О св. Валентине |
Уже упоминаемая мной ранее книга доминиканского монаха, епископа Генуи Якопо да Вораджине (Jacobus de Voragine, ок. 1227—1298) "ЗОЛОТА́Я ЛЕГЕ́НДА" (лат. «Legenda aurea", франц. «La Légende dorée"), известная как свод жизнеописаний святых католической церкви, составленная им в 1264 г., была переведена впоследствии почти на все европейские языки. Сочинение относится к жанру агиографии и отдельные рассказы расположены в порядке церковного календаря, начинаются с праздника Рождества.
14 февраля отдано св. Валентину. Во времена Иакова Ворагинского появилось множество народных легенд, причудливых рассказов о святых мучениках, пустынниках и чудотворцах, о жизни Девы Марии, об учениках Христа. Собранные вместе в легендариях, они сохранили наивные и трогательные выдумки, отсутствующие в канонических книгах, приукрашенные детским стремлением к загадочному, страшному и невероятному. Но именно эти бесхитростные рассказы привлекали художников своей наглядностью, зримостью деталей и возможностью через эти особенности приобщить Священную историю к обыденной жизни современников.
Неоспоримо огромно влияние сборника "Золотая легенда" на развитие изобразительного искусства и средневековой иконографии. Но и не только изобразительного искусства, а и народного почитания святых, чьи жития передавались из уст в уста. Как многие святые мученики первых веков христианства, не явился исключением и св. Валентин.
По преданию, св. Валентин Римский был епископом и врачом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия.
Легенда гласит, что Валентин Римский был схвачен за исповедание Христа, закован в кандалы и приведен к императору Клавдию для допроса. «Что ты думаешь о богах Зевсе и Меркурии?», - спросили его. «Ничего другого я не думаю, - сказал святой Валентин, - как только то, что это были жалкие и нечестивые люди, которые всю жизнь свою провели нечестиво, в пороках и удовольствиях". Своим мучителям он так же рассказывал о Христе, о спасении, предлагал императору покаяться. Поскольку святой Валентин был мужем почтенным и мудрым, император Клавдий решил отдать его образованному сановнику Астерию, для того, чтобы тот победил Валентина в словесных спорах и поборол его веру. Придя в дом Астерия, святой молился Богу. Астерий услышал, как святой Валентин называет Иисуса Христа Светом истины, и сказал: «Если Христос просвещает каждого человека, то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. У меня есть дочь, ослепшая ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю все, что ты пожелаешь». Святой согласился, а Астерий поспешно пошел и привел слепую дочь. После горячей молитвы маленькая девочка прозрела, и все домочадцы Астерия уверовали во Христа, и после подготовки Астерий со всем своим домом, в котором было 46 человек, принял Таинство Крещения. Услышав о крещении Астерия многие христиане пришли в дом его, где и были схвачены императорскими солдатами и брошены в тюрьму. После долгих мучений христиане предстали перед судом императора Клавдия, который дал приказ «без пощады избить святого Валентина палками и затем отсечь ему голову мечом». Пострадали и остальные схваченные христиане, в частности Астерий и его семья.
Когда Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астериуса - вся семья сановника приняла христианство. Это вызвало гнев императора - и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен.
Вероятно, уже в четвертом веке гробница святого была окружена культом почитания. Папа Юлий I построил базилику над могилой, и Папа Теодор восстановил её.
Согласно легенде, он венчал влюбленных (не обязательно с согласия родителей), и поэтому рассматривается как покровитель всех влюбленных. Как покровитель влюбленных он стал почитаться лишь с конца XV веке. Нынешнюю светскую форму праздника, день св. Валентина приобрел с началом века XX, в связи с арикаменизацей и коммерционализацией потребительской культуры. Но прежде всего он всюду почитался и почитается как покровитель больных с серьезными заболеваниями психики, нервной системы, и больных эпилепсией.
Иконографии святого Валентина: как правило, изображается в костюме священника с чашей в левой руке и пальмовой ветвью мученичества в правой, или в одежде епископа, во время исцеления мальчика больного эпилепсией, как на этом полотне Л. Кранаха Старшего, с тем самым мальчиком, исцеленным от эпилепсии
В Католической церкви литургическое поминание началось 14 февраля 496 года,при папе Геласии и отмечается как День святого Валентина. Есть оно и в "Martyrologium Romanum" Католической Церкви, правдя здесь поминается восемь свяитых с именем Валентин, а в „Bibliotheca Sanctorum” , их целых пятнадцать.
Где находятся настоящие мощи святого Валентина точно не известно. Но в церквях и монастырях многих стран хранятся частицы мощей этого святого. Так, мощи св. Валентина есть в Люблине, в Польше, одни в церкви Обращения Апостола Павла, другие - в храме св. Николая. Также мощи находятся в Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в г. Самбор (Львовская обл.). В Ирландии, в храме кармелитов при Whitefriar Street в Дублине также можно увидеть мощи св. Валентина. Самые знаменитые мощи этого святого есть в Риме, в базилике Св. Марии Космедин (это та самая базилика, где в притворе находятся знаменитые «Уста Правды»). Также мощи находятся в южной Франции, в Roquemaure, в Австрии, в венском кафедральном соборе св. Степана, в г. Бальзан на Мальте, в Глазго в Шотландии, в Бирмингеме в Англии и еще в некоторых других местах.
Алтарь и Реликвии св. Валентина в храме кармелитов в Дублине (Ирландия).
Реликварий с частицей мощей св. Валентина в костеле Хелмна (Польша).
Алтарь св. Валентина в приходском костеле Ураза (Польша).
Появилось ли первое изображение св. Валентина в "Норимбергских хрониках" XV в. или все-таки раньше?
Здесь: св. Валентин наблюдает за строительством базилики в свою честь.
2.
св. Лусилла, благославляемая св. Валентином.
Мощи св. Валентина в Риме.
В древности на Мазурах (Пруссия, ныне Польша) ходило поверье, что ни в коем случае в навечерии праздника св. Валентина девушкам нельзя шить и заниматься рукоделием. Потому что стоит ей случайно уколоться, как она тут же заболеет "падучей" и будет страдать от нее всю жизнь....
Серия сообщений "Христианство":
Часть 1 - Последняя неделя Великого Поста. Вход Господень в Иерусалим
Часть 2 - Пасхальные символы
...
Часть 18 - Последняя неделя с Девой Марией...
Часть 19 - Богоявление
Часть 20 - О св. Валентине
Часть 21 - Жиррррный четверг))))
Часть 22 - Нужная книга Григориуса Бока
...
Часть 26 - Необычный пиктографический катехизис
Часть 27 - Благовещение
Часть 28 - Христос Воскрес!
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |