gzhelka11 обратиться по имени
Воскресенье, 30 Сентября 2007 г. 14:59 (ссылка)
В то время в стране существовало две столицы, в обществе говорили на
двух языках. Это странное свойство эпохи начало воплощаться в Кускове в
1754 году, когда незадолго до смерти Кологривов подчеркнуто симметрично
Голландскому домику в качестве его антипода на противоположной стороне
ансамбля заложил новый павильон - Итальянский домик.
Италия в XVIII веке считалась “отечеством искусств” и страной дворцов.
Итальянский домик строился похожим на дворец, наполненный произведениями
искусства. Подобию дворца следовало иметь и подобающее окружение. Перед его
восточным фасадом разбит итальянский сад, миниатюрный, но “как в Италии”:
со ступенчатой террасой, с фонтанами и мраморными статуями. Южный фасад
Итальянского домика обращен к квадратному, со срезанными углами пруду. Он
называется “итальянским” и оживляет стены и зеркала интерьеров бликами
водных отражений. Итальянский домик имеет два входа: один расположен на оси
главного фасада, другой - со стороны сада. Подобно ренессансным
дворцам, здание разделено на два яруса, не соответствующие этажам. Так,
нижний ярус захватывает часть второго этажа и завершается широким карнизом.
Все фасады домика расчленены пилястрами: в нижнем ярусе приземистыми, в
верхнем - более узкими со сложным рисунком капителей. Если членение фасадов
карнизами и пилястрами создает впечатление серьезной торжественности, то
барельефные украшения над окнами в виде ваз, масок и гирлянд придают зданию
живость и наглядную игривость. Балюстрада, проходившая в XVIII веке над
карнизом крыши, еще более усиливают это впечатление.
Внутри первый этаж - низкий, сумеречный. Вертикальным продолжением и
развитием вестибюля является деревянная лестница на второй этаж с резными
балясинами в виде распластанных букетов листвы с розетками на завитках.
Поднявшись по лестнице, входим в зал. Здесь есть все, что полагается залу
во дворце, но меньшее по размерам: плетение кругов паркета, плафон,
писанный на холсте, в "баррочно" изогнутой золоченой раме, камины один
против другого с зеркалами над ними. На плафоне изображены небо и Диана,
летящая прямо на зрителя. Зал освещен со всех четырех сторон. Стена,
противоположная главному фасаду, имеет три стеклянные двери, ведущие в
лоджию. До середины XIX века над нею натягивался тент от солнца, и она
служила “висячим садом”. Отсюда открывается вид на патер итальянского сада.
Кроме зала и лоджии на втором этаже есть еще три комнаты, небольшие по
площади, но по архитектуре представляющие собой миниатюрные залы. Два из
них имеют отделку дубовыми панелями. Картины, скульптуры, мебель - все, что
связывалось с Италией, находилось в Итальянском домике. В третьем зале -
Картинной - развеска картин и их рамы соответствуют описям и графической
схеме 1780-х годов. Отсутствие наклона при подвеске, ясно выраженная
симметрия при заполнении стен полотнами - все эти характерные черты
картинных XVIII века нашли здесь свое отражение.
Итальянский домик имеет большую поверхность стен. Изнутри взгляд
устремляется в парк сквозь окна в трех стенах зала. С четвертой стороны -
стеклянные двери на открытый балкон - лоджия, через который так же
рассматривался парк. Простенки между окнами занимали зеркала, они вбирали в
себя свет отражали друг в друге, удваивали, учетверяли и увосьмеряли
размеры помещения и число находящихся в них людей. На оставшихся участках
стен висели картины, главным образом произведения итальянских художников 17
- 18 веков; там, где взгляд зрителя не уходил сквозь стекло в просторы
парка и не погружался в иллюзорное пространство зазеркалья, перед ним
возникало пространство, созданное живописцем. Потолки Итальянского домика
были тоже расписаны и оформлены как огромные картины в пышных рамах.
Эти плафоны с изображением неба уничтожали представление о размерах,
расстояние, пространстве и времени.
Итальянский прудик не только украшает виды, открывающиеся из южных
окон Итальянского домика, но являются центром одного из внутренних
комплексов, из которых состоит парково-усадебный Кусковский ансамбль.