irina_abradushkina обратиться по имени
Каштанка Воскресенье, 25 Сентября 2011 г. 07:58 (ссылка)
Помню, давно-давно в детстве начала смотреть мультфильм "Каштанка", досмотрела до места, где она потерялась, испугалась, что собачка умрёт, и с перепугу выключила телевизор. Потом много-много лет не могла решиться ни досмотреть мульт до конца, ни прочитать книжку, особенно после того, как мы в школе прошли рассказ Чехова про человека, у которого сильно болел зуб (Лошадиная фамилия), и учительница литературы объясняла нам долго-долго, что это смешно, а мы все не могли взять в толк, как можно смеяться над человеком с больным зубом. Видимо, зубы к тому времени переболели у всех:) Уже потом я познакомилась с врачами и поняла, что у них у многих очень специфическое чувство юмора (только они при мне смеялись над собакой на трёх ногах и не видели в этом ничего жестокого, не потому что они злые, просто они насмотрелись на вещи гораздо более страшные, и собака действительно показалась им просто забавной). Но это я уже поняла, когда выросла, а тогда, в детстве, Чехов оставил у меня впечатление писателя, который очень любит жестоко смеяться. Мне несколько раз предлагали Каштанку почитать, но моё воображение, уже натруженное Чеховскими рассказами и пьесами с бессмысленными (на мой взгляд того возраста) концами, когда человек, вместо того, чтобы изменить ситуацию, привыкает к ней, вживается в неё и так в ней и умирает или просто начинает считать нормальной и бесконечно воет на жизнь, - в общем, после всего этого моё воображение уже заранее нарисовало в Каштанке добрую сотню страниц текста с чёрным юмором, где бедная и несчастная собачка проходит всё более и более жестокие испытания и вконец привыкает к тому, что это - норма, впадает в уныние и так в унынии и умирает. К счастью, мне подарили книжку Каштанка с очень добрыми картинками (до сих пор её храню), и я, увидев симпатичную собачку на обложке, и картинки с симпатичными людьми и животными, подумала, что если бы рассказ был злой и несимпатичный, то художник не смог бы нарисовать всё так, чтобы мне понравилось. В общем, досмотрела картинки до конца, увидела, что на последней собачка ещё (ура!!!) живая, и, набравшись смелости, принялась за текст. Книжка меня очень удивила. Вроде и не боевик, а всё равно добрая. В смысле, что я её читаю, и мне хорошо, мне жить хочется, мне нравится следить за персонажами, они мне симпатичны, я себя с ними представляю... Меня даже не покоробил эпизод, когда мальчик, играя с Каштанкой, кидал ей кусок мяса на верёвочке, собачка глотала мясо, а мальчик потом вытаскивал его за верёвочку обратно. Хотя это тоже была, на мой взгляд, бессмысленная жестокость. Но Каштанка почему-то любила этого мальчика, несмотря на такое. Я решила, что Каштанка лучше меня знает, кого ей любить. Она в той книге вообще была как живая, и не только из-за картинок. Помню, когда она попала к клоуну, я даже удивилась, почему он назвал её Тётка. Мне казалось, что ему нужно было спросить у собачки, как её зовут, и она бы объяснила ему, что её зовут Каштанка, а не Тётка. Я была уверена, что собачка умеет говорить, хотя она по человечески не произнесла ни слова. Но она была такая понимающая... Может быть, она не возражала, чтобы её всё-таки немного позвали Тёткой? И ещё помню, что мне было очень жалко, что она убежала от клоуна, не попрощавшись. Мне казалось, что она должна была сказать ему спасибо, но, наверное, она так обрадовалась, что нашлись хозяева, что забыла попрощаться (как в Докторе Айболите - "и в лес убежали играть и сказать, и даже спасибо забыли сказать, и забыли сказать до свидания"). Но я была уверена, что после того, как книжка закончилась, хозяева Каштанки найдут клоуна и скажут ему спасибо за то, что ухаживал за собачкой (для меня книга никогда не заканчивалась на последней странице). Потом я выросла и поняла, что Каштанка как раз вела себя очень по-собачьи и понимала не больше, чем может понять собака, и люди понимали в ней не больше, чем средний человек может понять в собаке. Мне показалось, что Чехов с большой любовью писал про животных, как будто они ему нравились больше, чем люди. У животных я не нашла бессмысленной жестокости, они просто вели себя, как ведут себя звери. Но, может, я одна вижу у Чехова жестокость, потому что когда я досмотрела-таки Каштанку, и посмотрела спектакль Вишнёвый сад, и фильм Мой ласковый и нежный зверь (по Драме на охоте), я не увидела там ничего жестокого. Было печально, было грустно, но не было ощущения, что над тобой издеваются просто по авторской прихоти. Может быть, если когда-нибудь наберусь смелости и перечитаю другие рассказы Чехова, тоже пойму, что люди в них ведут себя не более жестоко, чем обычно бывает в жизни. Что у Чехова звери ведут себя как звери, а люди как люди.