-Метки

ЖЗЛ актёры и роли архитектура банк рецептов видео времена года выпечка высказывания,цитаты,афоризмы города и страны готовим сами дача дети и родители дизайн домоводство живопись животные заготовки впрок здоровье интересно искусство и живопись искусство кино искусство фотографии история история россии картинки короткие рассказы культура мир женщин мода,красота,дизайн моя жизнь мужчина и женщина музыка музыка для души музыка-плеер музыканты новости новый год общество открытки оформление дневника,текста позитив познавательно полезная информация полезности полезные советы политика праздники предсказания презентации приколы природа притчи проза психология психология отношений путешествия размышления рецепты для дома сад-огород своими руками стихи схемки схемки streglova схемки для оформления дневника творчество тесты традиции уроки финансы фото из инета фотографии фотошоп фш художники цветы и растения цитаты шпаргалки экономика юмор в картинках юмор,приколы

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии ПРАЗДНИКИ
ПРАЗДНИКИ
11:06 29.02.2016
Фотографий: 36
Посмотреть все фотографии серии ВРЕМЕНА ГОДА
ВРЕМЕНА ГОДА
19:16 08.12.2015
Фотографий: 15
Посмотреть все фотографии серии ШОКОЛАД
ШОКОЛАД
14:00 12.07.2015
Фотографий: 5

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Gelena_3

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.12.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 7379


«С любимыми не расставайтесь!» Кто написал «Балладу о прокуренном вагоне»?

Понедельник, 18 Января 2016 г. 13:15 + в цитатник
Цитата сообщения Ada_Peters «С любимыми не расставайтесь!» Кто написал «Балладу о прокуренном вагоне»?

«С любимыми не расставайтесь!»
Кто написал «Балладу о прокуренном вагоне»?


Очарование новогодних праздников хочется продлить, ибо доброе волшебство врачует душу. И пожалуй, нет другого такого автора, чьи строки, благодаря бессмертной «Иронии судьбы» Рязанова цитируются чаще в новогодние дни.




«Балладу о прокуренном вагоне» знают все, автора – единицы. А между тем это был удивительный поэт, писавший потрясающую любовную лирику – сильную, трепетную, страстную. Стихи его, чаще короткие, очень образные, обладают невероятной мистической силой.


Александр Кочетков

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!


Не слова – заклинание, по силе равные симоновским «Жди меня, и я вернусь». Только симоновские строки увидели свет в 1942 году, а «Баллада о прокуренном вагоне» была написана десятью годами раньше.

Написана в одночасье, по реальным событиям. Историю этого стихотворения я услышала от внучатой племянницы поэта Наташи Кочетковой, с которой училась вместе в школе.

Наташа была девочкой очень сдержанной, сосредоточенной, ранимой, будто отблеск пронзительной поэзии деда лёг и на неё.

Она не была излишне общительной, хотя прекрасно играла на гитаре и пианино, пела низким голосом романсы на слова Есенина и была постоянной участницей школьных поэтических вечеров.

Как-то я обмолвилась, что самым ярким эпизодом фильма «Ирония судьбы» считаю момент, когда герои Брыльской (в неподражаемом исполнении Валентины Талызиной) и Мягкова читают стихотворение «С любимыми не расставайтесь».

– А знаешь, кто его написал? – помолчав, спросила Наташа.
– Нет.
– Брат моего деда – Александр Кочетков.

Спустя годы, в перестроечное время, я приобрела двухтомник «Любовная лирика русских поэтов», где во втором томе нашла страницу Александра Кочеткова.




Но почти мистическую историю написания «Баллады» я услышала именно от Наташи. Летом 1932 года Александр Сергеевич с женой Инной отдыхал в Ставрополе у её отца.

Ему надо было уезжать раньше, билет на прямой поезд Сочи-Москва был уже куплен, но в самый последний момент Кочетков сдал его, чтобы хотя бы на три дня отсрочить расставание с любимой.

– А получилось как? – глуховатым голосом рассказывала Наташа. – Он уже должен был сесть в вагон, жена провожала его. И вдруг, ни с того ни с сего, она кидается к нему на шею, захлёбывается слезами, бьётся в истерике: «Не уезжай, не уезжай!»

Он, конечно, ничего не понял, чертыхнулся, но уступил. Видно, решил – необъяснимый женский каприз. Три дня промелькнули, как один, он вернулся в Москву, где друзья восприняли его появление как чудо воскрешения.

Оказалось, что поезд, на который был сдан билет, попал в страшную аварию на станции «Москва-товарная». Погибли многие знакомые Кочеткова, возвращавшиеся из сочинского санатория…

В первом же письме, которое Инна получила от мужа из Москвы, было стихотворение «Вагон» («Баллада о прокуренном вагоне»).

Опубликовали его впервые лишь в 1966 году, уже после смерти поэта. (Единственная прижизненная публикация стихотворений Кочеткова состоялась в альманахе «Золотая зурна» (Владикавказ, 1926), пьесы Кочеткова при жизни не издавались.)

При жизни этот очень добрый и удивительно скромный человек не получил ни наград, ни признания, хотя его знаменитое стихотворение прогремело задолго до того, как прозвучало в фильме Рязанова – во время войны его переписывали от руки и посылали в письмах, так же как и «Жди меня» Симонова.

Поэт Лев Озеров, влюблённый в творчество Кочеткова, приложил немало усилий, чтобы имя автора не было забыто.

Он вспоминал:


«За сочинениями Кочеткова возникает их творец – человек большой доброты и честности. Он обладал даром сострадания к чужой беде. Постоянно опекал старух и кошек. «Чудак этакий!» – скажут иные.

Но он был художником во всём. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то немедленно перекочёвывали под подушки больных, в пустые кошельки нуждающихся. Он был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений.

Стеснялся относить их в редакцию. А если и относил, то стеснялся приходить за ответом. Боялся грубости и бестактности...»


Первым, кто рассказал Озерову историю «Баллады о прокуренном вагоне», был друг Александра Кочеткова, писатель Виктор Виткович. Зимой 1942 года в Ташкент приехал участник обороны Севастополя писатель Леонид Соловьёв, автор прекрасной книги о Ходже Насреддине «Возмутитель спокойствия».

В ту пору в Ташкенте Яковом Протазановым снимался фильм «Насреддин в Бухаре» – по сценарию Соловьёва и Витковича. Виткович привёл Соловьева к жившему тогда в Ташкенте Кочеткову.

Тогда-то Соловьёв и услышал из уст автора «Балладу о прокуренном вагоне». Баллада ему настолько понравилась, что текст её он увез с собой. Стихотворение казалось только что написанным. Так его воспринимали все окружающие (а Соловьёв – в ту пору корреспондент «Красного флота» – читал стихотворение всем встречным-поперечным). И оно не только увлекало слушателей – оно стало для них необходимостью.

Его переписывали и посылали в письмах как весть, утешение, мольбу. В списках, различнейших вариантах (вплоть до сильно искажённых), оно ходило по фронтам часто без имени автора, как народное. Это – о стихотворении.

Теперь об авторе – Александре Сергеевиче Кочеткове.

В 1974 году в издательстве «Советский писатель» отдельной книгой вышло самое крупное его произведение – драма в стихах «Николай Коперник». Были опубликованы две его одноактные стихотворные пьесы: «Голова Гомера» – о Рембрандте, и «Аделаида Граббе» – о Бетховене. Вышли циклы лирических стихотворений. Вот и всё.

Остальная (весьма ценная) часть наследия (лирика, поэмы, драмы в стихах, переводы) всё ещё – архив... Хорошо известны мастерски выполненные им переводы. Если в кругу ярых любителей поэзии упомянуть имя Александра Кочеткова, то кто-нибудь непременно скажет:

– Ах, ведь это он перевел «Волшебный рог мальчика» Арнимо и Брентано!

– А ещё он сделал перевод повести Бруно Франка о Сервантесе, ставший классическим! – добавит другой.

– И он же переводил Хафиза, Анвари, Фаррухи, Унсари и других творцов поэтического Востока! – воскликнет третий.

– А переводы произведений Шиллера, Корнеля, Расина, Беранже, грузинских, литовских, эстонских поэтов! – заметит четвёртый.

– Не забыть бы Антала Гидаша и Эс-хабиб Вафа, целой книги его стихов, и участие в переводах больших эпических полотен, «Алпамыша», «Калевипоэга»! – не преминёт упомянуть пятый.

Так, перебивая и дополняя друг друга, знатоки поэзии вспомнят Кочеткова-переводчика, отдавшего столько сил и таланта искусству поэтического перевода. Александр Кочетков до самой смерти увлечённо и вдумчиво работал над стихом.

Он казался одним из последних выучеников какой-то старой живописной школы, хранителем её секретов, готовым передать эти секреты другим. Но секретами мастерства мало кто интересовался, как искусством инкрустации, изготовления крылаток, цилиндров и фаэтонов.

Звездочёт, он обожал Коперника. Меломан, он воссоздал образ оглохшего Бетховена. Живописец словом, он обратился к опыту великого нищего Рембрандта. И во внешности его было что-то нервное, ранимое, примечательное. Словно Вертинский-Пьеро, с артистично заломленными руками.

У него были длинные, зачёсанные назад волосы. Он был лёгок в движениях; сами движения эти выдавали характер человека, действия которого направлялись внутренней пластикой. У него была походка, какую сейчас редко встретишь: мелодичная, предупредительная, в ней чувствовалось что-то очень давнее.

У него была трость, и носил он её галантно, по-светски, как в прошлом веке, да и сама трость, казалось, была старинная, времён Грибоедова. Продолжатель классических традиций русского стиха, Александр Кочетков казался некоторым поэтам и критикам 30-40-х годов этаким архаистом.

Добротное и основательное принималось за отсталое и заскорузлое. Но близкие по духу люди ценили его. Это относится, в первую очередь, к Сергею Шервинскому, Павлу Антокольскому, Арсению Тарковскому. Он был замечен и отмечен Вячеславом Ивановым.

Более того: это была дружба двух русских поэтов – старшего и молодого поколения. С дружеским вниманием относилась к Кочеткову Анна Ахматова. Скончался Александр Сергеевич Кочетков 1 мая 1953 года, похоронен в Москве на Донском кладбище (14 колумбарий, 84 секция).

Долгое время место захоронения поэта оставалось неизвестным, пока в феврале 2014-го не было найдено членами НП «Общество некрополистов». Захоронение было приведено в порядок силами этого общества; 1 марта 2014 года состоялось открытие плиты, закрывающей нишу.


Предметы органической природы
Безмолвствуют.И только человек
Кричит: люблю! – любимую лаская
(Как будто потерял ее), и в крике
Такая боль, такая смерть, что звезды
Ссыпаются с иссохшего зенита
И листья с размагниченных ветвей.

2

Мир молит ласки (душу потерять
Страшней, чем жизнь). Любите свой народ
(Как и одежду), по законам фуги
Растите мысль, катайтесь на коньках,
- И страшный суд придется отложить.

***


У жизни свои необъяснимые законы. Через тридцать с лишним лет, вглядываясь внутренним оком в прошлое, я вспоминаю строгий, скромный, сдержанный облик моей одноклассницы Наташи Кочетковой и понимаю, что помимо генетики, есть ещё нечто, что связывает поколения невидимым, неугасимым светом.

Что тихий облик её внучатого деда, его полная сдержанного пламени поэзия чудесным образом преломилась во внучке. И что мир, наверно, стал немного богаче оттого, что жил в нём (сейчас понимаю, совсем недолго, а тогда 53 года казались неодолимой далью!) такой поэт – Александр Кочетков, чьи бессмертные строки о прокуренном вагоне мы как заклинание повторяем каждое 31 декабря.

Да и только ли 31 декабря?.. Наверно, в этом самая большая награда и отрада для поэта. А это был поистине Большой Поэт, увы, ушедший безвременно, и его стихи я могла бы здесь приводить бесконечно, ибо каждое из них подобно драгоценной бирюзе в серебряной оправе.

Но рамки статьи не безграничны, а жаль… И всё же очень хочется, чтобы каждый из нас открыл бы для себя своего Александра Кочеткова, ибо источник истинной поэзии неисчерпаем и животворен.


Всё смолкнет: страсть, тоска, утрата...
О дне томящем не жалей!
Всех позже смолкнет – соловей,
Всех слаще песни – у заката.


При написании статьи были использованы материалы из Живого Журнала Станислава Садальского и воспоминаний трепетно любимого автором поэта и литературоведа Льва Озерова. Автор выражает им свою искреннюю и глубочайшую признательность. Спасибо!

Автор: Ляман Багирова
Источник: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/75416/
© Shkolazhizni.ru


.



Серия сообщений "История одного произведения":

Часть 1 - История одной фотографии: «Знамя Победы над Рейхстагом»
Часть 2 - История одного альбома: «Let It Be», The Beatles
...
Часть 7 - Литературное наследие: «Алые паруса»
Часть 8 - Литературные герои и их прототипы: кем были в реальной жизни трое в лодке, не считая собаки
Часть 9 - «С любимыми не расставайтесь!» Кто написал «Балладу о прокуренном вагоне»?


Рубрики:  ЖЗЛ
Познавательно.Интересно,
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку