О Шаманизме - Аналогии и настоящее |
Всё ниже напечатанное является субъективным взглядом автора и публикуется для ознакомления и выводов сугубо в ознакомительных целях.
Всё больше случаев, когда окружающие и сведущие хоть немного в эзотерике, называют меня как Лиса - Шаманом. Немного порассуждав в разговоре, сделал определённые выводы, и заодно провёл аналогии с тем или иным направлением.
В нашей жизни шаманизм занимает особую роль. Это и проявление интуиции, и вкладывание своей энергии во что-то. Во что? Мы делимся энергией и потенциалом не только с окружающими нас людьми, но и с теми, кто напрямую связан с природой, в любом случае оставляя свой след или отпечаток, который носит либо позитивный, либо отрицательный характер (тут не берётся третий вариант, мы на него особо не обращаем внимания). Может ли такое взаимодействие считаться шаманизмом? Что это вообще такое? (Как шаманизм, как явление или как влияние).
В этом тексте Лис, сталкивавшийся не раз с необычным в этом мире, попытается растолковать и объяснить суть явления со своей точки зрения.
Для начала обратимся к источникам:
------------------------------
Шаманизм — устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.
Источник - Википедия
Традиционный шаманизм |
Базовый шаманизм |
В традиции шаманом считался только тот, кого явно и очевидно (с точки зрения носителей традиции) выбирают духи. Иногда требуется и/или передача «статуса» шамана по наследству. |
Доступен любому, кто разделяет базовые положения шаманизма. Культурные и религиозные традиции не имеют значения. |
Человек не выбирает путь шамана, его выбирают духи, отказ приводит к болезни. Шаман не может перестать быть шаманом, иначе возвращается болезнь. Это дар, от которого нельзя отказаться. |
Путь выбирается добровольно. Хотя человек может ощущать «зов» или переживать спонтанные контакты с миром духов, выбор шаманизма не является обязательным, нет шаманских болезней при прекращении практики. |
Радикальное и внезапное изменение личности после шаманской инициации, которая почти всегда сопровождается серьёзной болезнью или даже клинической смертью, психотическими эпизодами. |
Постепенное изменение личности и жизни, которое, как правило, не связано с событиями, реально угрожающими жизни. Наблюдается укрепление психологического здоровья[3]. |
Шаманство занимает центральное место в жизни человека, все остальное уходит на второй и третий планы. |
Практики могут занимать большое или малое место в жизни человека, это решает сам человек. Как правило, шаманские практики совмещаются с другими аспектами жизни или вписываются в уже существующий набор техник развития и духовного роста. |
Огромное количество правил и табу, нарушение которых может привести к серьёзным последствиям для шамана. |
Табу, обычно, не существуют, хотя они могут появиться в результате особых «договоренностей» с духами. Их нарушение воспринимается практикующим как потеря силы, полученной от духов. Травматические переживания последствий возможны, но крайне редки. |
Шаман как правило работает только внутри собственного племени или культурной группы, его сила напрямую зависит от конкретного географического места (по субъективному восприятию шамана и его окружения). |
Может практиковать в одиночку и не требуется привязки к определённому географическом месту или группе. |
Есть строго определённый культурный и символический контекст, в котором живёт шаман. |
Базовый шаманизм не привязан к одному определённому культурно-символическому контексту. |
Источник - Википедия
------------------------------
«Мы с ним немного похожи,
только он напрочь лишён чести
и уж тем более милосердия.» -
из к/ф "Пираты карибского моря"
А теперь попробуем разобраться.
Лично по моему мнению, Шаман - это посредник между миром духов и миром Людей. Он выступает тем, кто так или иначе взаимодействует с духами. Но стоит различать тип взаимодействия и цели, с которыми Шаман обращается к миру духов. Этот посредник, по сути, обращается к опыту другого мира, для того, чтобы разъяснить или истолковать то, что он сам не может знать и, так или иначе, разъяснить это другим. Он получает великую силу и Великие возможности, но он не имеет права влиять на мир духов или же на людей в корыстных целях.
Шаман — это тонко чувствующий человек, который понимает, что мир духов везде и духи окружают нас, и что через любой элемент природы, даже через камень, можно получить силу или опыт, будь на то его желание. В некоторых случаях Шаман может лечить или спрашивать духов совета о лечении. Но он не имеет право использовать свою силу против людей или для порабощения воли, равно как и изменять сущность другого человека. Желающие власти и подчинения - это те шаманы, которые используют свои знания для своей выгоды и для своих целей. Именно поэтому ответвлений от шаманов много - от друидов (сравнительно) до Экстрасенсов и Ясновидящих. Последние используют эти знания для взаимодействия или влияния на других, в том числе для изменения судеб, чаще в корыстных целях.
Шаман — это посредник, который по-своему уязвим, если он обращает внимание к миру духов. Из-за этого известны случаи помешательства. Традиции и правила - это то, чем шаману пренебрегать нельзя.
А теперь взглянем на сравнения.
Различают: Традиционный шаманизм (а) и Базовый шаманизм (б)
1. Выбор
а. В традиции шаманом считался только тот, кого явно и очевидно (с точки зрения носителей традиции) выбирают духи. Иногда требуется и/или передача «статуса» шамана по наследству. - Обратим внимание что выбирают духи. По сути это обряд инициации, но стоит их различать, эти обряды. Никто не может быть уверен в том, что он является шаманом, если другой, который проводит обряд инициации, не владеет запретными знаниями и возможностью не только влиять на духов, но и на личность. Он выступает своего рода проводником, который учит и оберегает, ставит блоки, чтобы не допустить чрезмерного влияние духов на избранника. По традиции, такими избранными считаются единицы. Как правило, это личность чистая сердцем и помыслами, ведь он должен быть непредвзятым и неподкупным.
б. Доступен любому, кто разделяет базовые положения шаманизма. Культурные и религиозные традиции не имеют значения. - Здесь не указанно ограничение и обратим внимание, что выбор делает сам человек. По сути, первые тревожные нотки звучат здесь. Выбор всегда лежит за духами. Этот пункт, как и различие, говорит о том, что Базовый шаманизм это своего рода Доходное дно. На базовом шаманизме делают деньги, потому что куча разных эзотерических книг продаются и предлагаются в обмен на цену. И какая она эта цена, знает только предлагающий. Возможность манипулирования и многое другое - это так называемое влияние, или же возможность человека развить свои способности.
Развитие потенциала на эту тему даёт большое количество преимуществ и возможностей, а также возможность потерять себя, потому что манипулировать будет именно тот, кто обладает знаниями.
Честно, во мне как личности это тоже есть, потому что есть и знания. А теперь вспомним, про то, что Терианы не жалуют шаманов. Угадайте за что?! Терианы понимают, что увидеть настоящего шамана в их местности — это своего рода чудо, а они не верят в чудеса. Много раз даже находясь рядом с ними, Лис слышал о нареканиях в сторону шаманов и много чего что говорило об отчуждённости. Лис не может сказать, что в своё время Лис не подвергся этому влиянию, для того, чтобы раскрыть свой потенциал. Лис, как и Личность, тоже заплатили свою цену, она существует и как применение запретных знаний, которые так или иначе, эффективны, но для Лиса применение их сопровождается душевными муками.
2. Возможность
а. Человек не выбирает путь шамана, его выбирают духи, отказ приводит к болезни. Шаман не может перестать быть шаманом, иначе возвращается болезнь. Это дар, от которого нельзя отказаться. - Обратим внимание на то, что возможность общаться с духами - этот дар. Возможность общаться с духами - это преимущество, но никто не говорил, что данный дар не может быть и проклятием. Было много случаев, когда шаманы жалели об этом даре. Потому что, когда мир духов становится дороже и теплее чем мир человека, становится страшно. Немудрено, что многим терианам животные ближе, чем человек, и вот вам ещё одна аналогия. По факту, дух или иногда тотем в виде духа (живой зверь) выбирает того, в ком он будет как потенциал, как опыт, и как то, в ком он будет находить покой. Многие терианы именно поэтому заводят зверей. И если у териана нет питомца, это говорит о том, что этот териан изгой, или применяет запретные знания.
