-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в FRAY_TATIANA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2011
Записей: 12442
Комментариев: 5373
Написано: 26253


Привет из Бухареста

Понедельник, 05 Марта 2012 г. 16:08 + в цитатник

Очень нравится мне фильм "Девушка с гитарой" с участием молодой Л. Гурченко, даже больше чем "Карнавальная ночь". Это не просто фильм, это великолепный музыкальный интернациональный концерт. В фильме звучит песня "Привет из Бухареста".

 



Всегда думала, что песню исполняет одна из участниц  Московского фестиваля молодёжи и студентов 1957 г.

Но с удивлением узнала что исполнительница этой песни - советская певица и актриса Сиди Таль (1912-1983)

 

По материалам    http://shanson-e.tk/forum/showthread.php?t=70098

Сиди Львовна Таль. Ее артистический гений покорял сердца. Ее называли "Райкиным в юбке". Ее певучий галицийский идиш восхищал Михоэлса. Ее пение заставляло, и смеяться и плакать.


8 сентября 1912 в пекарне по ул. Францосгассе в центре украинского города Черновицы (идиш טשערנאָװיץ — Че́рнэвиц), что находится в Предкарпатье, на правом берегу реки Прут, родилась еврейская девочка Сорелэ Биркенталь.

Ее отец, Лейба Биркенталь, был простым человеком, который приобрел известность благодаря своим превосходным булочкам. Но более всего он гордился «тестом», из которого были сделаны все его четверо детей – три девочки и один мальчик.
В годы детства Сорелэ в Черновцы на гастроли приезжали передвижные театры, труппы еврейских актёров и ставили свои представления на идиш. Этот язык был родным и для маленькой Сорелэ.
Ее артистический талант проявился уже в раннем детстве. Маленькая Сореле босиком бегала по бедным черновицким дворам и пела, танцевала, показывала различные комедийные сценки. Она даже создала "театр" во дворе своего дома, в котором она была и драматургом, и режиссером, и, разумеется, исполнительницей главных ролей. Ее игра приводила в восторг не только детей, но и взрослых.
Разве мог подумать тогда черновицкий пекарь Лейб Биркенталь, что увлечение его Сореле, которая вечно копировала говорливых тётушек с базара или модных девиц на выданье, - не просто детская забава, чтобы повеселить близких, а признак необыкновенного, врождённого таланта. Откуда её отцу было знать, что, посылая свою младшую дочь с корзиной свежих булочек к воротам местного летнего театра, чтобы выручить пару монет, он посылает её навстречу судьбе.
Красивая, шустрая, веселая девочка забавляла всех. Уже к семи годам во дворе, где стоял большой ларь с мукой, она устроила свой театр, повторяя смешные сценки из жизни своей семьи, друзей, соседей. Все это сопровождалось песнями, танцами, с многочисленными переодеваниями. В ход шли мамины платья, туфли, платки. Наверное, у каждого в детстве во дворе была своя сцена и свои слушатели. Однако, лишь у немногих первые дворовые выступления воплотились в мечту - стать артистом или артисткой.
В 12 лет она уже пела в хоре черновицкой синагоги.

Это были её первые сценические выступления. Прошло ещё немного времени, и она появилась в детских ролях оперного театра города.
Черновцы - древний провинциальный город. Там жили, в основном, ортодоксальные евреи, говорили на сочном черновицком диалекте. Когда-то этот город льстил себе прозвищами «Буковинского Парижа» и «Маленькой Вены».


Маленькая домашняя артистка Сореле в совершенстве владела языком идиш, точь-в-точь изображая неповторимый галицийский акцент. Уже наутро после заезжего спектакля она открывала свое представление в лицах перед соседскими ребятишками. Да и взрослые с удовольствием смотрели на это маленькое чудо.
В Черновцах все помнили, как заезжий импресарио "одолжил" девочку на один вечер подменить заболевшую актрису знаменитую в то время Сару Канер, заручившись согласием ее родителей. Режиссер Авраам Аксельрод случайно увидел представление Сореле во дворе. Пораженный, он долго уговаривал родителей разрешить 14-летнему вундеркинду сыграть дочь-сироту в его спектакле. Он добился своего, а девочка потрясла всех своей игрой и была принята в труппу театра.
Вот тогда-то и начался головокружительный взлет необыкновенной девочки из семьи простого пекаря.
В 1926 г. Таль была принята в еврейскую труппу Сары Канер на амплуа инженю.
Когда ей исполнилось 15, двоюродный брат Адольф Тефнер увез ее в Бухарест.
Началась новая жизнь: новые пьесы, новые концерты, но однообразный репертуар кочующих театров стал школой, первой ступенькой к настоящему мастерству.
В Бухаресте случай вывел ее на сцену вместо примадонны Марии Санду-Аберман. В этот день 1927 года она стала ведущей актрисой театра. Маленькая Сореле уже называлась Сиди Таль, и очень скоро стала всемирно известной великой еврейской актрисой. Благодаря ней театр стал гораздо более популярным. Это по ее совету перевели пьесу Бернарда Шоу "Пигмалион" на идиш, и родился новый вариант - "Моя прекрасная леди". А леди, конечно же, она, любимица публики - Сиди Таль.

В Бухаресте Сиди Таль выступает в театре «Рокси», играет на сцене знаменитого зала «Помул верде». Сиди Таль играет в комедиях, трагедиях, мелодрамах, опереттах, танцует и поёт - и во всём она великолепна. С 1937 года Сиди Таль - актриса Камерного театра в Бухаресте. Спектакли, в которых она играет ведущие роли, всегда идут с аншлагом.
Решающее значение в артистической карьере Сиди Таль имела встреча с режиссером и поэтом Я. Штернбергом, создавшим в середине 1930-х гг. в Румынии еврейский театр эстрады и оперетты; Таль сыграла в театре Штернберга ряд главных ролей: уличная женщина Розита в пьесе Л. Малаха (1894–1936) «Желтая тень» (1935); Эстерке и Элька в «Сокровище» (по Шалом Алейхему), «еврейская Кармен» в спектакле по пьесе Штернберга «Театр в огне» (отклик на события гражданской войны в Испании 1937года), несколько ролей в пьесе И. Зингера «Иоше Калб» и многие другие.

В 1939 году в Румынии происходят политические перемены. Румынские фашисты все больше и больше проявляют себя. Из-за растущей волны фашизма и антисемитизма в Румынии в 1937–39 гг., Сиди Таль едва не пострадала при взрыве бомбы в театре города Тимишоара во время выступления летом 1938 г. Наглые фашистские молодчики срывают афиши на идиш. Сиди Таль вынуждена покинуть Бухарест и вернуться в Черновцы, присоединенные к тому времени к Советской Украине. В 1940 г. она перебралась в Кишинёв. В это время в Кишиневе создали Молдавский государственный еврейский театр.  В этом театре Сиди Таль участвовала во многих постановках, с успехом исполнила роль Зямки Копача (в одноименной пьесе М. Даниэля); в эстрадном представлении — роль Чарли Чаплина.
Один из ярчайших образов, созданных Таль в годы работы в Молдавском государственном еврейском театре, — мальчик Мотл в спектакле по повести Шалом Алейхема «Мотл Пейси дем хазнс». Позднее чтение отрывка из этой повести стало коронным эстрадным номером Таль.

В июле 1941 г. в начале нацистской оккупации Бессарабии, Сиди Таль эвакуировалась в Ташкент, где работала на Узбекской киностудии, озвучивая кинофильмы, затем в составе театральной бригады  дала более тысячи концертов.
Сиди Таль выступала как исполнительница песен народов Советского Союза: грузинских, узбекских и других, в том числе и еврейских народных песен.
Во время Великой Отечественной войны она выступала в госпиталях и перед отъезжающими на фронт бойцами.

С 1946 года Сиди Таль - актриса еврейского ансамбля Черновицкой филармонии. Играла роли комедийные и драматические (преимущественно травести): Эстерке и Элька ("Клад" по Шолом-Алейхему), Мотл ("Мальчик Мотл" Шолом-Алейхема), Зямка Копач - в одноименной пьесе Даниэля, Элиза ("Пигмалион" Б.Шоу) и другие. Выступала в оперетте, исполняла эстрадные номера: народные лирические, шуточные, характерные песни, танцы разных стилей и жанров, любила декламировать - выступала с балладой А. Нугера "Сердце матери", которая была в те годы очень популярна, исполняла песню "Ди соним афцулохэс" ("Врагам назло"). Когда Сиди выпархивала на сцену, зал взрывался громкими, долго не смолкавшими аплодисментами. Каждый её жест, каждая улыбка вызывала новую бурю оваций.

 

 

Сиди Таль скончалась 17 августа 1983 года. В этот день телеканалы сорока стран мира прервали свои программы, чтобы сообщить о ее смерти. За годы советской власти в Черновцах не было таких многолюдных похорон. Хоронил ее весь город. От филармонии до кладбища гроб несли на руках. Траурная процессия сопровождалась фонограммой ее концертных программ. В последний путь ее провожали тысячи людей. Старожилы города говорили, что только великий баснописец Элиезер Штейнбарг удостоился таких похорон.



 



Рубрики:  КИНО/Звёзды советского театра и кино
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Tatjanuschka   обратиться по имени Понедельник, 05 Марта 2012 г. 16:22 (ссылка)
Благодарю за пост. Не слышала раньше этого имени. Буду знать.
Ответить С цитатой В цитатник
FRAY_TATIANA   обратиться по имени Понедельник, 05 Марта 2012 г. 16:33 (ссылка)
Tatjanuschka, я тоже про эту певицу узнала впервые. Пересматривая в очередной раз фильм "Девушка с гитарой", я решила уточнить про исполнительницу песни "Привет из Бухареста". Обидно, что она всего лишь заслуженная артистка Украины, не удостоили её народной. А с другой стороны, разве у Уитни Хьюстон или Элвиса Пресли были звания народных артистов США. Но тем не менее они всегда останутся в народной памяти.
Ответить С цитатой В цитатник
Tatjanuschka   обратиться по имени Вторник, 06 Марта 2012 г. 00:19 (ссылка)

Ответ на комментарий FRAY_TATIANA

Согласна! Главное, они признаны НАРОДОМ, а звания нынче дают всем, кому и не следовало бы
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку