Сегодня я покажу на примере, как работают проектные психические вирусы типа "троянский конь". Небольшие пояснения - вирусы, в том числе и психические, распространяются путем использования чужих механизмов воспроизведения, поскольку собственного механизма воспроизведения у них нет. То есть это типичные паразиты. Биологические вирусы используют механизмы репликации клетки, компьютерные - копирование и перемещение файлов по сети, психические - способность людей к обмену информацией. Я намеренно упрощаю теоретическую вводную, но для сегодняшней заметки этого достаточно.
Вирусы типа "троянский конь" используют относительно безобидную с виду оболочку для прикрытия своей истинной сущности. Например, в книге Дугласа Рашкоффа "Медиавирус" описан случай с вложением социальных мемов в песню рэпера Ice T, с преднамеренно скандальным названием и текстом. Песня "Убийца полицейских" была не только с треском снята с эфиров, но и исключена из альбома музыканта. Но самое главное было достигнуто - ее заметили, и удалось привлечь внимание общественности к теме насилия на улицах. Но мы поговорим о примере скорее противоположном.
Буквально на днях я сам безответственно реплицировал один из таких вирусов в своих блогах. Я имею ввиду историю про книгопродюсера Тимати. Как устроен этот вирус? Сам по себе новоиспеченный книгопродюсер личность небезызвестная, к тому же во вполне определенном социальном контексте гламур-тусы. Поэтому одно то, что он далеко простирает руки свои в дела человеческие, а именно в литературу, создает анекдотично-комический эффект. Плюс коярвая (нарочито?) фраза про "отсутствие чтения среди молодежи", вызывающая желание поржать вместе с друзьями. Это оболочка для распространения, люди делятся приколом и побочно распространяют... что? Информацию о существовании Тимати, пока о нем знают, он жив как медиа-персонаж. Информацию о его бизнесах (клуб, шмотки, помните цитату? некоторым приходится объяснять, что это за гражданин). Информацию о книге, которая сама по себе тоже бизнес, плюс опять же пиар медиа-персонажа. Ибо кого мы видим на обложке? Я думаю вы угадали с первого раза.
На самом деле этот троян имеет еще один уровень вложения. Книга, как оказалось - это превентивная новеллизация снимающегося одноименного фильма. А это уже совсем другой уровень инвестиций! И как вы думаете, кто в главной роли? Тоже угадали с первого раза. Причем, даже не заглядывая в книгу, я могу вам предсказать ее "литературный" уровень, буквально по паре фраз автора книги: "Автор признает, что его книга не литература в "хорошем понимании этого слова". "Книга очень далека от столпов русской литературы. Просто это совсем другой уровень, это кино. Там много склеек, она очень динамичная. Эта книга - образ нашей сегодняшней жизни, когда мы все время бежим и нам некогда".
Если перевести с русского на русский и быть кратким - книга - непрофессиональное говно. Автор бежит, ему некогда, поэтому можно писать левой задней ногой. А что тут можно подумать, когда автор еще до поступления в магазины начинает оправдываться? Да и чего ждать от рекламного буклета к фильму, пусть и такого объемного. Фокус в том, что за рекламный буклет платит, и неслабо, читатель и будущий потенциальный зритель.
Но это еще пол-беды. Благородного дона в лице вашего непокорного слуги поразило в пятку последующее описание книги: "Прахов рассказал, что намеренно сделал роман очень агрессивным, поскольку в книге есть определенная философия: "Ее можно сформулировать двумя предложениями. Первое - за любовь можно убивать, и второе - ради дружбы можно умирать. Агрессия сама по себе разрушительна и ничего не приносит, но если брать этот роман, то агрессия тут вынужденная".
Смею надеятся, что аудитория моего блога вполне разбирается в плетении слов, так что я думаю очевидно, где тут основное по смыслу, а где придаточное. Так вот, вялое оправдание про вынужденную агрессию и ее разрушительность не затушует основную идею: ЗА ЛЮБОВЬ МОЖНО УБИВАТЬ И РАДИ ДРУЖБЫ МОЖНО УМИРАТЬ.
Господа, имхо это пиздец... Особенно с учетом, что целевая аудитория книги и фильма - молодежь с не до конца сформировавшейся, пластичной системой ценностей. Вот это идеалы! Любишь? - иди и убей, чтобы доказать! Дружишь? - иди и умри, чтобы доказать!
К тому же этот сомнительный опус еще и вторичен, сюжет откровенно содран с "Отелло", сам Прахов это открыто признает. Но какие идеи заложены у Шекспира? Безрассудная любовь, ослепленная ревностью, разрушает жизни и делает людей уязвимыми для подлости. И во что превратили эти идеи сегодняшние римейкеры? Я думаю, если бы такую книгу довелось прочитать Холдену Колфилду, он вряд ли захотел бы побеседовать с автором по телефону. Разве что обложить его запредельным матом.
Возвращаясь к теме медиа-вирусов. С одной стороны и молчать о таких вещах сложно. С другой, рассказывая о них, невольно распространяешь вложенную "вирусную" информацию о новых сущностях, которым бы лучше и не быть. А подобные медиа-сущности живут до тех пор, пока о них знают и помнят. Поэтому стоит очень аккуратно относиться к тому, о чем рассказываешь и пишешь. Более того, нас и нашу жизнь в очень большой степени формирует то, что мы смотрим, слушаем и читаем. Тот информационный поток, которому мы позволяем проникать в наше сознание становится нами и нашей жизнью, нашими идеями и ценностями. И смею вас уверить, что в тысячу раз обсмеянном Голливуде гораздо бережней и ответственнее подходят к тем идеям, которые закладывают в фильмы, и которые в итоге будут формировать общество на протяжении многих лет.
Так что тысячу раз прав был один из первых идеологов информационной безопасности Уильям Оккамский и его верная боевая бритва: "Нефиг плодить сущности без надобности, шалопаи!" Да хранит нас святой Коннектий и да пребудет с нами Сила :)
ЗЫ
И помните, если вы параноик - это еще не значит, что за вами не следят!