Факт "твердой" публикации сам по себе достаточно примечателен. В сознании современного русскочитающего человека твердая публикация это некий знак качества, который переводит автора в разряд профессионалов. Сам автор исполняется гордым ощущением причастности к большому культурному процессу, в котором о занял свое пока еще скромное место.
Как же опубликоваться, чтобы потом с гордостью раздавать автографы, расписываясь на книге?
Практических (и вполне действенных) советов сейчас в сети полно. На "Самиздате" до сих пор лежит перечень издательств и советы, которыми в свое время воспользовался я. Не знаю насколько нужно их повторять, но тем не менее:
- внимательно читайте и соблюдайте требования издательств к материалам которые хотите заслать (тематика и объем)
- сделать синопсис к тексту или текстам, которые засылаются (по-моему очень хороший способ заинтересовать рецензента своим текстом).
- отослав письмо не компостировать мозги на следующий день, спрашивая, каково решение редакции.
- не хныкать носом, если прислали отказ.
Теперь немного из личного опыта издания книги. Пакет из рассказов гейткиперского цикла, тянувший на честных 15 авторских листов, в декабре 2003 года был разослан в пять издательств, скажем так, не первого эшелона. Названий указывать не буду. Выждав два месяца начал бомбить их письмами относительно того как идет процесс. На что получил три отказа и два молчания. Весной 2004 года повторил попытку, отослав в другие издания (числом четыре штуки). Среди этих были уже серьезные игроки рынка в том числе и АСТ. Летом повторил попытку прозвона, получив три отказа и один недоуменный вопрос из АСТ - "а что вы нам присылали?". Я повторил посылку и на какое-то время отошел от дела самовыдвижения в издательства. Были дела поважнее - я тогда искал работу и шли начиналась вся эта "оранжевая" байда, которую назвали революцией.
Положительный ответ из АСТ пришел в конце ноября. "Ваша рукопись принята к публикации в серии "Звездный лабиринт".
Приятно получать такие письма.
Дальше дела пошли немного туго. Процесс доводки рукописи не занял много времени (три из пяти текстов были опубликованы еще в журналах и вычитаны тщательно). Договор подписали только летом, а сама книга попала в магазины только в сентябре 2005.
Так что весь процесс, что называется от "двери до двери" занял больше двадцати месяцев.
Что в результате? 5000 экземпляров издано, сколько продано не знаю, но в издательстве сказали, что продажи средние. По определению Перумова я сейчас отношусь к авторам из гетто с тиражем одной книги до 10000. Следующий шаг - это тираж 40000-50000. Дойти до уровня более 100000 значит попасть в одну обойму с тем же Перумовым.
Относительно других способов продвижения, в частности засылания текстов известным авторам. На мой взгляд это бесполезная трата времени. Я сам посылал тексты Дьяченко. Два раза. Молчание в эфире. Если мэтр пишет по два романа в год и еще успевает при этом тусоваться в среде, ездить на коны и давать интервью, то у него просто нет времени на читание рукописей молодых авторов. Тем более, что по отзывам профессиональных редакторов стоящих рукописей в том потоке, который идет на них - очень мало. Да есть вариант поехать на тот же Роскон, нахально завалиться в номер к известному фантасту, забухать ним, покорешаться и после этого, он может быть подсобит. Хотя тут нужно знать еще и такую деталь - не факт, что мэтр уломает редактора на то, чтобы тот опубликовал ваш текст в издательстве. Едят они из разных тарелок.
Так что вот такие вот дела.