б. Путь выбирается добровольно. Хотя человек может ощущать «зов» или переживать спонтанные контакты с миром духов, выбор шаманизма не является обязательным, нет шаманских болезней при прекращении практики. - А вот здесь обратите внимание на то, что путь выбирается добровольно. Это свойственно фуррям. Ведь для того что бы считаться фуррём, нужно просто назвать себя фуррём. Эти слова сказаны человеком для человека. И для того, чтобы не было никаких запретов. Выгода снова ощущается в этих словах, как и удобство. Именно отсутствие запретов позволяет раздвинуть границы, когда это необходимо самому человеку. Далее идут слова о шифтинге, который может подразумеваться среди терианов как "Зов" в лес, в нежилые участки и туда где им удобнее или приятнее. Или осуществлять контакты с другими через мир духов. А контакты - это те, кто владеет потенциалом, как и он сам.
Слова о болезни - это пост эффекты от применения влияния и знаний, которые говорят о том, к какому типу относится данный человек, и является ли он традиционным шаманом. Чем больше пост эффект, тем больше это говорит о том, что применяющий знания шаман обладает совестью. Он может понимать правильность своих поступков и возможности влияния.
3. Изменения
а. Радикальное и внезапное изменение личности после шаманской инициации, которая почти всегда сопровождается серьёзной болезнью или даже клинической смертью, психотическими эпизодами. - Резкие изменения свойственны тем, кто очень тесно контактирует с духами или действительно является шаманом. Он начинает болеть, потому что принимает на себя груз ответственности, и осознаёт всё это очень ясно. Это проверка силы воли, именно по этой причине идёт болезнь, клиническая смерть или даже раздвоение личности. Если провести аналогии, то терианы, как и Я, страдают неким раздвоением, потому что выбраны духом, и этот дух как потенциал проявляется во многих вещах. Мне удобно быть Лисом, потому что это мой дух и мой тотем. И каждый раз есть пост эффекты. Дух, даже собственный, тоже страдает, потому что сила воли постоянно проходит проверку.
б. Постепенное изменение личности и жизни, которое, как правило, не связано с событиями, реально угрожающими жизни. Наблюдается укрепление психологического здоровья. - Этот пункт говорит опять же о том, что Человек использует свои знания ради укрепления своего. Отсутствие совести, ответственности и непонимание последствий влияния - вот что можно увидеть в этом пункте. С одной стороны это конечно плюс, а с другой – очень огромный минус.
В самом пункте содержится противоречия и большая толика стремления к удобству. Как могут быть изменения непременно плавными и комфортными? Как можно лучше чувствовать духов и окружающий мир, укрепляя своё?! Можно только утверждаться в эгоизме. Использовать духов для своего укрепления. Для укрепления здоровья, тела и личности, но не для укрепления духа. Шаманизм в данном варианте - это не суть жизни и не Путь. Это средство. Средство достижения эгоистических целей.
4. Позиция в жизни
а. Шаманство занимает центральное место в жизни человека, все остальное уходит на второй и третий планы. - Обратите внимание, что шаман концентрируется на этом и применяет все свои возможности для взаимодействия с миром духов. Он не ставит своё личное на первый план, и по сути, одна часть сил уходит на взаимодействие, другая — на влияние и оберегание от чрезмерного влияния духов на шамана.
б. Практики могут занимать большое или малое место в жизни человека, это решает сам человек. Как правило, шаманские практики совмещаются с другими аспектами жизни или вписываются в уже существующий набор техник развития и духовного роста. - Человеку же нужно думать и о себе, правильно?! Как и было напечатано, выше это развитие потенциала, которое выгодно только себе, аналогии можно провести со многими кто называет себя шаманом, или тот, кто владеет потенциалом. Они делают деньги на этом, равно как и на творчестве. Они действительно не сдержанны границами, и имеют возможность проходить через границы себе на выгоду, обладая почти безграничной властью. Кто скажет, что может отказаться от этого?! И тут есть большой плюс, они развивают и расширяют мировоззрение другим, они могут дать знания, которые будут связующей цепью, но и будут как поводок надеты на того кто принимает эти знания. Я этим тоже грешен.
5. Правила
а. Огромное количество правил и табу, нарушение которых может привести к серьёзным последствиям для шамана. – Для многих этот пункт кажется больше чем отталкивающим. И действительно, он говорит о многих вещах, и даёт знания о том, что стать шаманом не так-то просто. Тут не хватит «просто назвать себя шаманом и стать им». Большое количество правил и запретов больше подразумевает, что нужно быть достойным, чтобы стать шаманом. И действительно, это очередное доказательство того, что Шаман должен понимать свою ответственность, как и было выше сказано, и это даёт возможность осознать, что шаманом он не просто назвался. Любое знание ограничений, понимание ответственности, лишний раз доказывает, что он шаман, и должен заплатить, если нарушил правило или табу.
б. Табу, обычно, не существуют, хотя они могут появиться в результате особых «договоренностей» с духами. Их нарушение воспринимается практикующим как потеря силы, полученной от духов. Травматические переживания последствий возможны, но крайне редки. – Пункт, ещё раз доказывающий, что для удобства могут быть и договорённость. А дальше возникает вопрос. Какие договорённости?! Не те ли, в которых проливается кровь?! Или же Шаман предлагает соглашение тому, кто жаждет свободы или вселения. Ведь миру духов может понадобиться лишь то, что поможет воплотиться, им не нужды те радости, которые свойственны человеку, и потому договорённости могут носить исключительно эгоистический характер. Удобность, эгоизм, лишний раз воплощаясь в необходимость знаний, или для манипулирования. Если нарушение воспринимается как потеря силы, то разумнее предположить, что он получает потенциал от духов за выполнение договора со своей стороны. Поэтому ведь никто не говорит о том, что он многое потеряет, потеряв силу, полученную от духов. Заметьте, он теряет не свою силу а того с кем у него договорённость, и потому действительно крайне редки травматические последствия от использования «своего» потенциала. В данном случае любая такая договорённость достаточно сомнительна, ведь чётких граней нет, и как было отмечено, базовый шаманизм – это лишь возможность расширения потенциала, а потому – всё относительно.
«Барбосса: Всё ещё думаешь сбежать, Джек?
Надеешься перехитрить мир?
Знаешь, в чём опасность быть последним из кого-то?
В скором времени не останется никого.
Джек Воробей: Кое-кто, бывает, возвращается.
И мы с тобой тому доказательство.
Барбосса: Да. Но выиграть шансов малова-то,
нет уверенности,
что ты вернёшься обратно.
А что преставишься — гарантированно точно.» -
из к/ф "Пираты карибского моря"
6. Окружение.
а. Шаман как правило работает только внутри собственного племени или культурной группы, его сила напрямую зависит от конкретного географического места (по субъективному восприятию шамана и его окружения). - Шаман как проводник или посредник в своём племени, помогает преимущественно своими знаниями исключительно в своей местности, потому, что начиная взаимодействовать, он ощущает живое окружение, и именно там где знает каждую травинку. Если немного взглянуть со стороны, то он чем-то начинает быть похожим на друидов. Шаман помогает своему племени, потому что он понимает и знает каждого в нём. Любой желающий из своих может обратиться для того, что получить порцию ценных советов от шамана. Племя уважает своего посредника в мире духов, понимая, сколько сил он затрачивает ради благополучия своего племени. И именно поэтому, как доказательство важности, они берегут этого посредника. Сила шамана зависит действительно от той местности, где он находится ведь, по-своему оно родное для него, хотя действительно есть и другие причины, мне не известные. Можно заметить только то, что шаман редко меняет своё место, чаще даже оказывается, что он остаётся последним на той местности, где когда-то обитало его племя.
б. Может практиковать в одиночку и не требуется привязки к определённому географическом месту или группе. - Если сказать коротко, то данному шаману всё равно, в какой местности он обитает. Он – так, или иначе, странник, который собирает знания, и не должен быть привязан к местности, чтобы можно было эффективно использовать знания. Опять же, удобство в очередной раз проскальзывает, такое удобное для остальных людей. Подобно фуррикам, которые бродят ради получения удовольствия, завязывают странные знакомства и даже отдают себя в лапы другим. Как и те, кто ищут знаний. Ведь они всегда начинают с того, что жертвуют собой ради знаний. И именно по этой причине терианы так многих из шаманов видели с этой стороны. Они понимают, что это значит не просто эгоизм, а невозможность остановиться и просто собирать знания, несмотря на то, какой будет цена. Он и одиночка, и в тоже время всегда ищет знания, если его подчинит юная незнакомка, которая хоть что-то даст ему, она всегда найдёт способ разрушить или забрать то, что ей начало принадлежать. Корыстности всегда надо избегать, никого ещё она не доводила до хорошей череды событий.
7. Контекст
а. Есть строго определённый культурный и символический контекст, в котором живёт шаман. - Как было сказано выше, в выборе духов, когда они выбирают, кто будет шаманом, есть определённая тенденция, которая подчиняется традициям. Контекст этот определяет суть и значимость шамана, и для чего он существует. Это важная и очень необходимая вещь для оправдания целей и даже собственных трудов этого посредника.
б. Базовый шаманизм не привязан к одному определённому культурно-символическому контексту. – Действительно, а зачем это нужно?! Ему ведь не нужно доказывать, что он шаман, это воспринимается как само собой разумеющееся. Что они просто есть, и так себя назвали.
Выводы и эпилог:
Как видно и показано в контексте, любой традиционный смысл можно извратить и переиначить, используя подмену понятий, так, что было удобно только тем, кто их ввёл. Многим не нужны запреты или границы, чтобы не напрягаться каждый раз и просто быть собой. Они лгут и изворачиваются, используют ради своих целей и для себя всех и вся. Те, кто подчиняются правилам, заслуживают большего доверия, чем те, кто существует ради манипуляций. Именно потому, что иногда меня гложет совесть и понимание неправильности своих поступков, возможно, по своим правилам я и близок к шаманизму. Но именно из-за последствий - боли, болезней, я не имею права называть себя шаманом. Слишком велико понимание использования своего потенциала. Каждый раз это покаяние, как капля в море, желание всё бросить и стать очередным базовым, больше подталкивает к пустоте и обречённости. Слишком многие влияли на меня, и слишком сильно воспринимается враньё – словно предательство. Возможно, когда-нибудь, я и был шаманом, но теперь обычное существо, которое немного владеет знаниями, и любит ими делиться. Лис тоже подчинился знаниям, и готов был отдать себя в лапы тому, в кого верил. Может быть, выбор был и неверный, из-за постоянства, но это стоило того, и до сих пор есть волнение и даже чувства страдания от того что было. Вечное напоминание и расплата за совершённое. Делайте вывод сами, являюсь ли я шаманом, и могу ли им быть. Но сейчас для себя, я не имею права им называться. Потому что далёк Лис от этого, даже несмотря на свои правила и табу.
Каждый волен решать сам свою судьбу, и Лис будет верить, что выбор тех близких рядом будет хорошим и правильным. С уважением ко всем прочитавшим и понявшим, что нельзя идти на поводу своего эгоизма, и следует понимать, какие знания нужны, а какие нужно избегать. И следует помнить, что некоторые дают, умея вовремя отойти в сторону.
Автор и создатель - HiddenFox
Корректировщик - IrbisSnow– за что ему отдельное спасибо.
Рубрики: | Статьи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |