-Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Freni

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 8157


Неизвестная Земля:Другие культуры Перу перед инкским завоеванием

Воскресенье, 21 Июля 2019 г. 23:15 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Неизвестная Земля:Другие культуры Перу перед инкским завоеванием

 

                                     

Салинар

Керамика культуры Салинар. Музей Ла-Платы

 В конце I тысячелетия до н.э. в долинах севера перуанского побережья, от Чикамы до Санты, существовали локальные варианты культуры Салинар. Ее материалы заметно отличаются от микоцик, относящихся к предшествующей эпохе. Своеобразны скульптурная кера­мика и сосуды, расписанные белой краской по красному фону. Происхождение культуры остается пока неясным.

Exhibit in the Gardiner Museum, Toronto, Ontario, Canada

Культура Салинар — существовала на прибрежной территории, где сейчас находятся департаменты Анкаш и Ла-Либертад.Культура выделена в 1930-х гг. Рафаэлем Ларко Ойле (Rafael Larco Hoyle).

                           

Салинар по культурным характеристикам занимала промежуточное положение между культурами Куписнике и Моче. В это время в сельском хозяйстве всё большее распространение получали системы ирригации. Поселения обычно были небольшими и изолированными

В долине Моче обнаружено большое поселение Серро-Арена, застроенное жи­лыми домами, культовыми и общественными постройками, зданиями-хранилища­ми, структура застройки отражает заметную социальную дифференциацию, которая прослеживается и в погребениях.

Ряд укрепленных пунктов и поселений по юж­ному берегу р. Санты обозначает южную границу объединения (возможно,раннегосударственного характера), скрывающегося под археологической культурой Са­линар. Ее центр - Серро-Арена - являлся, вероятно, одним из древнейших городских поселений Перу.

Гальинасо

В долинах Виру и Санта культура Салинар сменилась в начале I тысячелетия совершенно отличной от нее культурой Гальинасо, на поселениях которой многокомнатные жилые постройки, стоявшие на специальных террасах, соседствовавших с культовыми сооружениями - пирамидами различной величины. На высотах и горных отрогах находились укрепленные пункты, контролировавшие проходив­шие рядом ирригационные каналы. В Виру поселения располагаются в низовьях долины, в то время как в Санте наибольшая концентрация памятников приходится на среднюю ее часть, включая узкий каньон, по которому р. Санта вытекает из Кельехон-де-Уайласа.

Материалы Гальинасо имеют много общих черт с древностями этой горной до­лины. находя близкие параллели в культуре Рекуай, существовавшей в конце I ты­сячелетия до н.э. - 1-й половине I тысячелетия н.э. Некоторые исследователи даже объединяли эти культуры. Такая близость позволяет предполагать, что создатели культуры Гальинасо вторглись в преддверии нашей эры из горных районов на по­бережье и подчинили себе его участок между долинами Санта и Виру.                 

Перуанский исследователь Инасио Альва Менезес обнаружил в археологическом центре Вентаррон департамента Ламбаек погребение таинственной культуры гальинасо. О ней известно очень мало, поэтому исследователи были обрадованы, когда обнаружили богатую могилу трехлетнего мальчика, который погиб около двух с половиной тысяч лет назад. Она расположена в 500 м от храма Пойманного Оленя, который был воздвигнут более четырех тысяч лет назад. Религиозная постройка получила свое название благодаря росписи стен, на которых древние запечатлели охоту на оленя.

Рекуай

Сосуды куль­туры Рекуай. Музей Каси­нелли (Cassinelli), Тру­хи­льо, Перу

Рекуай — доколумбова культура, существовавшая на территории Перу на территории современного департамента Анкаш. Существовала в промежуточную раннюю эпоху южноамериканской хронологии в 200—600 н. э. и занимала почти всё ущелье Уайлас (Huaylas). На востоке достигала реки Мараньон, а на западе — высокогорной части долины Санта.

            

Сосуд. . Центральные Анды, Перу, Северное побережье. Культура: Рекуай. I в. до н.э. – VI в. н.э.

Поглощена в конце VI — начале VII в. государством Уари.

Сосуды куль­туры Рекуай. Музей Касинелли

В ареал культуры Рекуай входит Кальехон-де-Уайлас и долина р. Таблачака. Культура известна главным образом по большому количеству своеобразных сосу­дов и каменных изваяний из музейных коллекцийЕдинственный научно исследованный памятник - городище Пашаш. Здесь на высоком горном отроге обнаружены постройки культового назначения и цитадель. Вокруг на горных склонах, вероятно, располагалась жилая застрой­ки. Среди построек на цитадели находился небольшой храм, воздвигнутый, видимо, в честь знатной персоны, чья могила с незначительными костными останками бы­ла обнаружена под алтарной плитой в одном из помещений. Могила сопровожда­лась ритуальным захоронением многочисленных сосудов. Еще два таких захороне­нии керамики были найдены поблизости под каменной вымосткой пола храма. Все вместе они включали более сотни сосудов.

                              

Сосуд с музы­каль­ной сце­ной. Рекуай. 100 г. до н.э. – 300 г. н.э. Музей празд­ника всех свя­тых , Шаф­ха­у­зен, Швей­ца­рия

                             
Бытовая посуда культуры Рекуай - горшки, чаши и т.п. - украшена росписью, часто негативной, когда краской покрывался фон, а орнамент сохранял цвет обожженной глины. Некоторые сосуды сделаны с применением поворотной пло­щадки - прообраза гончарного круга. Много лепных сосудов сложных форм - со стремевидным горлом, с кольцеобразным туловом, "чайники" с горлом и носиком и др.

                          

Многочисленны скульптурные сосуды, где объемные детали дополнены рос­писью. Часты изображения воина в пышном головном уборе со щитом и палицей, человека с нападающими на него с двух сторон хищниками или фантастическими змеями, погонщика с ламой, а также целые ритуальные сцены с участием жреца и вспомогательных персонажей. Зооморфные сосуды изображают ягуаров, лам, змей и фантастические существа. Одно из таких существ, особенно характер­ное, - "Зверь Рекуай" с когтистыми лапами, зубастой пастью, круглым глазом, гребнем надо лбом и закрученным хвостом. Часты изображения птиц и антропо­морфных личин с отростками.

           
С мотивами керамической орнаментики перекликаются и каменные изваяния. Они изображают воинов со щитами и отрубленными головами врагов - трофеями и человеческие фигуры с другими атрибутами. Известны скульптурные головы с выступами сзади. Некогда они были, видимо, вмонтированы в каменную кладку стен. Часто встречаются плиты с рельефными изображениями людей и хищников, очень условных личин.

                            

В витринах подлинные предметы древних цивилизаций. Перу. Культура Рекуай. 1 тысячелетие н.э. Фигура воина-жреца. Нашего Ваньку-встаньку напоминает
Создатели культуры Рекуай были неплохими металлургами. В ритуальных за­хоронениях вещей в Пашаше было найдено более 60 металлических предметов. Из них наиболее выразительны медные литые булавки с золотой обкладкой и ин­крустированными изображениями на на вершиях. Мастерам была известна техни­ка литья по восковой модели, характерная для колумбийской металлургической провинции.

Лима

Храм Пачакамак.Главный вход в храм

Лимская культура, или культура Лима — цивилизация местного происхождения, существовавшая на территории современного Перу с 100 г. до н.э по примерно 650 г. н. э.

Данная доинкская культура находилась в долинах рек Чильон, Римак и Лурин. Представлена в основном керамическими находками. Люди лимской культуры соорудили множество храмов, в настоящее время известных как «уака», которые до настоящего времени сохранились в городе Лима.

Пачакамакский храм
На центральном участке перуанского побережья в конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. обитало земледельческое население, оставившее нам памятники с керамикой, расписанной белым по красному фону, а позднее покрытой переплетающимся орнаментом, в основе которого лежат сильно геометризованные изображения змей или рыб и чисто геометрические узоры. В долинах рек разбросаны поселения и отдельные жилые постройки этого времени.

На поздних памятниках встречаются небольшие ступенчатые пирамиды с плоскими вершинами. Есть и укрепления, служившие, видимо, убежищами для местного населения в моменты военной опасности. Памятники с керамикой, покрытой переплетающимся орнаментом, относящиеся к раннему этапу культуры Лима, доходят до середины I тысячелетия.

 Комплекс культуры Лима заметно из­меняется, хотя и сохраняет генетическую преемственность с керамикой предшест­вующего времени. Появляется ряд новых форм, среди которых уплощенные сосу­ды с ребром, сосуды с мостовиднои ручкой между двумя горлышками. Одно из них иногда заменяется антропо- или зооморфной скульптурой. Встречаются плоско-вы­пуклые фляги, разнообразные миски, горшки и кувшины, многие из которых име­ют высокое сужающееся горло и круглую ручку.

                            

Изменяется и орнаментация посуды, хотя и здесь наблюдается преемственность с предшествующим этапом. Широкое распространение получает скульптурная ор­наментика - изображение зверей, птиц, людей. Она сочетается с геометрической росписью. Не исключено, что все эти изменения связаны с культурным влиянием населения горных районов.

                            

                                                              

Носители культуры Лима были умелыми ткачами. Для изготовления тканей ис­пользовались хлопок и, реже, шерсть. Мотки хлопковых и шерстяных нитей встре­чаются на крестообразных культовых предметах, которые находят в могилах.

                                

                               

                               

Погребальный обряд культуры Лима прост. Покойников хоронили в вытяну­том положении, часто лицом вниз. В рядовых погребениях их сопровождают не­сколько сосудов, плетенки, початки кукурузы. Известны и более богатые захороне­ния с большим количеством погребального инвентаря, что говорит об определен­ной имущественной или социальной дифференциации.

При строительстве древней­ших культовых сооружений Пачакамака было, видимо, совершено ритуальное мас­совое захоронение. В раскопанной могиле обнаружено более 100 человеческих ко­стяков и многочисленные сосуды.

К этому времени в долинах Центрального побережья, наряду с сельскими поселениями, возникают небольшие города с одной или несколькими храмовыми пирамидами. На сырцовых стенах такой пирамиды в Серро-Кулебрасе обнаружены фрески с «переплетающимися» узорами, совпадающими с характерными мотивами керамической орнаментики.

В IV в. воздвигаются большие пирамиды Уака-Трухильо, Уака-Хулиана, культовые сооружения в Маранге (долина Римак). В это время существуют как ритуальные центры, состоящие из одной или нескольких пирамид с храмовыми постройками, так и крупные города. Таким городом является Кахамаркилья, выросший неподалеку от Уака-Трухильо.

Особенно больших размеров он достиг в VI в. В это же время строится «Древний храм» и возникает храмовый центр в Пачакамаке (долина Лурин), позднее превратившийся в большой город. Кахамаркилья и Пачакамак продолжают существовать и в VII в., в то время как некоторые, более ранние центры (Уака-Хулиана, Маранга), вероятно, теряют свое значение.


 

       Пукара

Пукара (на языке кечуа — «крепость» — традиционное обозначение фортификационных сооружений древних Андских культур от Эквадора до центральной зоны Чили и Аргентины. Чаще всего «пукары» связаны с цивилизацией инков, хотя некоторые сооружены предшествовавшими цивилизациями, которых позднее инки покорили. Словом «пукара» испанцы называли также земляные сооружения народа мапуче во время Арауканской войны.

Деревня Китор

На поселении Пукара было раскопано подковообразное храмовое сооружение со стенами из тесаных каменных блоков. Оно состояло из узких коридоров, иду­щих по периметру здания и многочисленных помещений с алтарными плитами. От­крытой стороной храм был обращен на восток, в сторону р. Пукара. Внутри "под­ковы" располагался квадратный дворик, углубленный на 2 м ниже поверхности, с которой в него вела каменная лестница. В середине каждой стены дворика находи­лось по небольшому склепу с останками нескольких погребенных.

Развалины пукары около г. Тилькара, Аргентина

С культурой Пукара связываются каменные изваяния различных типов. Пре­жде всего это стоящие, сидящие или коленопреклоненные фигуры людей. В руках они иногда держат человеческие головы-трофеи. Налобные и набедренные повяз­ки украшены схематическими личинами, головами пум и т.п. На спине некоторых скульптур изображены косы в виде змей с головами пум.

Комплекс Пукара-де-Китор, вид изнутри — сооружение культуры атакаменьо

Такие же змеи, фантастические животные и лягушки часто вырезаны барелье­фом на отдельных камнях. Эти же персонажи, в разной степени стилизации, встре­чаются на высоких стелах с зональным геометрическим орнаментом из спиралей, ломаных и ступенчатых линий, крестов и т.п.

                                

Некоторые мотивы скульптуры повторяются и в орнаментике посуды, хотя ре­пертуар персонажей здесь более разнообразен. Среди них фигуры животных (пре­жде всего пумы), птиц (кондора) и фантастических существ, в которых часто соче­таются черты и тех и других. Встречаются также антропоморфные персонажи с жезлами, иногда ведущие на поводу ламу. Очень распространенным мотивом явля­ются головы-трофеи. Изображения обычно наносились нарезкой по контуру и рас­крашивались. Переданное таким способом профильное туловище животного (осо­бенно пумы) часто сочеталось со скульптурной головой en face.

Среди сосудов встречаются миски, иногда на поддоне, «керо»-кубки с расходя­щимися стенками, кувшины и т.п. Очень характерны глиняные трубы, обычно ук­рашенные теми же персонажами, что и остальная керамика. Сходные мотивы встречаются и на текстиле.

Варкин А., Зданович Л. Тайны исчезнувших цивилизаций. — М., 2000.
Куприенко С.А. Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. 


 

Серия сообщений "Неизвестная Земля":
Часть 1 - Неизвестная Земля:Египет .Отчет поисковой экспедиции Лаборатории Альтернативной Истории
Часть 2 - Неизвестная Земля:Якутские "котлы" звёздной энергии
...
Часть 39 - НеизвестнаяЗемля:Потерянные цивилизации.Тиауанако
Часть 40 - Цивилизации древних богов.Документальные фильмы.
Часть 41 - Неизвестная Земля:Другие культуры Перу перед инкским завоеванием
Рубрики:  интересненько...
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку