-Рубрики

 -Метки

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Free_project

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.05.2005
Записей: 1205
Комментариев: 63978
Написано: 108411


"Виновата ли я ..."

Среда, 11 Ноября 2009 г. 09:10 + в цитатник
Когда мне было 16 , мы с родителями отдыхали в Сочи . И всей группой на пляже познакомились с азербайджанцами. Выезжали вместе за город на шашлыки , а по вечерам гуляли – из кабаков к морю . Она учили нас своим песням , до сих пор помню «джип-джип-джунджаляри…» , а мы их своим . Надо было видеть, как 34-летий Рагим , орденоносец Ленина и прочая-прочая распевает , глядя в бумажку с текстом «виновата ли я , виновата ли я …» .
Мы тогда настолько подружились, что потом несколько лет подряд каждый декабрь они приезжали к нам в гости . И ещё вспомнилось . Гуляем вечером и Иса жалуется : «Не выспался сегодня , Рагим всю ночь хромал » - а у Рагима действительно с детства перебита нога и он прихрамывает –« А что случилось , почему он не спал?»-«Нет , он спал , но всю ночь хромал»- «Так что такое ? У него может сердце разболелось или просто бессонница?»- « Нет , просто всю ночь громко хромал – Хрррр –хрррр» )))
Ну это , собственно , лирическое отступление , а сказать я хотел совсем о другом .
Чувство вины и «муки» совести . В чём они похожи и в чём разнятся ? Это ведь совсем не одно и тоже, а иногда даже совсем противоположное.
Можно делать что-то , за что будешь испытывать вину , но знать , что если не сделаешь, совесть загрызёт . И наоборот , что бы не чувствовать себя виноватым, сделать то , за что , знаешь , потом будет стыдно и совестно .
А можно стыдиться и чужих поступков. И чувство вины испытывать за сделанное не тобой , а кем-то другим. Но чаще всё же и стыдно и совестно за что-то своё.
И может быть стыдно , хотя понимаешь , что вины твоей нет . И наоборот - осознавать вину , но при этом совершенно этого не стыдиться .

МАРУСЯ_43   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 09:32 (ссылка)
глубоко копаешь :)))
навскидку, про себя я бы разделила так:

ВИНА возникает, когда я не оправдываю ожиданий людей, отношением которых дорожу

а СОВЕСТЬ мучит, когда я не оправдываю своих собственных ожиданий :)
Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 09:42 (ссылка)
МАРУСЯ_43, а у меня , пожалуй , всё наоборот . Совесть за поступки перед другими , а вина - перед собой .
Ответить С цитатой В цитатник
МАРУСЯ_43   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 10:08 (ссылка)
нет-нет, может, я невнятно выразилась:
не поступки имелись в виду, а ожидания! это разные вещи :)

поступки в отношениях других могут, как раз, не соответствовать собственным ожиданиям от себя самой,
а какое-то поведение в моей собственной жизни может не отвечать ожиданиям других людей.

чуешь разницу? :))
ведь важны не сами по себе наши поступки, а то, насколько они соответствуют неким "правильным лекалам" - собственным или чужим, верно?
именно эти несоответствия и вызывают душевный дискомфорт (чувство вины, муки совести и т.п.)
Ответить С цитатой В цитатник
МАРУСЯ_43   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 10:12 (ссылка)
так вот, мне кажется, что есть "встроенные лекала" нашего правильного Я, и есть всякие разные чужие "лекала".
если мы не соответствуем собственным - возникают муки совести,
а если мы не вписываемся своими поступками в чужие "лекала" - то может возникать чувство вины (но тока если мы по какой-то причине считаем, что человек вправе мерять нас своим "лекалом")

курсы кройки и шитья даром не проходят, да :)))
Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 10:14 (ссылка)
МАРУСЯ_43, да с этим я согласен - неприятные ощущения от несоответстия ожиданиям и действительности в отношении себя . Ну а если это в отношении кого-то другого ? И вообще - в чём разнятся чувсто вины и муки совести ? Это ведь совсем не одно и тоже , а часто очень даже противоположное .
Loreleya
Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 10:16 (ссылка)
Исходное сообщение МАРУСЯ_43:
так вот, мне кажется, что есть "встроенные лекала" нашего правильного Я, и есть всякие разные чужие "лекала".
если мы не соответствуем собственным - возникают муки совести,
а если мы не вписываемся своими поступками в чужие "лекала" - то может возникать чувство вины (но тока если мы по какой-то причине считаем, что человек вправе мерять нас своим "лекалом")

курсы кройки и шитья даром не проходят, да :)))


МАРУСЯ_43, хммм... но ведь мы можем чувстовать себя виноватыми и вне зависимоти от чьих-то чужих мыслей или оценок ? А иногда даже вообще наоборот - человек может и не знать и не думать о нашей вине , в отличии от нас самих .
Loreleya


Ответить С цитатой В цитатник
Gaberkon   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 10:23 (ссылка)
Free_project, не поняла к чему ты эжто. Не просто ж так говоришь. Что, натворил чего? Или заставили?
Кстати, меня вон смутное и гадостное чувство мучает. Сказали что увольнять сотрудника будут, а я чтоб нового нашла. Да собстенно я и этого долго искала, а как подумаю - раставаться, искать, кого-то обнадеживать кому-то говорить "нет". Ошибаться или нет - мучатся еще этими сомнениями. Короче, вина ли это или совесть я не знаю - но то что противно - это точно
Лорелея


Ответить С цитатой В цитатник
Волшебница_Алиша   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 10:46 (ссылка)
я вообще кардинально и категорично чувство вины посылаю далеко и капитально. Плохое это чувство по любому. Инструмент манипулирования. А если о нем никто не знает - то самоедства.
Хррррр - понравилось:)
Ответить С цитатой В цитатник
Кошка_по_имени_Гав   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 10:50 (ссылка)
Free_project, "цып-цып, мои цыплятки, цып-цып-цып мои котятки вы пушистые комочки мои маленькие квочки")
тоже помню.
мне 6 лет было. лагерь пионерский.
про совесть и вину. без наличия совести думаю чувство вины не появится. Вина перед близкими. Вина за действие и бездействие правительства. Вина за не очень красивые поступки тех же близких и даже совсем посторонних людей. Совесть.... Это еще раз - либо есть, либо нет. Это глобальное. Жить по совести. не знаю, что еще сказать...
Ответить С цитатой В цитатник
НаМягкихЛапах   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:04 (ссылка)
Free_project, ах это азербайджааанская песня.... )))
Лорелея
Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:10 (ссылка)
Gaberkon, ну , для того , что бы почувствовать свою вину или муки совести , всегда причину найти можно ))))
А вот то , о чём ты говоришь , тоже знакомо - вроде бы и вины собственной ноль и ...
Loreleya


Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:10 (ссылка)
Исходное сообщение Волшебница_Алиша:
я вообще кардинально и категорично чувство вины посылаю далеко и капитально. Плохое это чувство по любому. Инструмент манипулирования. А если о нем никто не знает - то самоедства.
Хррррр - понравилось:)


Волшебница_Алиша, Альк, это если тебе его кто-то навязывает , тогда конечно - обычное манипулирование . Но если это внутреннее чувство ? Мне вот кажется , что любой человек его когда-то испытывает.
Loreleya


Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:24 (ссылка)
Кошка_по_имени_Гав, точно ))))) песня про цыпляток ))))
ну, "наличие совсести " , я не думаю , что есть люди , у которых это понятие вообще отсутствует . Оно может не совпадать с чьим-то пониманием совести , но есть обязательно у каждого .
Loreleya


Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:27 (ссылка)
НаМягкихЛапах, а ты не знала ? Я бы ещё олдну тут "спел" , да только слова буквами кириллицы , наверное , и не напишешь )))
Loreleya
Ответить С цитатой В цитатник
Волшебница_Алиша   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:28 (ссылка)
Free_project, нет, это опять же ошибка на мой взгляд. Ощущение правильности-неправильности - вот так по-моему лучше. А терзания, сожаления...что сделано, то сделано, а не сделано - тем более. Самовампиризм, внушенный нам с детвта, что мы ДОЛЖНЫ что-то, а не сделаем - виноваты
Лорелея
Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:37 (ссылка)
Волшебница_Алиша, нет , Аль , тут не соглашусь . Хотя бы потому , что чувство вины можно испытавать потом , намного позже для себя ощутив стыд за что-то , что сделал . Очень чёткое ощущение того , как был не прав .
Loreleya
Ответить С цитатой В цитатник
МАРУСЯ_43   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:44 (ссылка)
Исходное сообщение Free_project
хммм... но ведь мы можем чувстовать себя виноватыми и вне зависимоти от чьих-то чужих мыслей или оценок ? А иногда даже вообще наоборот - человек может и не знать и не думать о нашей вине , в отличии от нас самих .
Loreleya


Саш, точнее чем в своем первом комменте я уже не сформулирую, поэтому - на примере:

если я уверена, что женщины вправе опаздывать на свидания, а ты считаешь, что люди должны быть пунктуальными независимо от пола, - то зная об этом, я буду испытывать легкое чувство вины, опаздывая на свидания с тобой, даже если ты и не будешь меня упрекать (ведь я-то знаю, что тебе мои опоздания неприятны);

если же я в автобусе не уступлю место беременной или старушке, то меня будет мучить совесть, независимо от того, что им никто не уступил места, а не только я (так как в поем кодексе чести записано: уступать места беременным, старушкам и инвалидам!!!) :))

а вообще, любое чувство вины - это недовольство собой, и оно так или иначе завязано на нашей совести :))
в примере с опозданием: чувство вины за опоздание - это проявление мук совести за небрежное отношение к твоим чувствам (потому что в моем кодексе чести записано: чувства друзей надо беречь !)
Ответить С цитатой В цитатник
МАРУСЯ_43   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:50 (ссылка)
о! вот, я осознала:
чувство вины - это обвинение себя за поступок (мысль, чувство), который идет вразрез с требованиями собственной совести :)
просто это "вразрез" не всегда очевидно, как в примере с опозданием, но оно всегда есть.
А? :)
Ответить С цитатой В цитатник
Волшебница_Алиша   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:51 (ссылка)
Free_project, и что? Ощутил и исправил, либо намотал на ус и отпустил. Когда чувство вины гложет ежедневно - это значит человек ничего не меняет, предпочитая страдать. Всегда можно как-то реабилитироваться, если это так важно.
Лорелея
Ответить С цитатой В цитатник
МАРУСЯ_43   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:52 (ссылка)
Саш, плиз, приведи примеры вот к этим своим фразам:

"И может быть стыдно , хотя понимаешь , что вины твоей нет . И наоборот - осознавать вину , но при этом совершенно этого не стыдиться "
Ответить С цитатой В цитатник
Спряталась   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:54 (ссылка)
Free_project, вообще, мне кажется, самое ужасное чувство - это чувство стыда за того, кто рядом с тобой.. Особенно, если это мужчина. Потому что ты как бы ничего не сделала, а хочется провалиться сквозь землю.. )
По поводу мук совести - стараюсь не делать ничего, что потом будоражило бы мою совесть по ночам ))
Стыдно? Стыдно бывает либо на утро, как говорится - но последний раз это было очень давно ))))))) Либо за какой-то реальный косяк. Стараюсь сразу извиниться и сильно долго не корить себя - все мы люди всё-таки.
Лорелея


Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:57 (ссылка)
Исходное сообщение МАРУСЯ_43:
Исходное сообщение Free_project
хммм... но ведь мы можем чувстовать себя виноватыми и вне зависимоти от чьих-то чужих мыслей или оценок ? А иногда даже вообще наоборот - человек может и не знать и не думать о нашей вине , в отличии от нас самих .
Loreleya


Саш, точнее чем в своем первом комменте я уже не сформулирую, поэтому - на примере:

если я уверена, что женщины вправе опаздывать на свидания, а ты считаешь, что люди должны быть пунктуальными независимо от пола, - то зная об этом, я буду испытывать легкое чувство вины, опаздывая на свидания с тобой, даже если ты и не будешь меня упрекать (ведь я-то знаю, что тебе мои опоздания неприятны);

если же я в автобусе не уступлю место беременной или старушке, то меня будет мучить совесть, независимо от того, что им никто не уступил места, а не только я (так как в поем кодексе чести записано: уступать места беременным, старушкам и инвалидам!!!) :))

а вообще, любое чувство вины - это недовольство собой, и оно так или иначе завязано на нашей совести :))
в примере с опозданием: чувство вины за опоздание - это проявление мук совести за небрежное отношение к твоим чувствам (потому что в моем кодексе чести записано: чувства друзей надо беречь !)


МАРУСЯ_43, )))) ко мне оба варианта не подходят . Во-первых я человек жутко не пунктуальный , о чём всех друзей-знакомых и предцуупреждаю . И не испытываю никакой вины , если опаздываю - я себя оправдываю полностью - ну, я вот такой и предупреждал же ? )))
А в автобусах вообще предпочитаю не садиться - всё равно потом вставать и уступать место )))
Но это , естественно , в шутекку сейчас и не по теме . А по теме . Меня больше воднует вот что - почему казалось бы , очень похожие чувства могут конфликтовать между собой ?
Loreleya


Ответить С цитатой В цитатник
МАРУСЯ_43   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 11:59 (ссылка)
Исходное сообщение Хлопай_ресницами
Free_project , вообще, мне кажется, самое ужасное чувство - это чувство стыда за того, кто рядом с тобой.. Особенно, если это мужчина. Потому что ты как бы ничего не сделала, а хочется провалиться сквозь землю.. )
Лорелея

мне кажется, "стыдно за того, кто рядом" - это тоже искаженная форма стыда за себя , типа "если рядом с ней такое чмо, значит, она лучшего и не заслуживает"
Ответить С цитатой В цитатник
МАРУСЯ_43   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 12:02 (ссылка)
Free_project, "почему казалось бы , очень похожие чувства могут конфликтовать между собой ?" - приведи пример такого конфликта, плиз
Ответить С цитатой В цитатник
Спряталась   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 12:06 (ссылка)
Исходное сообщение МАРУСЯ_43:
мне кажется, "стыдно за того, кто рядом" - это тоже искаженная форма стыда за себя , типа "если рядом с ней такое чмо, значит, она лучшего и не заслуживает"


МАРУСЯ_43, интересная мысль.. Наверно, ты права.. Мы же сами себе выбираем окружение.. Или, если они нас выбрали - тоже не легче.. Мол, только вот такое меня и может полюбить.
По большому-то счету, мы ни за какие поступки близких не в ответе... )
Лорелея


Ответить С цитатой В цитатник
НаМягкихЛапах   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 12:21 (ссылка)
Free_project, мы ту песенку на уроке музыки в школе слушали, после чего в течение всего обучения завывали перед контрольными в качестве победного клича. о том, что она азербайджанская - неа, не догадывались ))))
Лорелея
Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 12:22 (ссылка)
Исходное сообщение МАРУСЯ_43:
о! вот, я осознала:
чувство вины - это обвинение себя за поступок (мысль, чувство), который идет вразрез с требованиями собственной совести :)
просто это "вразрез" не всегда очевидно, как в примере с опозданием, но оно всегда есть.
А? :)


МАРУСЯ_43, ну тогда получается , что совесть и чувство вины - обязательно взаимосвязаны и друг-друга "поддерживают" ? А ведь это не так .
Loreleya


Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 12:23 (ссылка)
Исходное сообщение Волшебница_Алиша:
Free_project , и что? Ощутил и исправил, либо намотал на ус и отпустил. Когда чувство вины гложет ежедневно - это значит человек ничего не меняет, предпочитая страдать. Всегда можно как-то реабилитироваться, если это так важно.Лорелея


Волшебница_Алиша, ну, это ты уже о каком-то крайнем случае , о патологии говоришь , если "ежедневно , постоянно2 и так далее. А определённую вину найти , при желании , сможно всегда .
Loreleya
Ответить С цитатой В цитатник
МАРУСЯ_43   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 12:28 (ссылка)
Исходное сообщение Free_project

МАРУСЯ_43 , ну тогда получается , что совесть и чувство вины - обязательно взаимосвязаны и друг-друга "поддерживают" ? А ведь это не так .
Loreleya


приведи примеры, когда это не так! :)
у меня пока что получилось, что всегда связаны.
Ответить С цитатой В цитатник
Free_project   обратиться по имени Среда, 11 Ноября 2009 г. 12:28 (ссылка)
Исходное сообщение МАРУСЯ_43:
Саш, плиз, приведи примеры вот к этим своим фразам:

"И может быть стыдно , хотя понимаешь , что вины твоей нет . И наоборот - осознавать вину , но при этом совершенно этого не стыдиться "


МАРУСЯ_43, вот смотри , я собираюсь сделать что-то такое , за что , я это понимаю , ьуду испытывать определённуб вину .Вернее не так -я знаю , что для кого-то я буду не прав , и сам буду знать , что делаю "не правильно " . Определённое чувство вины за это на мне будет . Но никаких угрызений совести я не испфытаю , потому что ХОЧУ это сделать и делать буду , хотя бы потому , что мне это необходимо .Но это никак не исключает того , что перед "пострадавшими" я не буду испытывать какой-то вины , понимаешь ? Но мне важнее не их чувства , а результат .
Loreleya


Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 3 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку