
Жили-были когда-то два друга. Один из них очень ценил свой разум и сообразительность, другой — своё богатство. Эти двое всегда ухитрялись свести свои беседы только к одному-единственному вопросу: что лучше и важнее — быть богатым или быть умным?
Богатый говорил:
— Без сомнения, богатый во всех отношениях превосходит любого человека, каким бы тот ни был мудрым и учёным.
На это умный обычно отвечал, иронически улыбаясь:
— В мире нет места для глупых людей, будь они даже так богаты, как сам махараджа. Есть такая мудрая поговорка: «О бог, избавь меня от врачей и правителей!» Я же добавлю: «О бог, избавь меня от глупых людей вообще и особенно от богатых глупцов».
Их спорам не было конца. Часто они обращались к старейшинам с просьбой рассудить их. Наиболее умные отвечали, что превыше всего мудрость, а старейшины-богачи утверждали, что важнее богатство.
Что же было делать нашим друзьям? Кто-то должен был всё-таки решить раз и навсегда, что лучше — мудрость или богатство, и они обратились к министру, который считался правой рукой махараджа. Но и министр не смог решить такой серьёзный вопрос и отослал их к самому махараджу.
Через несколько дней махараджа приказал обоим приятелям явиться к нему. Он терпеливо выслушал доводы каждого, затем велел подать ему бумагу, адресовал её министру и небрежно написал поперёк листа: «Казнить обоих».
Прочитав приказ, министр тут же заточил двух друзей в тюрьму.
Они упали на жёсткие тюремные скамьи и, оставив все споры, горько зарыдали. И тогда богач, придя в отчаяние, запричитал:
— О моя злополучная судьба! Что за польза мне теперь от моего богатства, когда смерть стучится в дверь? Я отдал бы половину своего состояния любому, кто спасёт меня от гибели!
При этих словах его друг навострил уши.
— Если это так, — сказал он, — то напишите на бумаге своё обещание и подпишите его!
Умник дал своему богатому другу бумагу и перо, и тот тут же написал требуемое письмо и вручил его приятелю. Тот бережно спрятал записку во внутренний карман. Затем они сказали караульному, что просят отвести их к министру.
Друзей доставили к нему, и умный человек самым что ни на есть умоляющим голосом сказал:
— Господин, мы очень просим вас — отрубите нам головы сегодня же. Пожалуйста, не отказывайте нам в этом последнем желании.
Министр был несказанно удивлён, услышав такие слова. Никогда к нему не обращались с такой странной просьбой. И он спросил:
— Почему вы так усердно просите меня обезглавить вас? Мы, человеческие существа, любим жизнь. И за то, чтобы прожить ещё хотя бы несколько часов, мы готовы пожертвовать всем чем угодно. Почему вы хотите немедленно умереть?
Тогда умник ответил министру:
— Мой повелитель, всякий человек смертен и должен в какой-то из дней умереть. Какое, в сущности, значение может иметь день нашей смерти? Сегодня или завтра? В то же время в священных книгах написано, что невиновный попадёт на небеса. Мы ни в чём не виноваты, и в тот момент, когда жизнь покинет наши тела, небесные существа прилетят за нами, чтобы перенести в царство вечного рая. Кроме того, сказано, что человек, который явится причиной смерти невиновного, обречён на муки ада.
Слушая эти рассуждения, министр чувствовал себя довольно неуютно.
— Так ли это? — спросил он.
Подняв глаза к небесам, умник утвердительно кивнул головой.
И министр решился: он не обречёт на смерть двух невиновных людей — и тут же написал махараджу, что не может выполнить царский приказ, поскольку это противоречит его совести.
Двух приятелей вновь отвели к махараджу с письмом министра. Махараджа был удивлён. Никогда прежде министр не осмеливался пренебрегать царскими приказами.
И махараджа вновь расспросил друзей о существе дела, и умный человек тотчас же поведал о том, что произошло между ним и его другом, и о разговоре с министром. Он также показал письмо своего приятеля с заверением отдать половину состояния тому, кто спасёт ему жизнь.
Махараджа это очень позабавило, и он не мог не восхититься изобретательностью умного человека, одурачившего министра. Он освободил обоих со словами:
— Вы вольны идти куда хотите. Богатый уже признал превосходство мудрости, когда согласился разделить своё богатство с человеком, который вызволит его из когтей смерти. А ты не только ухитрился освободить его и себя, но и приобрёл состояние. Идите с богом. И два приятеля, поделив богатство, зажили в согласии друг с другом.

  |
|
|
|
|
|
|