Женская мода начала XX века в Сибири. |
Сколько существует женщина, столько существует и мода. Всегда в любом сословии женщина хочет и старается быть красивой, радовать себя и окружающих своей внешностью. К сожалению, в начале ХХ века (и раньше тоже) художники мало внимания уделяли разработке одежды для крестьян. В этой среде девушки сами, по мере возможности опираясь на мастерство и талант предыдущих мастериц, придумывали и создавали шедевры из своих костюмов. Все их наряды были красивыми и практичными.
Мода же, которая разрабатывалась профессиональными художниками-модельерами, предлагала создать из женщины невесомый, идеальный образ прекрасного цветка, бабочки, которая должна только парить над землей.
Если обратить внимание на силуэт платьев — увидим очень сильно утянутую корсетом талию, длинную, похожую на цветок колокольчика юбку, которая заканчивалась обычно шлейфом. В то время было модно утягивать талию до 42-45 см — попробуйте утянуть ее так сейчас! Женщины были небольшого роста, но приветствовалась пышная грудь, которую драпировали рюшками, подкладывали ватные подушечки.
В силуэтах платьев почти не было прямых линий, форма рукавов и шляпок напоминала крылья бабочки или экзотический цветок. Верхние вещи были такими же элегантными и красивыми. В моде были полудлинные жакеты с басками, вышитыми отворотами и карманными лацканами. Рукава-жиго суживались к низу. Делались такие жакеты из легкого сукна всех мягких цветов. А из длинных вещей дамы предпочитали пальто фасона «директуар».
Мастера, придумывавшие и шившие платья, часто работали в технике наколки. Такая манера шитья была очень сложной, не использовалась выкройка на листе бумаги. Сейчас в такой технике работают мастера самой высокой квалификации.
Материалы для платьев использовались в большинстве отечественные. Бросались в глаза клетчатые материи для костюмов, шелк в полосках, бархат и тафта для нарядных туалетов. Большое внимание уделялось разнообразным кружевам и гипюру.
Декора в эту эпоху было много — вышивки, ленты, аппликации, бижутерия. Много отделок бантиками из черного бархата как на юбках, так и на лифах, которые в большинстве делались с бертами, т.е. вырезанными пелеринками, которые скрещивались на груди из вышитой тафты с кружевом или были цельными кружевными.
Ткани использовались набивные с мотивами в стиле модерн (маки, ирисы, розы, шиповник, анютины глазки). Для вечерних туалетов очень часто использовался тюль всех цветов, черного с блестками лунного цвета, кружева для платьев с пышными полукороткими рукавами.
Цвета для платьев выбирались насыщенные и яркие. Зимы в России и в Сибири были долгие и снежные, поэтому понятно стремление барышень надеть платья малинового, зеленого и лилового оттенка. Этим русская мода сильно отличалась от сдержанной европейской моды.
До второй половины XIX века платья шились почти всегда вручную. Фирма Зингер завезла швейные машинки в Россию только в 1855 году. Но и тогда в костюмах красавиц присутствовало много ручной отделки.
К 1905 году такие швейные машинки были уже широко распространены. Встретить швейные машины можно было даже в некоторых крестьянских домах.
Приобрести их можно было «самого высокого качества всех систем: зингер-семейные, с качающимся челноком, круглым челноком, с обратным ходом и т.д. известнейших американских и германских фабрик, приспособленных для домашнего обихода, ремесленных заведений и фабрик.
Как ручные, так и ножные швейные машины продавались с колпаком или без оного и со всеми необходимыми принадлежностями. Стоили ручные машины от 25 рублей, ножные — от 45 рублей.»
Красноярск, как и весь мир, мода не обошла стороной. Создавались модные мастерские дамских нарядов, открывались школы кройки и шитья. Профессия портнихи всегда была престижной и успешной.
Невозможно было представить женщину начала ХХ века без шляпки, которая незаметно крепилась на длинных, убранных в прическу в японском стиле волосах. Такие шляпы имели проволочный каркас и богатый декор.
Возникали шляпные мастерские, которые больше походили на ремесленные училища, в которые набирались девочки из малообеспеченных семей. Девочки и работали и жили при мастерской, обучаясь сложному искусству изготовления модных шляпок.
Польза от этого была всем. Наиболее способные и талантливые девочки в конце обучения становились шляпницами, остальные просто профессионально исполняли свою трудную работу, а выгода владелицы мастерской была очевидной.
Многие красноярские барышни внимательно следили за изменениями капризной моды, благодаря издававшимся «модным альбомам».
Некоторые термины:
Коты — просторные домашние или зимние короткие сапожки из войлока или сукна.
Корсет — устройство из плотных или эластичных материалов на шнуровке для стягивания фигуры. Надевали на тонкую рубашку, не смотря на возражения врачей. В 19 веке ходить без корсета считалось неприличным.
Митенки (митени) — дамские перчатки без пальцев, от французского mitaine — рукавица. Шились из кружевного полотна или вязали из шерстяной, шелковой или хлопковой нити.
Шляпа — мужской или женский головной убор устойчивой формы. Делались из соломы, фетра, велюра, шерсти, шелка и др.
Мантоньерки — завязки, перевязки на подбородке, представлявшие собой шелковые или кружевные ленты, которыми придерживалась шляпа.
Баволетка — от французского bavolet, наколка, кичка, кружевная или кисейная с вышивкой отделка, крепившаяся к задней части шляпы и закрывающая шею.
Шляпу обычно прикалывали к волосам длинными булавками до 30 см. И в тесной толпе такие острые булавки могли поцарапать лица соседей. После 1917 года шляпа перестала быть обязательной деталью женского костюма.
Шлейф — Заднее значительно удлиненное полотнище юбки, съемная деталь костюма, крепившаяся либо к талии, либо к плечам. Шлейф исчез из моды только в 1917 году.
Турнюр — приспосабление в виде подушечки или сборчатой накладки на заднем полотнище нижней юбки чуть ниже талии. Название произошло от французского tournure — осанка, манера держаться.
В статье использовались лекции по истории моды А.Васильева
Серия сообщений "20 век":
Часть 1 - История в картинках. Детская мода 19-20 века.
Часть 2 - МОДЕЛИ КРИСТИАН ДИОР В МОСКВЕ 1959 года
Часть 3 - Женская мода начала XX века в Сибири.
Часть 4 - Ускользающая женственность.
Часть 5 - Ускользающая женственность. Часть 2.
...
Часть 13 - Такая смешная мода. Часть 2.
Часть 14 - Знакомимся и шьем New Look
Часть 15 - Американская мода эпохи 20 годов XX в.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |