Над кем смеетесь?!
Профессия клоуна считается наиболее сложной в цирковом искусстве. Настоящий клоун, как это ни парадоксально, делает смешным порок, но не человека, потому что человек — это он сам, и он отнюдь не смешон. Внимательный чуткий зритель за широкой улыбкой и насмешкой уловит
и грусть, и трагедию. Не случайно в XX веке клоун стал метафорой человеческой жизни, символом самых сокровенных переживаний. Среди профессионалов советского цирка вспоминаются Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Анатолий Марчевский, Вячеслав Полунин, Олег Попов… Клоун — это взрыв. Вызов окружающей действительности, ее кривое зеркало, обращенное к зрителю. Это умение преподнести знакомое, привычное под новым, совершенно неожиданным углом, вскрыть проблему или разрешить ее, но обязательно так, как никто до этого не делал, заглянуть в суть вещей и тут же превратить все в фарс. Это абсолютная уникальность взгляда на жизнь. Улыбка, смешанная с грустью…
Конечно, люди приходят в цирк, чтобы получить свою порцию смехотерапии. Особенно дети. И невдомек зрителям в ближайшем к арене ряду, как нелегко артисту войти в резонансное состояние с публикой, сделать ее единомышленницей. Клоун должен, просто обязан, быть и драматургом, и «сам себе режиссером», и визажистом, и портным, а также классным спортсменом. Но прежде всего он должен быть артистом с большой буквы. Чтобы публика не только веселилась и хохотала, но и задумывалась. Хотя бы на мгновение. Русская клоунада принципиально отличается от западной, где клоун всегда дурак, которого бьют и над которым надо смеяться. У нас это философская, глубокая (при легкости формы) история маленького человека, который при самом смешном раскладе сохраняет чувство собственного достоинства.