни ребенка. Часто подсказки по жизни смешиваются с оценкой его действий. В общем случае это необходимость, иначе как ребенок узнает, что хорошо, а что плохо. Но привычка оценивать часто превращает воспитание в морализаторство:
— Не успел добежать до горшка! Ай-ай-ай!
— Отдай девочке игрушку! Брать чужое нехорошо!
— Перестань драться, хорошие мальчики (девочки) так не поступают!
— Отпусти кошку! А если я тебя за хвост буду дергать?
— Опять двойка? Ну что мне с тобой делать?
— Слезай с дерева! Это парк, а не зоопарк!
— Почему не вымыл посуду?! Лентяй!…
— В поход с ночевкой?! Лежать на холодной земле, пить втихаря водку, валяться в обнимку с одноклассниками (-цами)??? Нет уж! Вместо тебя в поход пойду я!
— Маша?! Маша, ты куришь???!!!
— Какой еще худграф? Мы с тобой говорили о поступлении на экономический.
— Учиться в другой город? Ну, знаешь, это до добра не доведет…
Кажется, где-то в этом процессе надо остановиться. Жаль, что увлекшись процессом «воспитания», взрослые часто забывают о том, что не всегда их советы действительно нужны. Где эта граница?
А граница очень простая: если своей оценкой вы сообщаете ребенку новую для него информацию (это неудобно, другим это мешает, у нас так принято и т.п.), то оценка выполняет свою воспитательную функцию. Это действительно подсказка. Но если подросток курит, то бессмысленно сообщать ему, что это вредно. В нашем обществе все знают, что это вредно, и часть, тем не менее, продолжает. Любые попытки наставить на путь истинный будут чистой воды морализаторством и вряд ли от этого подросток бросит свои эксперименты с табаком, скорее просто будет более грамотно шифроваться. Лучше направить свой педагогический талант на то, чтобы узнать, какие мотивы им движут и попытаться сохранить хорошие отношения, чем превращаться в громовержца.
Конечно, для этого требуется немалое самообладание, но на то ведь мы и взрослые, правда?
|
|
О мотивации |
Существует три способа сделать что-нибудь: сделать самому, нанять кого-нибудь, или запретить своим детям делать это.
|
|
Карамельки |

Стало доброй традицией собираться за чаем с друзьями, и ностальгировать: «А вот помните, какое было мороженое!… А газировка!… Да разве нынешняя фанта, сравнится с той Фантой, из детства?!…»
Недавно вспомнил сладких петушков на палочке из карамели. Вспомнил, и решил воспроизвести процесс, ну, заодно и детей побаловать. Итак, для тех, кто по странному стечению обстоятельств ни разу в жизни не жёг сахар на огне, рисую процесс на пальцах:
Берем столовую ложку и кусочек сахара-рафинада. Рафинада у меня не было, поэтому я зачерпнул немного сахарного песка, примерно столько.

До краев и с горкой пробовать не стоит, ибо сладость бездарно вытечет в процессе приготовления. Далее, акуратно смачиваем сахар очень небольшим количеством воды. Мне понадобилась одна чайная ложка. Мокрый сахар в ложке помещаем над открытым огнем газовой плиты.

Наша цель — нагреть содержимое до состояния кипения. Бурно кипеть не надо (ибо все самое вкусное тотчас убежит), достаточно поддерживать процесс. Кипящий густой сахарный сироп можно аккуратно помешивать кончиком чайной ложечки.

Под воздействием температуры сахар карамелизуется и приобретает характерный коричневый оттенок. Т.е. через минуту-две содержимое ложки начинает желтеть (преимущественно с краев) и постоянно помешивая наше варево мы добиваемся равномерного потемнения карамельного сиропа.

После чего выключаем огонь. Процесс кипения останавливается медленно и приблизительно через полминуты карамель из кипящей пены превращается в тянучую массу. Я просто выливаю содержимое ложки на блюдце в виде небольших кружочков. Через минуту они застывают и с небольшой помощью ножа легко отделяются от посуды. Можно дать волю фантазии, и рисовать густой карамелью буквы, фигурки или просто залить в форму, не стесняясь в креативе.

Конечно, можно сделать и больше карамели, но папа знает — сладости детям, мягко скажем, не полезны. Поэтому, можно сказать, все затевается ради процесса. Почувствовать себя немного волшебником, приготовить какое-то варево, которое загадочно кипит и на глазах меняет цвет. В обмен на это можно угостить детенышей небольшим карамельным кружочком. Кто знает, быть может именно это они потом будут вспоминать, став взрослыми.
|
|
Какие смешные, я не могу! |
Немножко позитива от наших маленьких друзей:
и мастер-класс по потягушкам:
|
|
Всем СПАТЬ!!! |

Укладываем детей. Вот уже и кровать расстелена. И сказки на сон грядущий прочитаны. Ну всё, дети, пора спать. И тут начинается: попить водички, на горшок, сделай мне массаж и так далее… Знакомо, не правда ли?
Сегодня тёща поделилась лайфхаком на тему усыпления детеныша. Время полдвенадцатого:
— Бабушка, я не буду спать!
— Да правильно, зачем спать-то ложиться? (Глядя за окно) Уж вставать скоро… Давай-ка мы с тобой просто полежим, ножкам отдых дадим, а спать совсем необязательно. Лучше вот книжку почитаем…
Надо ли говорить, что ребенок через 10 минут дрых, как тушканчик. История других семей знает и более радикальные примеры.
—Мама! Я спать не пойду. Я до утра буду прыгать на кровати! — заявляет хулиганистый сорванец. Мама, подумав, говорит:
— Хорошо. Если до утра, то прыгай.
Счастливый ребенок скачет до потолка 10 минут без передыху.
— Всё, я устал…
— Как это так устал? До утра еще несколько часов. Давай будем прыгать…
Детеныш через силу прыгает еще несколько минут, после чего сваливается и засыпает, как медведь в берлоге.
Всё-таки лучший транквилизатор, это за день дать ребенку набегаться на улице. Если останутся силы, еще дома по потолку и по стенам. Наплескаться в ванной. Потом книжку перед сном и баиньки. Одна беда, как бы в этот момент самому не уснуть. :)
|
|
Школы убивают творчество? |
Кен Робинсон, глава национальной комиссии по творчеству, образоваию и экономике в правительственном комитете Великобритании, выступая на ежегодной конференции TED (Technology, Entertainment, Design) в 2006 году сформулировал несколько положений относительно того, как образование влияет на способность к творчеству.
Это удивительно. Не смотря на то, что мы живем в разных странах и даже в разных культурных средах, всё, что сэр Робинсон говорит о творческих способностях наших детей, имеет прямое отношение и к нам. Существующая система образования сложилась для удовлетворения нужд индустриального общества, т.е. она поощряет успешное решение только определенных типов задач, в то время как реально общество нуждается в способности человека к творчеству, к решению нетипичных задач. Именно эта способность оказывается востребованной в действительности, и является ключом ко многим другим сторонам нашей жизни.
Сложно пересказать в двух словах, да, наверное, и не надо. Для тех, кому близки вопросы образования и творчества предлагаю посмотреть 20-минутное видео выступления с русским переводом.
Ссылка на это видео на Youtube: часть 1 и часть 2.
|
|
Как отмыть пластилин? |
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!…
Развивающие занятия само собой, а вот кто будет разбираться с их последствиями для уютного интерьера? Если старшая Анютка еще может, худо-бедно, налепив пластилиновых колбасок и покормив ими пластилиновую собачку, скатать потом всё обратно в невообразимо многоцветный пластилиновый ком, то результаты «труда» младшей рискуют оказаться не только на столе, но и на паркете, табурете и немножечко во рту.
Если изъять пластилин из ротовой полости еще можно относительно простым заклинанием: «Машка, выплюнь немедленно!», то что делать с разукрашеными проверхностями? Оказывается специалистам ответ давно известен — растительное масло растворяет пластилин!
Ссылка на видео на Youtube.
|
|
Лови волну! |
Пересматривая старые фильмы, порой встречаешь вещи, на которые раньше не обращал внимания. Вчера смотрели с детьми «Садко». Да-да, тот самый культовый фильм со Столяровым. И-таки, вы знаете шо? Оказывается экстремальные традиции катания на доске по волнам заолжил именно Садко. Смотрим, как он отправляется в гости к морскому царю:
Ссылка на это видео.
За Садко не переживайте, у него в гуслях акваланнг :)
|
|
Право ребенка на личность |
|
|
Новый гриппол |
Пока наши медики чешут пузо, разрабатывая новый Гриппол со свиным рылом на упаковке, французы уже давно разработали свою эффективную методу:
|
|
10 полезных советов детям |
Кажется, что у детей есть свой интернет, где они общаются и обмениваются опытом. Недавно удалось перехватить важные и ценные советы, которыми они делятся друг с другом:
|
|
Цифра и число |

Очень часто при знакомстве малыше со счетом приходится оперировать словами цифра и число. Оказывается, сложность в понимании отличий этих двух понятий испытывают не только некоторые взрослые, но и даже эксперты по русскому языку. Будет ли ошибкой сказать «цифра 17»? Давайте, чтобы не запутывать наших детей, разберемся, в чем же отличие.
Число — это понятие, отражающее количество. 4 яблока, 30 лет, 101 долматинец. А цифра — это знак (символ) для обозначения чисел. Чувствуете разницу? Число 5 обозначает количество. А само это число 5, мы записываем с помощью цифры «5».
А теперь, попродробнее: число, это то, что мы используем в счете. В математике понятие числа очень широкое, но для ребенка достаточно знать главное — число отражает количество или порядковый номер. Числа мы считаем. Именно их (не цифры) мы складываем, вычитаем, умножаем и делим. И учим детей счету тоже на числах. 1 арбуз на грядке, 2 колеса у велосипеда, 3 бабочки на цветке, 4 комнаты в домике, 5 звездочек на бутылке пальцев на руке и т.д. Кроме того, важным свойством числа является его способность быть «самим по себе». Т.е. может быть не только 5 пальцев, 5 зайцев и 5 индейцев. А просто 5. Вот это просто 5 и есть число. Оно является предметом арифметики. Зря улыбаетесь такой очевидности :) У некоторых туземных народов числа в речи присутствуют только как приставки-суффиксы. Т.е. туземец может на своем языке сказать «3 рыбы» (в одно слово) или «3 человека» (тоже одним словом), но не может сказать 3 просто. В его языке это бессмысленно. Впрочем, мы несколько отвлеклись. :)
Цифра — это знак для обозначения числа. По аналогии с алфавитом — это буква. Буква обозначает звук. Цифра — число. В нашей культуре мы используем 33 буквы русского алфавита для записи слов, и 10 арабских цифр для записи чисел (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9). Теперь, обратите внимание, важный момент — для записи числа 34, мы используем цифры «3» и «4». Сами по себе цифры еще не определяют число. Например с помощью тех же самых цифр мы можем записать и число 43, и число 4433 и т.п. Правила записи чисел с помощью цифр определяются принятой нотацией и системой счисления. То, чем мы пользуемся в обычной жизни называется десятичной нотацией (да-да, Мольеровский г-н Журден тоже не подозревал, что 40 лет говорил прозой. :) И достоинством любой нотации является возможность записывать любые числа, пользуясь лишь ограниченным набором цифр. Точно так же, как мы записываем все многообразие слов, используя лишь 33 буквы алфавита.
Значит, когда мы учим с ребенком знаки на карточках/кубиках («А», «Б», «В», «4», «5», «+»,«–») — то речь идет о цифрах, т.е. о знаках, которыми мы впоследствии будем обозначать числа. Учимся писать мы тоже буквы и цифры. Но когда мы переходим к счету (подсчету, называнию количества) — мы говорим с ребенком о числах.
«Напиши число 3. А теперь прибавь к нему 2», — корректно. «Запиши цифру 8. И отними 4», — некорректно. От цифры (как и от буквы) мы ничего отнять не можем. Правильно будет: «Запиши число 8…» «Напишите цифру 17», — некорректно. Нет такой цифры среди арабских. Правильно будет: «Напишите число 17».
Если наши дети с детства будут знать, в чем разница, между «одеть» и «надеть», и чем отличаются цифра и число, я уверен, им будет гораздо проще в будущем избежать той разрухи путаницы в головах, которая, к сожалению, так характерна стала в последнее время для нашего общества. Это всё. Для тех, кто не боится занудных рассуждений, далее немного полемики с грамотой.ру
Вообще, надо сказать, позиция Справки на Грамоте.ру, утверждающей, что предложение «Напишите цифру 17» корректно, весьма странна. В этом ответе «эксперты» Справки, как бы, опираются на формулировку, цифра — это знак для обозначения чисел. Что тут можно сказать? Во-первых, словарные определения (в обычном толковом словаре) не всегда точно отражают границы понятия, т.к. их основное назначение в другом. А именно, кратко, и, по-возможности, точно охарактеризовать предмет, чтобы стало понятно, о чем идет речь. Но пусть, даже мы не будем вдаваться в дебри математики — и в этом случае из определения цифры, как знака для обозначения числа, никак не следует, что любой знак, обозначающий число следует считать цифрой. Это главный прокол экспертов Грамоты.ру.
Вообще говоря, способов записи чисел человечество напридумывало великое множество. То же самое число 34 мы можем записать не только привычными нам арабскими цифрами, но и, например, цифрами римским (XXXIV), или кириллическими, или вавилонскими, или какими угодно. Даже словами мы можем записать число, вот так: «Тридцать четыре». Во всех случаях мы пользовались знаками для обозначения чисел. Но значит ли это, что все эти знаки — цифры? Очевидно, что слова «тридцать четыре» не являются цифрами.
Когда мы для записи числа используем цифры «3» и «4», то соединяя (записывая) их вместе по правилам нотации мы образуем составной знак «34», который, тем не менее цифрой не является. Точно так же, как и не является «составной буквой» любое слово нашего языка. Чтобы это понимать, нужно иметь представление о сути взаимодействия цифр и чисел, о системах счисления и нотации. Суть эта, к сожалению, не вытекает прямо из весьма поверхностного определения, что и привело к ошибке. Я видел примеры, когда филологи ошибочно простирали свою компетенцию на смежную область, и, не будучи в ней экспертами и не умея принимать во внимание её особенности, выносили абсурдное суждение. И в случае с понятиями цифры и числа, «эксперт», не понимая сущности этих понятий формально сделал ошибочный вывод о корректности формулировки «цифра 17».
Точнее, как мне кажется, «эксперт» сначала просто не подумал, а в дальнейшем пытался сохранить лицо. Я два или три раза поднимал в Справке этот вопрос, но ответы, меня, мягко говоря, обескуражили. Полное игнорирование приведенных аргументов, и упрямые ссылки на словари. Т.е. по существу справка мне так ни разу и не ответила. Хотя один раз была попытка сделать финт ушами. В одном из ответов, мне сказали, что слово «цифра» так же может употребляться в значении «итог, показатель чего-то». Так же мне известно еще одно исключение, когда выражение «цифра 17» может иметь смысл. Оно корректно, если речь идет о системе счисления, с основанием более 18. Однако, как мы помним, в приведенном примере речь шла о задании в детском журнале, и, разумеется, речь там шла не о показателях производства, и не об экзотических системах счисления. Эти аргументы Справка так же никак не прокомментировала, т.е., как я понимаю, по существу ответить было нечего. Будем надеяться, что умному достаточно. Sapienti, так сказать, sat. :)
|
|