Количество сотовых абонентов в России к началу 2007 г. достигло 152 млн. Таким образом, уровень проникновения сотовой связи составил 104,6%, и рынок близок к насыщению. Аналитики прогнозируют значительное замедление темпов увеличения абонентской базы «большой тройки», видя дальнейшие резервы роста российских операторов на рынках СНГ.
По данным аналитической компании AC&M-Consulting, количество абонентов сотовой связи в России несколько месяцев назад превысило количество официально проживающих в стране и к началу 2007 г. составило 152 млн человек, т.е. уровень проникновения находится на отметке 104,6%. Самое высокое проникновение сотовой связи наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге — 156,4% и 139,1% соответственно.
Как считают эксперты, реальное проникновение серьезно отличается от представленного в статистике. Не секрет, что ряд абонентов имеет несколько номеров, к тому же операторы не успевают своевременно удалять из своих баз «молчащих», т.е. тех, кто не использует свои sim-карты более полугода. По оценкам IKS-Consulting, всего в России немногим более 70% населения пользуется (хотя бы раз в месяц) услугами сотовой связи. В крупных городах, конечно, эти цифры выше, но, если верить некоторым независимым опросам, то в Москве 20% жителей заявляют, что не имеют мобильных телефонов.
Несмотря на это, как полагают эксперты, российский рынок сотовой связи практически насыщен, и операторам придется искать резервы для дальнейшего роста, прежде всего, в СНГ, где в ближайшие годы есть возможность привлечь несколько десятков миллионов абонентов.
«Рынки сотовой связи СНГ в основном еще далеки от насыщения, — констатирует аналитик агентства IKS-Consulting Максим Савватин. — Думаю, что наибольшую активность на них по-прежнему будет проявлять „ВымпелКом“, несмотря на неудавшийся в конце 2006 г. поход в Молдавию».
Наименее освоенные рынки представляют Туркменистан и Узбекистан, где уровень проникновения на конец III квартала 2006 г. находился на отметке 3% и 8% соответственно. По мнению г-на Савватина, российские операторы могут в ближайшие годы осуществить экспансию в эти регионы. «Но при этом необходимо будет учитывать клановость и закрытость экономик Туркменистана и Узбекистана», — подчеркнул наш собеседник.
Довольно перспективными с точки зрения увеличения абонентской базы «большой тройки» многим аналитикам также видятся рынки Азербайджана и Таджикистана. Что касается Киргизии, то здесь ситуация непредсказуемая из-за сложной политической обстановки. В свою очередь, рынки Белоруссии и Украины, как и российский, практически исчерпали резервы роста.
Специалисты не исключают выхода российских операторов на рынки дальнего зарубежья. «Выход за рубеж уже пробовали осуществить АФК „Система“ и ее „дочка“ МТС, — напоминает Максим Савватин. — Думаю, эти попытки будут продолжены в 2007 г. Вероятно также, что дочерние компании ряда российских игроков могут образовать консорциумы с некоторыми крупными телекоммуникационными холдингами типа Vodafone».
Наиболее привлекательными для российской «большой тройки», по мнению аналитиков, выглядят рынки Юго-Восточной Азии и Восточной Европы. Наши компании также может заинтересовать Южная Америка. Что касается Африки, то выход на Черный континент в ближайшем будущем маловероятен, что объяснимо крайне низкими доходами абсолютного большинства населения в этом регионе.
В то время как темпы роста абонентской базы «ВымпелКома», «Мегафона» и МТС в 2006 г. значительно замедлились, ряд российских региональных операторов демонстрирует великолепные показатели. По данным агентства J’Son&Partners, Tele2 практически вдвое увеличила количество своих клиентов. Даже в Санкт-Петербурге, благодаря грамотной маркетинговой политике, этому оператору удалось оказать серьезную конкуренцию «большой тройке», заняв долю рынка почти в 10%. Также большими темпами роста абонентской базы отметились «Байкалвестком» и НТК — 77% и 52% соответственно. Даже СМАРТС, занятому борьбой с рейдерами, удалось расширить свои абонентские ряды почти на треть.
Резкий рост региональных операторов не удивляет аналитиков. К примеру, Ирина Астафьева из J’Son&Partners отмечает, что «региональщики» отлично изучили свои рынки, благодаря чему им легче достучаться до сердец потенциальных абонентов. С г-жой Астафьевой отчасти не согласен пресс-секретарь Инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков: «Думаю, секрет успеха региональных сотовых компаний не столько в их удачной работе, сколько в просчетах, допущенных „большой тройкой“. „ВымпелКом“, „Мегафон“ и МТС не были лояльными к своим абонентам в 2006 г., вводя плату за соединение и внутренние курсы оплаты, отличные от заявляемой Центробанком стоимости доллара». В то же время, как отмечает г-н Кочетков, большинство региональных операторов проявило заботу о клиентах, не только отказавшись вводить плату за соединение, но и предложив более выгодные тарифы.