Берем нашу современную действительность, добавляем немного сверхъестественного в виде легкой магии, экстраординарных явлений или чего-то еще, что не присуще этой действительности и получаем книжку стиле "магического реализма". Киевские авторы Марина и Сергей Дьяченко, изобретатели этого жанра, использовали этот рецепт для создания своих книг не один год. Следует отметить, что использовали вполне успешно. Присутствие "магического" элемента в книгах Дьяченко зачастую помогало создать ситуации, в которых нормально-реальная человеческая природа видится под другим углом.
Роман "Алена и Аспирин" сработан по тому же принципу. Популярный ди-джей Аспирин, развлекающий публику в ночном клубе и на радио, подбирает на улице беспризорную девочку Алену. Через некоторое время выясняется, что девочка пришла из некоего "идеального мира", для того, чтобы вывести из нашей реальности своего брата, который забыл свое происхождение. Для этого ей нужно научиться обращаться со скрипкой и сыграть одну, вполне определенную мелодию. Брат услышит ее, вспомнит откуда он пришел и тогда они могут вернуться обратно в свой мир.
В случае с "Аленой и Аспирином" метод "магического реализма" не дает того результата, который давал ранее. Если в предыдущих текстах моральные проблемы ставились резче и жестче, то сейчас "гвоздь программы" чувствуется слабо. Главные герои тоже не вызывают особой симпатии. Богемный Аспирин, просаживает свои таланты, поря чушь в эфире и пописывая статейки для гляцевых клонов Cosmopolitan. "Гостья из будущего", Алена, откровенно использует Аспирина в качестве материально-технической базы для достижения своей цели и принося ему при этом массу проблем. Отношения их тоже далеки от совершенства. Проще говоря - они друг друга переносят плохо. Психологическая достоверность хромает - непонятно, что собственно их держит вместе. В жизни закоренелый эгоист и убежденный холостяк подобный Аспирину, скорее всего, сразу же сдал бы бездомную в ближайшее отделение милиции.
Пожалуй, единственным сильным местом является стиль, которым написана книга. Здесь Дьяченки как всегда на высоте. Наша каждодневная действительность описана выпукло, сочно и местами даже жестко. Детали быта, ди-джейский треп в FM-эфире, статьи в глянцевых изданиях. Не слишком фантастический, но очень узнаваемый мир – приметы нашего времени выписаны точно и, можно сказать, с любовью.
Впрочем, общей картины это не спасает. Слабый сюжет с невнятной концовкой и не вызывающие особой симпатии герои вкупе с крепким литературным стилем создают довольно противоречивые впечатления от книги.