Пробуждение сознания или деградация в электронной матрице? Нет ничего сильнее идеи, время к...
Сергей Волчков - ГОЛОС России! - (1)Концерт Mолодежного хора Патриаршего центра 2012 Биография Сергея Волчкова Прос...
Учись прощать. Б.Пастернак - (0)Учись прощать, молись за обижающих, Зло побежда...
Любовь готова всё прощать... - (0)Любовь готова все прощать, когда она -- любовь, умеет беспредельно ждать, когда она --любов...
Сон на Страстную Пятницу - (0)Великий ход страстной Седмицы Дорога боли, мук, страстей К чему удел Судьбы склонится ...
Проблемы крещения.Что значит "Нести крест свой?" О смирении. Как противостоять злу? |
Об отце Георгии Кочеткове, наверное, слышали многие, в том числе и люди, не имеющие прямого отношения к церкви. Его имя прежде всего связывают с введением еще в советские времена тогда подпольной катехизации. Это, когда человека несколько месяцев или даже лет серьезно готовят к крещению и первой исповеди. Сейчас отец Георгий - ректор Свято-Филаретовского православного богословского института в Москве. Недавно он совершал паломничество к святыням нашего края. Тогда мне посчастливилось с ним встретиться. Разговор начали с темы особенно близкой отцу Георгию - проблемы крещения. Тем более, что тема эта сейчас актуальна особенно.
здесь рассматриваются и такие вопросы: Что значит Нести крест свой? О смирении. Как противостоять злу?
Что значит Нести крест свой? О смирении. Как противостоять злу?
Проблемы крещения
- Отец Георгий, сейчас чаще всего крестят всех, кто пожелает, без подготовки. И объяснить человеку, что надо еще год-два упорно готовится к этому событию, наверное, непросто. Многие этого в самом деле не понимают...
- Человек должен знать четко: где тот путь, который ведет его к жизни, а не к смерти или каким-то тяжелейшим испытаниям, которые не оправдываются ничем. И поэтому оглашение, или по-гречески катехизация, - это просто помощь в тот момент, когда человек становится на собственные ноги. Если младенца не учить ходить, то он все будет лежать и лежать. А это неестественно для физического и психологического развития человека. Но так же происходит и в духовной жизни.
Тем более, что если уж человек хочет креститься, значит, он, наверное, что-то слышал о Евангелии и о Христе. Может быть не очень четко, не очень ясно, не очень полно. Значит нужно, чтобы было яснее, четче, полнее, последовательнее, чтобы человек не бежал с каждым вопросом к кому-то, а мог сам разобраться. В Евангелии же говориться: "Идите, научите все народы", - потом уже, - "крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа", - и дальше, - "уча их соблюдать все, что Я повелел вам". А Я буду "с вами во все дни до скончания века". Так кончается Евангелие от Матфея, проверьте. Самые последние строчки.
Итак, "идите, научите". А "научение" - это и есть катехизация. Потом уж - "крестите", то есть погрузите в благодать, ведь не одними словами духовная жизнь выстраивается. А потом, еще учите соблюдать все, что сказано Христом. Это уже как бы опыт какой-то практической духовной жизни.
Вот это и есть евангельская, а значит, и наша программа первой помощи желающему креститься или подготовиться к первой сознательной исповеди. Для всякого человека есть возможность открыть для себя тот источник Благодати, Радости, Любви, который он стремится обрести через крещение, через приобщение к Богу, через приобщение к Церкви.
Что такое Церковь? Церковь - это училище Любви. Церковь - это не комбинат бытового обслуживания. Но значит, нужно научиться жить по любви. Все люди хотят любви, хотят любить и быть любимыми, все хотят свободы внешней и внутренней, все хотят жить в каком-то просвещении, все хотят духовности настоящей, подлинной, а не профанированной и не искаженной, извращенной. Все хотят, но не у всех это получается.
- А Вы уверены, что все хотят?
- Я думаю, да.
- Даже те, кто не осознает этого?
- Даже те, кто называют себя атеистами, сатанистами - кем угодно, я беру крайности специально. Мне просто приходилось с этим сталкиваться. Может быть, у таких неблагополучных людей это духовное чувство еще и острее.
- Может быть они более восприимчивые, чем люди, которые находится как бы в спячке.
- Совершенно верно. В Писании об этом говориться: "О, если бы ты был холоден или горяч, но ты тепл, и Я извергну тебя из уст Моих". Вот такая теплохладность - самое страшное. Поэтому я всегда очень свободно чувствую себя в любом обществе, в любой аудитории, когда собираются одни неверующие. Ведь мы регулярно приглашаем всех интересующихся христианством, православием, и приходят люди с разными претензиями, обидами, со своим опытом, со своими знаниями, иногда очень неожиданными. Знаете, с ними интересно. Они открыты. Из них как раз выходят настоящие верующие.
- Это было подтверждено на жизненном опыте?
- Уже много лет, не одно десятилетие. Мы еще с советского времени по квартирам собирали такие встречи. Мы их называли даже не миссионерскими, а просто открытыми. Вот мы открыты, мы как бы объятия свои открыли, сердце свое открыли - пожалуйста! Мы всегда шли к людям именно в надежде на то, что в каждом человеке есть подлинная жажда любви, свободы, истины, то есть каких-то вещей, которые мы напрямую связываем с именем Божьим, с Самим Богом.
По христианскому учению это легко объяснить, ведь человек есть образ Божий - живая икона Бога. Но человек неверующий этого не знает. Он не знает, откуда у него это стремление к любви, к истине и свободе. Оно есть, а почему оно есть? Вот наша задача - оживить и как бы очистить это стремление человека, освободить человека от страха, от равнодушия, от всего того, что ему мешает.
- Но одно дело человека зажечь, подвигнуть сделать какие-то важные шаги в его жизни. Другое - сохранить это и после катехизации.
- Верно. Потом начинается период, как мы говорим, "отката", когда начинаются неожиданные и серьезные искушения. А в Писании прямо говориться: "Если ты начинаешь служить Господу, приготовь душу свою к искушениям", то есть к испытанию, как бы к экзаменам. А люди к этому внутри себя еще не готовы.
Одно испытание, другое, третье, что называется удары судьбы. А человек духовных, христианских ответов на это еще не знает и начинает отвечать по старой шкале своих ценностей; он не успел еще до конца измениться. Но с Божьей помощью и с помощью своих братьев и сестер человек находит, наконец, выход и этот жизненный экзамен сдает. А это уже опыт на всю дальнейшую жизнь.
- Вот Вы говорите, что Церковь - это училище Любви. А что, разве можно научиться любить? Любовь ведь дается сверху. Вот один человек может любить, а другой - не может, сколько его не учи...
- В Писании, у апостола Павла, есть такое выражение: "дело веры и труд любви". "Памятуя ваше дело веры и труд любви". Вот любовь - это оказывается еще и большое усилие. Проблема-то в том и заключается, что люди хотят жить по совести и в любви, да не могут. Даже совесть искажается и может стать, как называется в Писании, прокаженной, больной, извращенной.
Вот и надо человеку помочь жить по совести. А это то же самое, что жить в любви, научить любви. Потому что совесть - это голос Божий в человеке, а Бог наш - есть Любовь. Христианство - это именно сила Любви, это плоды Любви и дары Любви. Вот что такое Христианство. А без этого все остальное в нем никому не нужно. Вы можете все украсить иконами, храмами, прекрасным пением - чем хотите! Можете справлять все праздники, поститься по уставу и так далее, и при этом вы можете оставаться неверующими, то есть далеким от Бога, далеким от любви человеком. Вот где главная опасность.
- За последние десять лет прошлого века народу было крещено, наверное, больше, чем за все остальные. А жизнь стала еще сложнее. По разным причинам. Но и надежды, что можно быстро и легко решить проблемы, придя просто в храм, не оправдались...
- Самое страшное, когда человек принимает крещение, а жизнь его не меняется. Или меняется к худшему. Он ко всему прочему становится еще ханжой и святошей.
- У человека появляется вдруг какой-то пафос. Как будто он постоянно машет флагом...
- Ассоциация с фанатизмом каким-то, несовместимым с любовью и нашей верой.
- Иногда люди, которые были истыми, ярыми коммунистами, становятся такими же истыми и ярыми, придя к вере. Что называется - лоб разобьет. Это ни в коем случае не осуждение. Потому что это такие натуры, такой характер.
- Нет. На самом деле, это не просто характер. К сожалению, это воспроизведение некоторых не лучших образцов, существующих в реальной церковной жизни, с которыми может столкнуться любой человек на любом приходе. Мы таких называем ортодоксистами или православными фундаменталистами.
Фундаменталисты бывают очень искренние люди. Они по-своему очень верующие. Но проблема в том, что их узость приводит к тому, что они готовы за свою новую идеологию даже убить. Как кто-то сказал, "я тебе за Христа голову оторву". Понимаете? Но какой же это христианин? Фанатизм - это не просто большая вера, это вера без любви. А вера без любви - это больная вера, это не христианская вера, даже если она ратует во имя Христа, даже во имя церкви, во имя всех догматов, всех канонов, всех обрядов, чего хотите.
- Но понимаете, очень трудно бывает совершить нравственный выбор и в духовной, и в светской жизни. Трудно понять что нравственно, а что безнравственно по-настоящему. Ведь когда еще созреют плоды?
- Чтобы понять волю Божью, нужно знать заповеди Божьи, но не как "Свод законов империи", а как внутреннюю Божью правду. Вот есть понятие правды, справедливости. Оно одно и для духовной, и для светской жизни. Это как раз и есть то, что устанавливается Божьими заповедями, устанавливается в совести человека.
- И все же в каждодневной реальной жизни это очень сложно применять.
- Это всегда сложно. И никто не утверждает, что быть христианином просто. Более того, в Евангелии Христос говорит, что "кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не может быть Моим учеником". Что значит, нести крест свой? Это значит именно то, о чем мы с вами говорим. Или я беру ответственность за исполнение закона Любви в своей жизни, за дело Любви, за дело Веры и труд Любви в своей жизни, или я не беру на себя за это ответственность и тогда все время иду на компромиссы и в конечном счете остаюсь неверующим.
- Значит, человек верующий должен изначально знать, что ему придется терпеть и переносить страдания?
- Надо понимать, что какие-то трудности будут всегда и у всех. Христа никто не мог обвинить в неправде, но Его распяли по зависти. Сказано "кто хочет жить благочестиво, тот будет гоним". И это все верующие знают. И надо уметь терпеть это за правду. Не надо терпеть бессмысленно, терпеть все подряд. Как иногда, к сожалению, говорят: "Христос терпел, и нам велел". Вот это ересь, потому что Христос не просто терпел. Он терпел за Правду.
И церковь оправдывает терпение только тогда, когда оно требуется на пути исполнения заповедей Божиих, воли Божией, на пути Любви. Это большая разница. Это огромная разница. Я однажды специально смотрел по всей Библии, по всем книгам Библии слово "терпение", и увидел, там нет ни одного места, где бы оправдывалось терпение ради терпения. Терпение оправдывается только там, где оно ради Бога и ради ближнего, ради правды, ради справедливости.
Смириться - знать себе меру, жить в мире с собой и Богом
- А смирение?
- Ну, смирение - это близко к терпению. К слову говоря, это очень многих волнует, потому что все знают, что христианство связывают с терпением и смирением. Но у людей часто при этом возникает образ низкопоклонства какого-то, рабствования. И приходится сразу объяснять, что само слово "смирение" происходит от корней "мера" и "мир". В древности было "смерение", а потом стало "смирение". Значит, надо, смиряясь, знать в себе свою меру. Не раздувать щек и не распушать хвостов, говоря на простом современном языке, и уметь при этом сохранять мир. Если ты знаешь себе меру, то ты сохранишь в себе и внутренний мир.
Когда человек находится в постоянном метании, не знает себе места, когда он претендует на то, что ему не принадлежит, когда он все время в претензии, в обиде, тогда в нем нет мира с собой, с Богом и ближним. Он сам обижается и поэтому все время всех обижает. Это еще один закон духовой жизни, важнейший для нашего времени. Не обижайся, и не будешь обижать. У нас огромное число людей, даже верующих, живет претензиями и обидами. Поэтому они все время даже не замечают, как обижают других. Всем известно из психологии и криминалистики, что самые страшные преступники - это обиженные когда-то люди. Так или иначе кем-то обиженные. Обиженные людьми, прежде всего, близкими - родителями, братьями и сестрами. Они могут всю жизнь жить ненавистью к своим родителям.
Страшное дело, сколько таких людей сейчас! Я много лет исповедую людей, и поэтому очень хорошо знаю это. И только тогда, когда добиваешься прощения, смирения, действительно терпения, люди вдруг открываются к жизни, у них вдруг разверзается небо.
- А как можно противостоять злу, которое тоже иногда не отличишь от добродетели?
- Мы живем в мире, который "лежит во зле". Со злом мы должны бороться всегда. Этот дух не совместим с нами. Но есть разные формы борьбы со злом. Я всегда говорю, что существуют три уровня борьбы со злом.
Первый - самый обычный уровень, которым пользуются порядочные, но неверующие или маловерующие люди: из двух зол выбирай меньшее. Если ты уж попал в ситуацию выбора. Этим ты как бы ограничиваешь зло, но его еще не побеждаешь.
Второе. Апостол Павел говорит: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром". Так что можно побеждать зло добром. Тебе предлагают грех, ты на грех не соглашаешься, на зло не соглашаешься, ты соглашаешься только на добро и на исполнение Божьей правды. Ты противостоишь этому злу и греху путем добра и правды. Можно так поступать? Да. Это бывает очень трудно, но это есть путь добра.
И третье. Это когда мы преодолеваем всякое зло самой любовью, самой благодатью, самой Божией силой, которая выше даже таких великих вещей, как добро и правда. Не отрицая добра и правды, естественно, потому что добро и правда - от Бога...
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО 14/01/2003 Источник
Рубрики: | Беседы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |