-Цитатник

Старинные пословицы на открытках - (0)

Старинные пословицы на открытках В начале XX века компания «Зингер» выпустила большу...

Бесплатные sms по всему миру - (0)

Бесплатные sms по всему миру   Недавно срочно понадобилось отправить несколько смс в разные...

Царство роз - (0)

Чудесное царство роз!!! Keisei Rose Garden. JAPAN. ...

История сала - (0)

История сала Сало было всегда продуктом питания бедных людей, ибо лучшие куски свиной туши...

Русскiя пословицы въ лицахъ» - (0)

«Русскiя пословицы въ лицахъ» В начале XX века компания «Зингер» выпустила большую се...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в dedischev_dedischev

 -Подписка по e-mail

 

 -Метки

"пятая колонна" "элита россии" covid-19 taurus «киевская русь» Крещение Господне Лукашенко ФСБ аваков артисты ато аушвиц байден беларусь белоруссия беспилотники блокировка соцсетей вакцина великая отечественная война великий пост великобритания владимир ленин (ульянов) внутренняя политика военная помощь украине война на донбассе война россии с нато вооружение украины воровство всу вторая мировая война выборы президента галицкий нацизм германия глобальная политика госдума гражданская война на донбассе гур украины депутаты дети джо байден диаспора дмитрий козак дмитрий рогозин днр донбасс дрг украины евреи евросоюз еда ельцин жизнь в ссср жития святых запад против россии западная европа здоровье зеленский израиль икона богородицы импортозамещения иноагент интервью информационная война история СССР история кино история россии история рпц история руси казахстан календарь капитализм капитуляция украины кино китай кндр конституция россии коронавирус коррупция красная армия крокус сити холл крым лгбт либералы либералы россии лнр лнр/днр майдан макрон мвд рф мвф миграционная политика минск-2 михаил мишустин мо рф мобилизация мобилизация на украине мюнхенский сговор набиуллина навальный нато нацизм необандеровщина новости дня нормандский формат общество олаф шольц освенцим отечественная война 1812 г. оун-упа пакт гитлера пилсудского патриарх варфоломей переговоры рф с украиной польша порошенко постная еда постная кухня постные блюда правительство рф православие православные праздники православный календарь предатели преступность проповеди протесты сша путин пцу пятидесятница раскол рассказ рождество христово россия ростислав ищенко рпц русофобия русофобы русская весна русский мир русский народ русский язык сбу светлая седмица сво семья социализм социальная справедливость соцсети спецоперация рф средняя азия ссср сталин сталинизм страстная седмица сша таджикистан теракт терроризм террористы трамп третий рейх украина упц фото франция херсон холокост хрущев художники школа экономика россии экономика украины юзеф липский

 -Интересы

романсы иконы картины-классика

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.02.2009
Записей: 7572
Комментариев: 327
Написано: 9572


Формирование коммуникативных навыков

Пятница, 09 Марта 2018 г. 06:47 + в цитатник

Аутизм

Формирование коммуникативных навыков является важнейшим на­правлением коррекционной работы с детьми, имеющими РАС. Коммуни­кацию мы рассматриваем как обмен информацией между людьми, а ком­муникативные навыки — это группа умений, позволяющих осуществлять эффективный обмен информацией, в том числе, передавать информацию другим людям. Развитие коммуникации у детей с РАС способствует сни­жению их дезадаптивного поведения, дает возможность общаться им с учителями, специалистами, другими детьми и повышает возможности их адаптации, социализации и освоения образовательных программ.

Коррекционная работа по формированию коммуникативных навы­ков включает следующие направления [33; 19]:

—         Формирование базовых коммуникативных функций.
—         Формирование социоэмоциональных навыков.
—         Формирование диалоговых навыков.

Формирование базовых коммуникативных функций

Данное направление включает формирование следующих групп на­выков:

—        Навыки выражения просьбы, требования:

  • умение попросить поесть/попить;
  • попросить любимую игрушку, предмет, деятельность;
  • попросить повторить понравившееся действие;
  • попросить о помощи;
  • попросить перерыв в процессе учебной деятельности.

Из всех коммуникативных навыков данная группа является наибо­лее жизненно важной. С помощью этих навыков ребенок выражает свои потребности и желания адекватным способом. Формирование умения просить о помощи или о перерыве существенно влияет на уменьшение дезадаптивного поведения в процессе учебной ситуации. Поэтому работа над развитием коммуникации начинается именно с выражения просьб.

-       Навыки социальной ответной реакции :

  • умение откликнуться на свое имя;
    • адекватно выразить отказ от предложенного предмета/деятель­ности;
    • ответить на приветствия других людей;
    • адекватно выразить согласие.

Навыки социальной ответной реакции очень важны в повседневной, в том числе школьной, жизни. Они обеспечивают обратную связь, кото­рая необходима окружающим людям и самому ребенку в ходе обучения и режимных моментов.

-       Навыки комментирования:

• умение давать комментарии в ответ на неожиданное событие;
• умение комментировать, называя различные предметы (например, «смотри, самолет!»);
• комментировать, называя различных персонажей из книг, мультфильмов (например, «смотри, фиксики!»);
• комментировать, определяя принадлежность собственных вещей («мое!»);
• комментировать, называя знакомых людей (например, «там папа!»);
• комментировать действия окружающих людей, предметов (например, на физкультуре «не попал!»);
• комментировать, описывая местонахождение предметов, людей («во дворе грузовик!»);
• комментировать, описывая свойства предметов («ой, колючий!»);
• сопровождать комментариями собственные действия (например, раскрашивая картинку, ребенок берет нужный фломастер, прогваривая «теперь красный!» или проговаривает условия задачи в процессе решения).

Навыки комментирования важны как для формирования социальных отношений, так и для обучения. Они обеспечивают возможность делиться с окружающими своими интересами и помогают в решении повседневных и учебных задач. Таким образом, они выполняют две функции: коммуникативную и регулирующую.

Навыки сообщения информации:

• умение отвечать на вопросы «Что это?»;
• отвечать на вопрос «Кто это?» (в отношении персонажей мультфильмов, знакомых людей);
• отвечать на вопрос «Чей?»;
• отвечать на вопрос «Где?»;
• отвечать на вопрос «Какой?» (например, «Какого цвета?»);
• отвечать на вопрос «Что ты делал?»;
• отвечать на вопрос «Что ты будешь делать?»;

Умение сообщать информацию — очень важный для освоения обра­зовательной программы навык, поскольку процесс обучения, проверка усвоенных знаний осуществляются в вопросно-ответной форме.

-        Навыки запроса информации:

• умение привлекать внимание к себе адекватным способом;
• задавать вопросы о предмете («Что___?»);
• задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?», «Как тебя зовут?»);
• задавать вопросы о действиях («Что делает ___?»);
• задавать вопросы, требующие ответа да/нет;
• задавать вопросы о местонахождении предмета («Где___?»);
• задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»);

Навык привлечения внимания адекватным способом — важнейший жизненный навык, необходимый для адаптации детей в коллективе и их социализации. Умение задавать вопросы направлено на получение необходимой информации и способствует:

—         решению проблемных ситуаций (например, «Где мой рюкзак?», «Где выключатель?»);
—         планированию деятельности (например, «Что мы будем делать?», «Когда перемена?»);
—         познавательному развитию (например, «Это что за машина?»).

Формирование социоэмоциональных навыков

-        Навыки адекватного выражения эмоций (адекватная мимика, жесты, интонации)

• умение адекватно выражать радость;
• выражать грусть;
• выражать страх;
• выражать гнев.

-        Навыки сообщения о своих чувствах и чувствах других людей (вербально)

Эти навыки необходимы для социализации. Они позволяют:

—         выражать свои эмоции, чувства социально приемлемым способом;
—         осознавать собственные эмоции и эмоции других людей;
—         регулировать свое поведение;
—         общаться с другими людьми, делясь чувствами.

Эта группа навыков подробно рассмотрена в главах «Формирование модели психического».

Формирование диалоговых навыков

—         умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени;
—         умение инициировать диалог, используя стандартные фразы;
—         умение завершить диалог с использованием стандартных фраз;
—         умение поддержать диалог при помощи ответных высказываний;
—         умение поддержать диалог, делясь информацией или сообщая ин­формацию собеседнику;
—         умение вести диалог, задавая вопросы;
—         умение поддержать диалог, организованный собеседником, отвечая на его вопросы;
—         умение поддержать разговор, делясь впечатлениями (эмоциями, чувствами);
—         умение поддержать диалог на определенную тему;
—         умение поддерживать диалог в различных социальных ситуациях;
—         умение соблюдать правила разговора (смотреть на собеседника, стоять рядом с ним, повернувшись лицом, слушать его, называть по имени). Сформированные диалоговые навыки обеспечивают полноценную

взаимную коммуникацию и способствуют включению детей с РАС в социальную среду, повышая адаптивные возможности ребенка, что вы­ражается в возможности эффективно решать различные проблемные ситуации и формировать полноценные отношения с другими людьми.

Условия формирования коммуникативных навыков

Для успешной работы по формированию коммуникативных навы­ков необходимо соблюдение следующих условий:

—         Учет личных интересов и потребностей ребенка

В ряде исследований показано, что несформированность коммуника­тивных навыков у детей с аутизмом во многом связана с отсутствием или недостатком у них внутренней коммуникативной мотивации [28]. В связи с этим возникает необходимость внешнего стимулирования коммуникативной активности. Это достигается путем включения в процесс психолого-педагогической коррекции различных предме­тов, разнообразных видов деятельности, а также тем разговора, ин­тересных для ребенка. Например, обучая ребенка умению выражать просьбы, необходимо использовать его любимые продукты питания, игрушки; формировать умение отвечать на вопросы и комментиро­вать изображения на картинках нужно при помощи любимой книги ребенка. В этом случае он будет отвечать с большим желанием, а эф­фективность работы значительно возрастет. При обучении умению поддержать диалог так же лучше использовать интересные для ребен­ка темы разговора. В случае если тема не вызывает интереса ребенка, скорее всего, общение скоро завершится.

-       Использование подсказок

Большинство детей с расстройствами аутистического спектра мо­гут пользоваться подсказками очень эффективно, поскольку для них характерна эхолалическая речь — автоматическое повторение чужих слов, значение которых ребенок чаще всего не понимает. На­пример, взрослый здоровается с ребенком: «Здравствуй, Саша!», и ребенок отвечает: «Здравствуй, Саша!», вместо того чтобы назвать взрослого по имени. Или взрослый просит: «Саша, принеси мяч!», а ребенок автоматически повторяет: «Саша, принеси мяч!», но не делает то, о чем его попросили.

Эхолалии необходимо использовать как основное средство формирова­ния навыков речевой коммуникации у аутичного ребенка. Это называ­ется эхо-подсказка. Для этого нужно демонстрировать ребенку образ­цы речевых высказываний и стимулировать его к их повторению. Например, при общении с аутичным ребенком мы часто сталкиваем­ся с ситуацией, когда он настроен на взаимодействие, но не знает, как привлечь внимание собеседника, попросить его о помощи, поиграть в любимую игру и т.д. В этом случае ребенку нужно подсказать сло­ва, подходящие к данной ситуации: «Помоги!», «Давай играть!» и т.д. В ряде случаев ребенок наоборот не настроен на взаимодействие и не способен адекватно выразить отказ, тогда он начинает кричать или демонстрирует другие формы дезадаптивного поведения, вме­сто того чтобы сказать «не хочу», «нет». В таких ситуациях ему так­же требуется помощь в виде вербальных подсказок.

Метки:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Серия сообщений "Мигранты":
Часть 1 - Формирование коммуникативных навыков
Часть 2 - Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение)
Часть 3 - В Воронежской области мигрантам запретили работать в такси и другом общественном транспорте
Часть 4 - «Крокус» как зеркало России

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку