http://vsovetah.ru/sistema-plastikvyx-kart-i-raschety-bankovskimi-kartami
Система пластиковых карт прочно закрепилась за большинством российских предприятий, которые осуществляют расчеты банковскими картами. В данной статье поговорим об особенностях системы оплаты и схеме организации платежей.
По данным Центрального Банка РФ 2012 год стал прорывным в сфере расчетов по банковским картам, потому что доля операций по безналичным картам обошла долю операций с наличными. Против 48% победу одержал пластик со счетом 52%. Количество предприятий, установивших оборудование для использования системы пластиковых карт, значительно выросло.
Система пластиковых карт
Немного из истории возникновения системы пластиковых карт. Первая массовая банковская карта Diners Club появилась в 1949 году в Нью-Йорке в результате сотрудничества наследника крупнейшего универмага Альфреда Блумингдейла, главы финансовой компании Фрэнка Макнамара и юриста Ральфа Шнайдера.
Вначале такую карту применяли для оплаты в кредит ресторанных обедов, но в дальнейшем стали получать по ней наличные и оплачивать товары. Сегодня в борьбе за доминирование на международном рынке определились две платежные системы – Master и VisaCard.
Без пластиковой карты трудно сегодня представить современный мир. Все более популярными становятся расчеты по банковским картам на российском рынке с его экономическими особенностями и консерватизмом потребителей.
Специалисты утверждают, что платежная карта ведет к преимуществу как предпринимателя, так и покупателя, поэтому объем операций по пластиковым картам будет только увеличиваться.
Сэкономленное время, удобство, и безопасность – вот что такое карта для потребителя. А какие выгоды несет карточная платежная система владельцу ресторана, магазина или любому бизнесмену?
Ответ один – это дополнительная прибыль. До 20% согласно статистическим данным может вырасти прибыль, если будут установлены терминалы безналичной оплаты. Объясняется это тем, что люди тяжело расстаются с наличными деньгами. Идя в магазин за покупкой, как правило, человек устанавливает для себя лимит и очень не просто уговорить его потратить больше запланированного.
Иначе обстоит дело в случае с пластиковой картой, потому что человеческая психология устроена следующим образом – электронных денег не видно, поэтому и потратить их значительно легче.
Владелец предприятия, устанавливая систему пластиковых карт, видит перед собой следующие задачи:
повышение привлекательности и статуса своей фирмы;
расширение за счет покупателей клиентской базы;
роста товарооборота;
сокращения затрат на бухгалтерию;
экономия времени на обслуживании клиентов;
сокращение инкасационных затрат;
повышение сервисного уровня;
уменьшение риска расчетов фальшивыми банкнотами;
повышение безопасности сохранности денежных сумм.
Расчеты банковскими картами
Расчеты банковскими картами регулируются Положением за № 23 от 09.04.98г.
Система пластиковых карт основана на участии двух лиц: коммерческого предприятия и владельца банковской карты. Чтобы система и дальше развивалась, требуется создания условий для безналичных платежей.
Процессинговый центр выполняет роль посредника между конечным потребителем и фирмой при производстве расчетов. В этом случае существует связь между банком, где открыт расчетный счет и банком, выпустивший пластиковую карту.
Выполнение схемы по передаче наличных денег держателям платежных карт носит название эквайринг, а банк, оказывающий такую услугу — эквайером.
Процесс выполнения покупки по карте можно представить следующим образом. Полученной картой от ресторана, автозаправочной станции или магазина, держатель пластиковой карты оплачивает услугу или покупку в кредит, потому что деньги еще не пришли на счет компании. После передачи информации в банк об операции на расчетный счет перечисляется сумма стоимости услуги или товара. Кредитное учреждение фирмы получает эти деньги от банка-эмитента платежной карточки, списывающий их со счета клиента.
Этапы системы безналичных платежей:
Подается заявление покупателем об изготовлении пластиковой карты, об открытии счета, привязанного к карте, и поручение о депонировании средств.
Выдача банковской карточки клиенту.
Передача для осуществления услуги или покупки платежной карты от потребителя к продавцу.
Авторизация (проверка на подлинность) после считывания магнитного кода карточки сотрудником предприятия.
Изготовление слипа (чека) и передача в банк-эквайер.
Трансформация информации об операции банку-эмитенту.
Перечисление списанных со счета покупателя денежных средств на счет банка продавца.
Зачисление на счет компании средств за списанием комиссии банка-эквайера.
Система пластиковых карт организуется на предприятии после подписания договора с банком-эквайером, который осуществляет координацию платежей, обучает персонал и предоставляет в аренду оборудование.