Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась рекламой сотового оператора Tele2. У экспертов ФАС возникли вопросы к образам представителей криминального мира, используемым в ролике компании. Это, а также призыв к смене оператора, прозвучавший в ролике, и послужило поводом к рекомендации проверить рекламные материалы Tele2.В Федеральной антимонопольной службе состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе. В ходе заседания члены совета оценили известную телевизионную рекламу сотового оператора Tele2, в которой демонстрируются постановочные сцены с использованием образов гангстеров.
Как сообщила CNews заместитель начальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Татьяна Никитина, предметом проверки станет возможное наличие в рекламных роликах Tele2 некорректного сравнения либо недостоверной информации. «Призыва к насилию и противоправным действиям совет единогласно не усматривает, однако призыв сменить оператора в сочетании с образами бандитов вызывает определенные вопросы», — говорит г-жа Никитина.
Кроме того, CNews стало известно, что инициатива проверки исходила от одного из территориальных управлений ведомства, которое довело рекламные ролики Tele2 до сведения расположенного в Москве центрального управления ФАС. «Это объясняется тем, что оператор не так хорошо представлен в Москве и его реклама нам не попадалась», — прокомментировали в службе. Пока неясно, будет ли проводить проверку центральное управление или ее поручат сообщившему о подозрительной рекламе территориальному управлению, а также не определены сроки проверки.
«Оперативность вынесения решения зависит от объемов документации, скорости пересылки и количества сотрудников, выделенных для проверки, — сообщила Татьяна Никитина. — Сейчас можно сказать, что если претензии к Tele2 подтвердятся, то компании грозит административный штраф в размере от 40 до 500 тыс. рублей, а также предписание на исправление содержания роликов в соответствии с установленными нарушениями». В самой компании к предстоящей проверке отнеслись спокойно. «Последнее судебное разбирательство ФАС против Tele2 закончилось в пользу оператора — эксперты совета не нашли агрессивного подтекста в рекламных образах. Мы полагаем, что после лингвистической экспертизы вопрос о спорной формулировке также будет снят», — сообщили CNews в пресс-службе оператора. Напомним, что 2 августа 2006 года Арбитражный суд Москвы отменил Постановление Федеральной антимонопольной службы по Курской области 02/11-20-2006 от 19 мая 2006 года о назначении Tele2 административного наказания за нарушение рекламного законодательства в виде штрафа в размере 40 тыс. рублей. Тогда ФАС усмотрела нарушение закона о рекламе в использовании в ролике образа несовершеннолетнего ребенка, рекламирующего товар, не относящийся к детям.
«Текущая рекламная кампания полностью повторяет ранее реализованные кампании в регионах. Рекламные образы "мафиози" представлены во всех региональных кампаниях Tele2 и не несут никакой негативной окраски и пропаганды насилия. Все персонажи использованы в рекламных роликах в юмористическом ключе», — считают в Tele2.
Сторону оператора занял Кирилл Эгов, директор по маркетингу сети «Телефорум». «Насколько мне известно, ФАС заявил, что он только собирается проверять рекламу Tele2, поэтому никаких решений еще принято не было, — сказал он. — ФАС периодически проверяет всех, и это нормальная ситуация. Гангстеры в рекламе представлены исключительно в позитивном ключе. Все смешное в рекламе всегда позитивно. Лично мне реклама Tele2 нравится».
В свою очередь, Евгений Столповский, генеральный директор рекламного агентства Trend AG, не исключает наличия стороны, заинтересованной в проверке. «Вполне возможно, что обращение в ФАС было инициировано кем-либо из конкурентов оператора с помощью недовольной нецелевой аудитории, — предполагает г-н Столповский. — Если это так, то мы имеем дело со случаем весьма нечестной конкурентной борьбы. Честно говоря, мне не совсем понятно, за что в роликах оператора ФАС сможет зацепиться. Образ гангстеров используется в кино, на телевидении и в литературе уже не один десяток лет. Это общее место. Явных нарушений закона в материалах Tele2 я не вижу. К тому же это их стиль по всему миру. Компания работает как дискаунтер, на рынке появилась позже всех — соответствующая реклама лишь способ завоевать свою нишу на рынке».
По мнению г-на Столповского, в случае неблагоприятного для оператора решения серьезным ударом оно может стать только в том случае, если ФАС принудит компанию полностью отказаться от данной серии роликов. С другой стороны, он не исключил возможности удара по имиджу Tele2 в случае обширной компании в СМИ.