-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Grinblat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.12.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 5509


Шампуры, или шашлычные шпаги

Среда, 03 Августа 2011 г. 19:39 + в цитатник

18ШпагиШашлычные (161x252, 14Kb)

 

 

 

Первобытный человек уже умел жарить мясо на раскалённых углях. То, что мы сегодня называем шашлыком, в разных странах называлось по-разному.  Лингвисты отдают пальму первенства крымско-татарскому языку, где под словом «шашлык» понималось блюдо кочевых народов Азии, а  происходило от словашиш”– пика, а «шашлык» обозначало мясо, нанизанное  на пику. Позднее грузины вместо пики ввели в оборот  на Кавказе мирное понятие  “шампури”, то есть стержень, или шампур. Эстеты, среди которых немало любителей шашлыка, создавали эксклюзивные шампура  для долгосрочного пользования.

В таких местах принято подавать шашлык для нынешних  vip-персон   в роскошном охотничьем стиле – где гламур доведён до высокой степени vip-персонализации.   

 

 

шамппуры2 (550x640, 103Kb)

 

27ШпагиШашлычные (317x390, 49Kb)

 

ДжентльменыУдачи-шампуры (700x343, 105Kb)

В 2007 году Санкт-Петербург опубликовал государственную заявку о намерении заключить контракт на закупку художественных шампуров на неимоверную сумму почти полмиллиона – 461  рубль. На фотографии семь шампуров из серии “Джентльмены удачи” (forum.prokuhnyu.ru).

А в массовом обиходе обычный покупатель пользуется   деревянные и бамбуковые шампурами, удобными тем, что после использования их выбрасывают.

P1010932collection (700x432, 137Kb)

Моя личная небольшая коллекция старинных шпажек для  шашлыков насчитывает полтора десятка шампуров, заслуживающих определённого внимания. Все рукояти отлиты из бронзы. Длина каждой шпажки 41 см:  клинок 36 см,  литая рукоять – 5 см. Эти шампуры мне довелось собрать в Большом Тель-Авиве – в Израиле. Они украшены, действительно, художественным литьём, но кто, когда  и где отливал  – неизвестно.   Рисунки отливок воспроизведены в натуральную величину.

1-89293ec4 (170x540, 50Kb)

Двуглавый орел как символ был известен ещё при шумерах.  Позднее – в XV-XIII веках до новой эры – царство Хеттов было озабочено охраной обширных  границ с востока до запада, и изображение двуглавого орла приобрело политический смысл, как символ хеттских царей, но встречались и  наскальные изображения.

ДвуглавыйОрёлСимволОбнана (600x429, 178Kb)

В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом, и в 330 году стал  эмблемой великой Римской империи, а с распадом Римской империи закрепился как символ Византии, но использовался только на знаменах,  печатях и на монетах империи.

На Руси двуглавый орел появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году (smi2.ru ; truegod.ru).

 

orel4 (409x468, 103Kb)

Прапор императрицы Екатерины I.

 

 

orel3-1993г (250x303, 12Kb)

Российский герб образца 1993 года.

 

 

2-07ec008c (171x540, 48Kb)

Лира олицетворяла гармонию вселенной. Семиструнную лиру связывали с гармонией планетарных сфер, и с семью главными планетами. Четырехструнную лиру уподобляли  огню, воздуху, воде и земле (Прокл).  А в обычных сферах, а именно  в кулинарии – лира олицетворяла поэтику застолья с шашлыком на природе.

 

3-2ec3a6d6 (277x540, 39Kb)

Козёл в смысле символики  олицетворял мужество,  жизненную силу и энергию. Иногда его уподобляли стройной газели или антилопе.

 

wpapers_ru_Горный-козел (640x480, 70Kb)

Поскольку дикий козёл обитал на высотах, то он также олицетворял превосходство.

 

Baran (506x475, 75Kb)

Священный круторогий баран  считался символом света (Николай Рерих).

4-3d9a108e (154x540, 31Kb)

Каждое пернатое существо наделялось символическим смыслом.  Птицы, благодаря связи с воздушной стихией считались посланцами высших миров.  Возможно, поэтому птица символизировала душу. Отождествление птицы с душой наблюдается в фольклоре многих народов мира. 

Если  «двуликий» орёл в бронзовой отливке народного мастера из моей коллекции выглядел не очень изящно, то следующее крылатое существо удалось ему лучше.

5-bc5786c4 (139x540, 41Kb)

Имперская тематика не ограничивалась царским орлом. Образ воина (возможно, римского) не противоречил имперскому духу какой угодно страны

 

6-4bb2bb03 (152x540, 27Kb)

Художник  не обошёл стороной и стихию воды.

 

Окунь (450x312, 20Kb)

Рыба, символизируя  водную стихию, являлась атрибутом  морских божеств Посейдона и Нептуна, но также ещё  богинь красоты и любви Афродиты и Венеры, возникавших из пены морской. Рыбу принято ещё связывать с Богиней-Матерью – прародительницей животного мира.

7-3192a2d7 (223x540, 39Kb)

Разнообразие окружающего мира  простиралось от охоты на кабанов до высот архитектуры. Охота и ремесло одинаково привлекали народных умельцев.

Кабан имел как солярное, так и лунное значение. Солярный символ кабана олицетворял мужское начало.

 

Kaban bronza (625x469, 37Kb)

Белый кабан считался  "лунным", отражая   стихию воды, ибо обитал на болотах. Кабан символизировал гостеприимство, бесстрашие  и обжорство.   Образ кабана в старину, якобы, защищал ратников. 

8-0d7b3e78 (124x540, 19Kb)

Одна из рукоятей шампура изображает старинный корабль под парусами. В этой связи интересно понять символику парусного судна. Это  надежда и безопасность.  В христианстве крестообразные мачты корабля порождали ассоциацию с церковью. Храмовые нефы аллегорически представляли  палубы, а алтарь – штурвал, где управлял церковным кораблем  среди  жизненных штормов священник – кормчий. Он вел  судно  по курсу,  к надёжной гавани – к Царству Небесному.

 

Parusnik (700x525, 54Kb)

 

9-a1ddab85 (127x540, 19Kb)

Алебарда, образованная как бы из двух топоров – оружие древнее и грозное, применявшаяся в XV–XVII веках. На моём коллекционном шампуре алебарда имела русскую форму: на древко насажен тяжёлый наконечник в виде двух обоюдоострых секир.

 

alebarda (484x427, 50Kb)

На этом, как видим, разговор об алебардах не завершается. На рукояти следующего шампура над бронзовой головой быка заодно с острыми рогами возвышалась, как праздничный бант, аккуратная алебардочка. По-моему, это тоже заслуживающий внимания символ.

10-730c72eb (125x540, 21Kb)

Бычья голова с символическим знаком небольшой алебарды отсылает зрителя к временам жертвоприношений и пиршеств в эпоху, когда алебарды были полицейским почётным оружием.

 

11-4e773973 (124x540, 35Kb)

Сова – символ мудрости, познания. Кроме того, олицетворяет грусть, ностальгию, одиночество и ночь. 

 

Owl2СОВА (541x650, 92Kb)

 В мифологии охотничьи качества совы были неотъемлемыми свойством  богини  Афины. Её так и именовали  “совоокая”. Изображения богини и ее крылатой спутницы чеканились на серебряных греческих монетах, и в просторечии назывались “совами”: профиль Афины – на аверсе, а сова анфас – на реверсе.  Совиная способность  видеть в темноте сделала её также символом проницательности.

 

12-90fa2adb (132x540, 50Kb)

Языческая богиня с двумя птицами в руках  не вяжется ни с символикой Византии, ни с  бытом царской России. Отлитый в бронзе образ  навеян, по-видимому,  языческими  "преданиями старины глубокой". На рукояти моего  шампура воспроизведена фигурка Богини  ночи,  державшая в руках двух сов. Сюжет отливки и костюм персонажа не оставлял сомнения, что имелась в виду древневосточная богиня.

 

46398651_lilitЛИЛИТ (396x482, 37Kb)

“Богиня ночи” держала на обеих ладонях по круглой петле,  смысл которых до конца не выяснен.  Этот предмет на древнем Востоке был известен ещё при шумерах, в древнем Египте и в Вавилоне. Означал он вечную жизнь как на земле, так и в потустороннем мире. Египтяне называли его  “анк”.  Возможно,  это был магическом узел,  обозначавший постоянно обновляющуюся жизненную силу, бессмертие и вечность.

Обнажённая Богиня была стройна, но её ноги у щиколоток переходили в когтистые лапы, которыми она попирала двух сидевших львиц. По бокам у неё неотлучно находились две совы. По вавилонской версии звали её Лилит (по-аккадски – «ночная»), а по-шумерски Лиль – «дух» или «воздух». Она была первой женой библейского Адама, но бежала от него, добиваясь эмансипации и освободив место Еве.     Поздней она стала старшей женой Сатаны. Изображение богини ночи Лилит изваяно в XVIII-м столетии до новой эры из глины, смешанной с соломой, как это было принято в саманном Вавилоне.

 

Метки:  

Lanacha   обратиться по имени Среда, 10 Августа 2011 г. 17:01 (ссылка)
Спасибо за интересный пост! Замечательно!
Ответить С цитатой В цитатник
svetlyc   обратиться по имени Воскресенье, 14 Августа 2011 г. 15:16 (ссылка)
Это же просто превосходно. Настоящие произведения искусства.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Августа 2011 г. 00:51ссылка
Признателен Вам за отзыв.
-Татьяна_Кудрявцева-   обратиться по имени Вторник, 23 Августа 2011 г. 23:58 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку