-Я - фотограф

Переславль-Залесский, 19.06.2010

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Crying_in_the_night

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.09.2003
Записей:
Комментариев:
Написано: 10314


Статья, удаленная под давлением клириков РПЦ из педивикии часть 2

Пятница, 30 Июля 2010 г. 14:42 + в цитатник
Цитата сообщения Dr_Sax Статья, удаленная под давлением клириков РПЦ из педивикии: Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви. Часть 2

Мнения ряда представителей РПЦ и акции её членов в сфере культуры

После распада СССР влияние православной церкви в сфере культуры на территории России, Украины и Белоруссии начало возрастать. Церковь активно выступает против влияния «чуждой» культуры, в основном против культурного влияния Запада. К носителям этой культуры в русском православии часто причисляют и современных протестантов.
Сожжение книг
[[w:Файл:Pavel Florensky.jpg|thumb|left|160px|w:Павел Флоренский]]
Случай сожжения книг имел место w:14 мая w:1995 года в Москве. В этом w:аутодафе, которое даже показывали по телевидению, приняли участие отец Олег Стеняев и w:епископ Истринский w:Арсений (Епифанов), w:викарий Патриарха Алексия II. В костёр, который прямо во дворе своего храма организовал о. Олег Стеняев, попали книги Льва Толстого , Николая Рериха, Владимира Соловьева, о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского и других. Как сообщил Александр Верховский, вице-президент Информационно-исследовательского центра «Панорама», сожжения книг w:богословов, неприемлемых для w:фундаменталистов, уже не раз проводились в ряде монастырей, но эти случаи не были преданы публичной огласке.[167]
В феврале w:1997 года по информации А. Верховского в посёлке w:Семхоз (w:Московская область) w:протоиерей Георгий Студенов, настоятель храма Архангела Михаила в Тропарёве, в котором раньше служили о. w:Александр Мень и о. Владимир Ригин, сотрудник аппарата Московской патриархии сожгли порядка 300 детских Библий, подаренных w:баптистами.[167]
Также А. Верховский сообщает, что w:5 мая w:1998 года по распоряжению w:епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона из библиотеки и у студентов епархиального Духовного училища были изъяты книги известных православных богословов w:XX века w:протопресвитеров Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа, Николая Афанасьева и протоиерея Александра Меня, и сожжены во дворе училища. После этого трём священникам епархии было предложено проклясть «ереси» вышеупомянутых авторов, закрепив это присягой перед Крестом и w:Евангелием.[168] Позднее в журнале Якова Кротова появилась информация, что[169]
было сожжено четыре книги, которые по авторству приписывать можно Меню, но на них не было пометок священноначалия о том, что они изданы по благословению, а проповеди, которые они содержали, содержали явно натяжки в совершенно вольной трактовке Священного Предания.
Известными стали акции по сожжению книг организованные Союзом православных хоругвеносцев (СПХ, организация создана в w:1992 году по благословению w:митрополита w:Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва)) во главе с Леонидом Симонович-Никшичем, награжденным орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени [170]. Тогда на костёр были отправлены книги Э. Радзинского, книга Д. Брауна «w:Код да Винчи» и w:постер с рекламой одноимённого фильма, газеты «w:Московский комсомолец» и другие. «Как там было красиво! Высокий столб огня! Пейзаж, как у Брейгеля!» — позже вспоминали организаторы акции.[171]
В w:2007 году в преддверии выхода в свет очередного тома романа о w:Гарри Поттере Союзом православных хоругвеносцев была проведена акция против «пропаганды оккультно-магических идей под видом детских книжек». «Сожжение богопротивной книги о Гарри Поттере было проведено на Берсеневской набережной в Москве напротив Храма Христа Спасителя. Подойдя к Патриаршему мосту с пением тропаря Кресту Господню, хоругвеносцы на глазах у изумленной публики разорвали на части, бросили на каменный w:парапет, а затем сожгли книгу о Поттере», — сообщила пресс-служба СПХ. Лидер w:СПХ и Союза православных братств Леонид Симонович-Никшич так охарактеризовал творчество автора «Гарри Потера» w:Джоан Роулинг, получившую литературную премию Хьюго, а также w:орден Почётного легиона Франции:
Это не написание добрых книжечек о героическом подростке, а самое настоящее чернокнижие, через которое в души детей вливают идеи зла, w:сатанизма и колдовства. Книги о Гарри Поттере учат подрастающее поколение, что благодаря колдовству и прочим «волшебствам» можно якобы достичь каких-то благих целей. Таким образом, происходит лукавая подмена, обман: за красивой глянцевой оберткой скрывается духовная отрава, оставляющая свои ядовитые следы в людских душах на многие годы. Именно так готовят человечество к приходу сына погибели — w:антихриста.[172]
Однако существуют и противоположные взгляды. По мнению священника Алексия Плужникова все утверждения о вреде «Гарри Поттера» абсолютно голословны. "w:Зло есть зло, w:добро есть добро в её книгах, они чётко разведены, чего не всегда скажешь о народных сказках. w:Магия же в её книге вообще не подлежит моральной оценке, как бы ни разрывались там обличители, вопия, что колдунам вроде Гарри Поттера место в w:аду, так, мол, учит w:Библия! Бред какой-то: книжным героям такая честь… А Золушке с её тётушкой-феей где место? А золотой рыбке с Хоттабычем? Именно w:волшебство (w:магия, w:колдовство, как хотите) составляет ткань волшебной сказки, иначе она будет отсутствовать как таковая! [173].
В июле w:2006 года на вечере, посвященном переизданию труда преп. Иосифа Волоцкого «Просветитель», Леонид Симонович-Никшич, лидер Союза православных хоругвеносцев, заявил:
Шаблон:Cquote
Глава хоругвеносцев сказал, что для начала деятельность «инквизиции» должна сосредоточиться на w:аутодафе и напомнил об акциях сожжения книг проведенных ранее. Также Леонид Симонович заявил:
Шаблон:Cquote
За свою деятельность Леонид Симонович имеет высокие церковные награды. В декабре w:2006 года w:Патриарх Московский и всея Руси w:Алексий II, «во внимание к трудам по организации участия Православных мирян в Церковных торжествах и в связи с 60-летием» Леонида Симоновича, наградил главу хоругвеносцев орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского третьей степени (Орден вручается за церковные, экуменические и миротворческие заслуги [174]). Орден Симоновичу вручил w:Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне w:Патриарх Московский и всея Руси).[175]
Мнение о деятелях мировой культуры в ряде книг
[[w:Файл:Mikhail lermontov.jpg|thumb|140px|w:Михаил Юрьевич Лермонтов]] В w:2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II издательством «Даниловский благовестник» тиражом 30 000 экземпляров была напечатана книга «От чего нас хотят „спасти“ w:НЛО, w:экстрасенсы, оккультисты, маги?»[176] (переиздана в w:2005 году тиражом 15 000 экземпляров). Среди авторов книги — некий w:игумен N., а также w:доктор медицинских наук w:иеромонах Анатолий (Берестов).
В этой книге сказано, что контакты людей с «существами параллельного мира» (w:бесовскими силами) приводят либо к гибели, либо к помешательству. В контакте с существами параллельного мира, по мнению авторов, были такие деятели как w:Моцарт, w:Лермонтов, Блок, Брюсов, Есенин, w:Рубцов, w:Врубель, Модильяни, w:Ван Гог, w:Гоген, w:Сальвадор Дали, w:Даниил Андреев, w:Ричард Бах, w:Марина Цветаева, w:Владимир Высоцкий и других. От подобных контактов, согласно авторам, сошли с ума: w:Гуно, w:Перголези, w:Шуман и другие. [177] Среди космонавтов, находившихся на орбите и слышавших звуки, производимые существами параллельного мира, как утверждают авторы, были: Ю. Гагарин, А. Леонов, А. Николаев, В. Волков. [176]
[[w:Файл:Gagarin space suite.jpg|thumb|140px|left|Первый космонавт w:Юрий Гагарин.]]
период Возрождения… главным образом, характеризуется возрождением колдовских обрядов и учений, ведущих к возобновлению когда-то отвергнутого человечеством контакта с дьявольскими силами (СПМ)… w:Римская церковь вынуждена была применять жесткие «хирургические» меры по отношению к расплодившимся колдунам. Именно в этом и заключается причина появления инквизиции (других, благодатных средств католики не нашли) как института борьбы с колдунами и еретиками, поскольку ересь (искажённое учение) появляется, как уже рассматривалось выше, только благодаря прямому контакту с СПМ [Существами Параллельного Мира].
Ещё в одной книге, изданной Патриаршим издательским-полиграфическим центром (w:Сергиев Посад) в w:1999 году, автор утверждает, что национальная героиня Франции, w:святая католической церкви w:Жанна д’Арк была ведьмой.[178]
Мнение о ряде постановок в театре, опере и балете
[[w:Файл:Портрет Гоголя.jpg|thumb|160px|w:Николай Васильевич Гоголь]]
В w:2005 году w:Сыктывкарская и Воркутинская w:епархия выступила против показа в w:Коми постановки Имперского русского балета «Распутин». По мнению священнослужителей, использование в балете образа царя-мученика — это w:кощунство и w:оскорбление памяти канонизированного w:монарха. Не смотря на эти заявления балет состоялся.[179][180] Однако по настоянию епархии были отменены спектакли по произведениям Николая Гоголя «w:Панночка» и «w:Великолепная Солоха».[181][182]
В w:2006 году в w:Коми к 100-летию со дня рождения w:Д. Шостаковича была подготовлена новая балетная постановка «w:Сказка о попе и работнике его Балде», основанная на опере Шостаковича. Данная постановка встретила резкую критику со стороны Сыктывкарской и Воркутинской епархии, которая пыталась отменить «богохульственную постановку». Дело дошло до того, что w:епархия обратилась в Министерство культуры и национальной политики республики. После распоряжения министра Н. Бобровой работа над постановкой прекратилась.[179][180]
В w:2007 году настоятель одного из w:храмов w:Санкт-Петербурга, сославшись на мнение московской патриархии, потребовал от балерины Анастасии Волочковой отменить концерты в Смольном соборе, пригрозив отлучением от Церкви. Он предложил балерине сообщить организаторам, что она внезапно заболела. w:Анастасия Волочкова заявила: «Кому-то очень важно сорвать мои концерты в моем любимом городе, где я так давно не выступала. Я была особенно потрясена предложением обмануть моего зрителя, исходившем от духовного лица».[183]
w:Псковская w:епархия запретила показ постановки рок-оперы «w:Иисус Христос — суперзвезда», которая должна была состояться w:5 мая w:2009 года в w:Пскове.[184] Музыкальный критик Артемий Троицкий так прокомментировал это решение:
…Наша РПЦ уже давно пытается себе присвоить те функции, которые в советское время выполнял отдел идеологии и пропаганды ЦК КПСС. [185]

Мнение о «Всемирном беге дружбы»
«Всемирный бег дружбы» — это международная трансконтинентальной эстафета в олимпийском стиле, участники которой передают из рук в руки горящий факел — символ дружбы и доброй воли. Автор идеи и руководитель акции на протяжении 20 лет — w:Шри Чинмой, индийский «духовный учитель» и философ, эмигрироваший в 1964 году в США. [186]. По словам организаторов, эстафета пропагандирует здоровый образ жизни, способствует физическому воспитанию, развитию массового спорта, а также культурных и дружеских связей между людьми[187]. В w:2008 году возле здания штаб-квартиры w:ООН состоялась традиционная торжественная церемония открытия эстафеты в присутствии представителей 100 государств стран-участниц [188]. В России акцию поддержали w:Федеральное агентство по физической культуре и спорту, экс-президент СССР w:Михаил Горбачёв, а также такие известные спортсмены как w:Вячеслав Фетисов, w:Татьяна Лебедева, w:Николай Валуев, w:Светлана Мастеркова.[189]
Русская Православная Церковь относится к деятельности последователей Шри Чинмоя отрицательно, классифицируя организацию его последователей как секту. w:5 мая w:2008 года w:архиепископ Уфимский и Стерлитамакский w:Никон (Васюков) выступил против проведения этой эстафеты. w:Архиепископ заявил, что в России эстафета проходит «по бесовскому промыслу», а также что
По своей сути «Всемирный бег дружбы» есть лукавый w:пиар и вербовочная акция деструктивной неоw:индуистской w:секты Шри Чинмоя. <...> Мы просим органы местной исполнительной власти не оказывать эстафете, организованной деструктивной сектой Шри Чинмоя, никакой поддержки, кроме разве обеспечения безопасности её участникам, не устраивать встреч, пресс-конференций и официальных приветствий. [189][190]
Мнение о некоторых фольклорных и сказочных персонажах
[[w:Файл:Ded Moroz.jpg|thumb|left|w:Дед Мороз в Великом Устюге ]]
В w:2001 году w:Вологодская епархия объявила Деда Мороза языческим божеством. w:Епископ Вологодский и Великоустюжский w:Максимилиан (Лазаренко) открыто заявлял о том, что в торжествах в Великом Устюге (родина сказочного героя) Церковь примет участие только в том случае, если в официальной биографии Деда Мороза будет отмечено, что он принял православное крещение.[191][192]
В w:2001 году в городе Кириллове w:Вологодская епархия закрыла уникальный сказочный музей бабы Яги. w:Епископ Максимилиан сказочную героиню обвинил в w:сатанизме.
То она гусей-лебедей в тоталитарную секту заманит, то детей малых украдёт. Есть свидетели (w:Иванушка-дурачок), обвиняющие старуху в w:каннибализме.[193][194]
С целью привлечения туристов село w:Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено родиной бабы Яги. В Кукобое соорудили избушку и организовали костюмированные представления. Это вызывало большой приток w:туристов из Вологды, Череповца, Ярославля, Костромы и помогло стабилизировать экономику села. Ежегодно летом начали проводиться праздники бабы Яги.
Кроме того, w:Пошехонье, районный центр Ярославской области было объявлено родиной водяного.
С резким осуждением этих явлений выступила Ярославская w:Епархия w:РПЦ. В официальном заявлении епархии говорилось:
Власть предержащая покровительствует обожествлению сказочных героев: бабы-яги и водяного. Искусственно создаются неоязыческие w:капища, в которых начинают совершаться псевдорелигиозные обряды, к участию в этих обрядах привлекаются дети. К w:бесовским капищам прокладывают туристические тропы. Тысячи людей вовлекаются в поклонение w:бесу, причиняя страшный вред своим бессмертным w:душам… Если властям w:водяной и w:баба-яга ближе, чем w:Христос, Божия Матерь и наши w:святые, то такая власть достойна сожаления, как и избравший её народ.[195]
Как заявил отец Александр, w:настоятель Спасского w:храма:
В словаре написано: „сказочное страшилище, большуха над ведьмами“. Это о чем говорит? Что она подручница Сатаны. Это не я придумал. Она же простоволосая и в одной рубахе, без опояски. То и другое — верх бесчиния.[196]

Также от заигрываний с бабой Ягой предостерег и зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей w:Всеволод Чаплин.[197]
Как сообщила корреспондент газеты «w:Московский комсомолец» И. Боброва, во время праздника бабы Яги (2005 год) в село w:Кукобой приехали w:священники из Ярославской епархии. Люди в w:рясах выкрикивали w:оскорбления в адрес присутствующих, пугали туристов и местных жителей тем, что их настигнет Божья w:кара. Исполнительнице роли бабы Яги кричали: «Бесовщина! Вон отсюда».[198]
Отношение некоторых представителей РПЦ к другим религиям и мировоззрениям
Мнение о русском космизме
В «Итоговом заявлении» православной сибирской международной научно-практической конференции «w:Тоталитарные секты в Сибири», прошедшей в w:1999 году в г. Белокурихе Алтайского края по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «различные проявления так называемого русского w:космизма» (философия Н. Фёдорова, К. Циолковского, В. Вернадского, А. Чижевского и др.) были определены как антихристианские.[199]
117 px140 px
Скульптуры Зевса (Эрмитаж) и Сераписа (Лувр)
Античные религии
w:Архимандрит w:Рафаил (Карелин) заявляет:
Для христиан языческие w:капища были не археологическими музеями, с картинными галереями, с ярмаркой w:талисманов, а мрачным жилищем сатанинских сил, присутствием духовных w:вампиров, которые обитали в w:идолах как в своих каменных телах, принимая от людей жертвы и поклонения. Это были таинственные "инкогнито" древнего мира, истинный лик которых заставил бы содрогнуться от w:ужаса даже сердце храбреца. Огромные капища Зевса в Пергаме и w:Сераписа — в Египте, изящный, как статуя Фидия, храм Артемиды в Ефесе открывались духовному взору христиан как замки и дворцы сатаны, где собирались падшие с небес ангелы, чтобы совещаться о том, как погубить человечество.[200]
Христианские конфессии
Шаблон:See also
Традиционно другие христианские конфессии в православии относят к «инославным». Статус церкви признается только за Римо-католической церковью, церквями дохалкидонского вероисповедания и (не всегда) за отдельными протестанскими церквями.
w:Католицизм
Основная статья: Православие и католицизм
[[w:Файл:Procession with blessed sacrament 1.jpg|thumb|right|230px|w:Католики]]
В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли «латинян» еретиками, исказившими Символ веры путём самочинного позднейшего прилога w:Filioque, или w:схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Частные мнения в РПЦ относительно восприятия католицизма варьируют в диапазоне от прокатолических до антикатолических.
В w:2003 году в изданном Мурманской епархией w:катехизисе w:католичество было названо «антихристианской неоязыческой сектой».[201]
w:Диакон w:Андрей Кураев в одной из своих книг утверждает, что видения испанской w:монахини, первой женщины-богослова, святой католической церкви, Терезы Авильской были не чем иным как «w:блудной прелестью». Как считает Кураев, w:Блаженная Анджела (ум. в w:1309 году) в своих видениях видела не самого Христа, а «мистического собеседника, принявшего облик Христа». «Мистика еще одной католической визионерки — Маргариты-Марии Алакок — „весьма примитивна: это любовное страдание вместе с божественным Женихом, эротическое самомучительство…“». «Вторжение непреображенного эроса в мистику порождает поразительные богословские системы. Католическая w:блаженная Мари Севрэ (1872—1966)…». Все эти женщины, утверждает Кураев, «мистички». «Но какие-то явственно уловимые, хотя и трудно передаваемые оттенки не позволяют сказать, что та w:эротика, которая пронизывает мистику католических подвижниц, является только и всецело преображенной».[202] Книга, в которой это утверждается, рекомендована к печати Отделом религиозного образования и катехизации Московской патриархии.
w:Протестантизм
В 1990-е годы w:Архиепископ w:Мурманский и w:Мончегорский w:Симон (Гетя) открыто и в резкой форме призывал к репрессиям против российских w:протестантов, называя их «w:сектантами».[201] В результате, w:епископы w:баптистов и пятидесятников обратились в w:1997 году к Патриарху Алексию II, обвинив Симона в разжигании межрелигиозной розни.[201] В марте w:2009 года w:Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл наградил архиепископа Симона орденом преподобного Серафима Саровского II степени.[203]
В мае w:2009 года w:Саратовская епархия опубликовала Информационное письмо об акции «Ощути силу перемен». В письме утверждалось, что одним из организаторов акции выступила «неопятидесятническая секта „Слово Жизни“», а сама акция «представляет собой массированную миссионерскую религиозно-вербовочную кампанию с участием организаций, которые можно охарактеризовать как деструктивные тоталитарные секты».[204]
В связи с этим пасторы церквей христиан веры евангельской «Слово Жизни» г. w:Саратова и Саратовской области обратились к патриарху Кириллу. В Обращении утверждалось, что евангельские церкви «Слово Жизни» Саратова и Саратовской области не имеют никакого отношения к данной акции. Из Обращения:
Таким образом, мы с искренним сожалением констатируем факт распространения, ложной информации порочащей доброе имя евангельских, протестантских церквей города. Действия местной Епархии w:РПЦ способствуют разжиганию межконфессионального напряжения, нагнетанию атмосферы нетерпимости и недоверия между религиями. Подобные действия осуждаются Священным Писанием и полностью противоречат базовым положениям социального учения Русской Православной Церкви, изложенных в «Основах социальной концепции РПЦ».[205]
w:Дхармические религии
w:Святитель w:Николай Сербский (w:1881—w:1956) утверждал, что «Индия не может больше оставаться со своими бесчисленными богами, которые точно так же немощны, как люди, и подвержены тем же человеческим бедам»[206]:
w:Бог один — святой, вечный, бессмертный, пречистый, всесильный, премудрый, всемилостивый. Кроме Него нет другого Бога ни на небе, ни на земле, ни под землей. Индийские боги — это w:демонские w:призраки, w:адские w:привидения, не имеющие милости и любви к людям. Индийских богов не существует. Они существуют не как боги, а как w:демоны под именем w:богов[207].
Все боги Индии — бесы, держащие людей связанными в сетях своей лжи и в оковах своего безжалостного владычества[208].
В книге «От чего нас хотят „спасти“ w:НЛО, w:экстрасенсы, оккультисты, w:маги?», изданной в w:2001 году по благословению патриарха Алексия II, православные авторы утверждают, что
…все основные идеи, содержащиеся в религиях Индостана, являются прямыми откровениями существ параллельного мира [(СПМ), то есть дьявольских сил по терминологии авторов], данных посредством w:медиумов, то есть людей, наиболее открытых для их (СПМ) влияния.[209]
В w:2009 году w:иерей Русской Православной Церкви w:Даниил Сысоев заявил, что
...не может называться w:христианином тот писатель, который пишет о реинкарнации, эволюции <...> w:анафема может упасть на любого писателя, который выступает против священных w:догматов.[210]
Буддизм
[[w:Файл:Borobudur monks 1.jpg|thumb|left|230px|Буддийские w:монахи]]
В декабре w:2002 года на одной из своих лекций w:Андрей Кураев рассказывал присутствующим, что истинно лишь w:христианство, все нехристианские учения — w:ложь, а все люди, не согласные с этим, — w:сектанты. Анализируя превосходство христианства над w:буддизмом, w:Андрей Кураев высказался о буддийских w:монахах в следующем тоне:
Пусть эти придурки балуются своими погремушками в горах.[211]
Спустя два месяца w:Патриарх Московский и всея Руси w:Алексий II наградил Андрея Кураева орденом преподобного Сергия Радонежского 3-й степени.
В w:2003 году в w:Челябинске состоялась Международная научно-практической конференция «w:Тоталитарные секты угроза религиозного w:экстремизма». В «Итоговой декларации» этой конференции w:буддисты Челябинска были названы тоталитарной сектой.[212]
w:Священномученик w:Александр (Миропольский) (ум. в w:1918) писал о w:буддизме и его основателе Будде Гаутаме:
[[w:Файл:PrinceSiddhartha.JPG|thumb|120px|Принц Сидхартха]]
w:Буддизм можно признать одной из высших естественных языческих религий в силу её стремлений познать существо своего духа, при уничтожении плотских страстей и неотразимых впечатлений греховного мира. Борьба Будды и умерщвление плоти привели его к результатам для него же самого неожиданным: через углубление в себя он будто познал существо и свойство w:духа в том виде, в каком он вложен в его естественную природу Самим Творцом. То есть, он увидел свойства жизни высшего бытия, силу любви ко всему и сочувствия в страдании… Только это самосозерцание погубило Будду, ибо, рассмаривая себя и w:дух свой, он отвратил взор свой от Создателя и w:Бога, а затем лишился всякого представления о Нём. Отвергнув же сверхчуственное бытие и Создателя, Будда своими собственными силами не мог прозреть в себе образа и подобия w:Бога Творца, первоисточника жизни, которую он призван не уничтожать, а проявлять и развивать. Будда не имел руководителя на пути к источнику Божественной жизни, а потому заблудился во мраке самолюбивого, w:греховного человеческого естества.[213]
w:Святитель w:Николай Японский отмечал: «Буддизм в религиозном отношении — сущая w:пустота, ибо без w:Бога какая же w:религия!»[214].
Преподаватель Московской Духовной академии, известный w:богослов, член синодальной рабочей группы по составлению концепции межрелигиозных отношений РПЦ w:Юрий Максимов в одной из своих статей, посвященных отличиям w:буддизма от православия, пишет:
... все они [аргументы Будды против личностного Бога], а также само обосновываемое ими отрицание w:Бога Творца, происходят из незнания Буддою и его древними последователями истинного учения о w:Боге. На те вопросы, которые он предлагал последователям w:брахманизма как нерешаемые, без труда может ответить любой ученик воскресной школы — не потому, конечно, что он умнее Будды и авторов буддистского канона, а потому, что, в отличие от них, знает об откровении Божием, знает то, что о Себе открыл Сам w:Бог.[215]
...нам не составило бы особого труда вывести Будду персонажем некоего апокрифа и вложить в его уста покаянное отречение в своём атеизме и уверение в Бога.[216]
По мнению w:архимандрита Рафаила (Карелина) w:буддизм — это «религия смерти, самоубийства, самоуничтожения, отрицание всего, что имеет человек, погружение в некий w:вакуум и растворение в нем»[217]
На Миссионерском портале святого пророка Даниила, действующем по благословению настоятеля храма ап. Фомы, известного богослова и миссионера Даниила Сысоева, утверждается, что
Шаблон:НЗ2. w:Мантры в буддизме это как раз то средство, при помощи которого должны «открыться глаза» в том самом библейском смысле. w:Мантра — нечто среднее между молитвой и магическим w:заклинанием. <...> Цель мантры — разрушить преграду между человеком и божеством, отключить сознание, мешающее непосредственному восприятию божества. Что это за божество — хорошо известно: древние w:идолы или w:будды, самообожествленные люди, поверившие w:диавольскому искушению.[218]
Индуизм
w:29 ноября w:2005 года w:архиепископ Уфимский и Стерлитамакский w:Никон (Васюков) направил мэру Москвы Юрию Лужкову письмо, в котором призвал мэра российской столицы не допустить Международному обществу сознания Кришны построить индуистский w:храм Кришны в Москве.[219] В письме w:архиепископ Никон высказал мнение Русской православной церкви в отношении индуистского бога Кришны, объекта поклонения сотен миллионов w:индусов:
[[w:Файл:Krishna with flute.jpg|thumb|220px|w:Кришна в окружении w:гопи]]
w:Кришна представляет собой отвратительное зрелище — синекожий, пухлый, женоподобный и похотливый w:юноша.… неужели Вы позволите построить идолопоклонническое w:капище этому мерзкому и злобному «богу» Кришне … это оскорбление наших религиозных чувств, это издевательство над религиозной тысячелетней культурой России, для подавляющего большинства населения которой, православных христиан и мусульман, Кришна — злобный w:демон, бес, олицетворение w:адских сил…Стоит ли дополнять меру нашего беззакония ещё и строительством капищ w:демонам, на земле где они ещё пока ненавистны, на российской земле...? ...мы ещё раз просим Вас от лица православных христиан w:Башкортостана не допустить строительство бесовского w:кришнаитского капища в Москве.[219][220]
В октябре w:2005 года w:архиепископ w:Никон (Васюков) был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.[221]
w:1 мая w:2006 года в центре Москвы произошёл конфликт между А. Л. Дворкиным, w:профессором и заведующим кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и представителем Международного общества сознания Кришны, послушником московского храма Сергеем Косенко, распространявшим индуистские книги в метро. w:Дворкин потащил w:кришнаита в милицию, где заявил, что тот избил его.[222] Информация об избиении кришнаитом Дворкина впоследствии была опровергнута представителем w:ГУВД Москвы[223] и президентом московского Общества сознания Кришны Сергеем Андреевым.[224] w:12 мая того же года, Сергей Косенко, в интервью «Порталу-Credo», описал случившееся как нападение самого Дворкина, который при этом вырвал у него из рук одну из индуистских книг и разрывая её на части кричал, что всё это w:сатанизм. Агрессивное поведение православного w:профессора кришнаит объяснил следующим образом:
[[w:Файл:Shiva.png|thumb|right|Статуя Шивы в Бангалоре]]
Таким образом, каждый w:фанатик обычно убеждает себя в своей правоте, укрепляет себя. Сначала он хватает книгу, а потом может и нож взять в руки для того, чтобы убить во имя своей веры, то есть он уже по существу не контролирует себя.[225]

Позже А. Л. Дворкин был награждён Патриархом Алексием II орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени «за просветительскую деятельность и распространение достоверной информации об учении и деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов».[226]
w:Архимандрит w:Рафаил (Карелин) утверждает, что w:Шива — это «индийский w:сатана, который разрушает миры»[227].
Ислам
w:17 января w:2008 года журналист Халида Хамидуллина подала заявление в прокуратуру города Москвы на w:Д. А. Сысоева, секретаря православного общества «Шестоднев», w:священника-настоятеля временного храма апостола Фомы, настоятеля строящегося комплекса зданий миссионерского центра и храма святого Даниила за то, что тот, в своей книге «Прогулки с протестантом», оскорбляет чувства верующих мусульман.[228][229][230] В книге, изданной по благословению w:духовника и руководителя Душепопечительского православного Центра святого Иоанна Кронштадтского w:иеромонаха Анатолия Берестова, в частности утверждается:
[[w:Файл:NabiHabeel01.jpg|thumb|right|230px|w:Мусульмане]]
«мусульмане вынуждены для поддержания своего заблуждения бороться со словом Божиим при помощи огня, w:террора и казней» (стр.90, абзац 2);
«установления Мохаммада соответствуют представлениям современников лжепророка Мохаммада и его прихотям» (стр.91, абзац 2);
«Перед нами лжепророчество, вдохновленное извечным врагом рода человеческого» (стр.93,абзац 2);
«w:Коран не дает человеку сил творить w:добро и потому бесполезен» (стр.92, абзац 1);
«Мохаммад отказывался делать w:чудеса, а потому дело ваше ничтожно, говорит Истинный w:Бог» (стр.94, абзац 1);
«Нынешние w:мусульмане на w:Кавказе — потомки тех w:трусов, которые отреклись от веры предков, а то, кто принимает w:Православие — не только проявляет w:мужество, но и совершает возвращение к тому лучшему, что было у его народа» (стр. 105, абзац 4). [228]
Даниил Сысоев имеет благодарственную грамоту от Отдела религиозного образования и катехизации (2000 г.)[231].

Иудаизм
w:Свердловское отделение КНОР в w:2001 году обратилось в прокуратуру Свердловской области и направило Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, а также w:Архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию письма о распространении со стороны Екатеринбургской епархии книг, журналов и газет, в которых имелись антисемитские материалы. Такие материалы были опубликованы, например, в «Православной газете» и журнале «Православный вестник», которые были изданы по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского. В частности, в «Православном вестнике» в w:1999 году были напечатаны стихотворные произведения w:иеромонаха Романа: «Шолом, — визжат пейсатые мужи: w:антихриста антихристы встречают. Их час настал! На троне — жидовин!», «Но горше первых! — третий вид: когда Россией правит жид».
Как считают лидеры национально-культурных объединений Свердловской области большую опасность представляет распространение в церквях антисемитской книги Сергея Нилуса «Близ есть при дверех», в которой содержатся «w:Протоколы сионских мудрецов».
По мнению Свердловского отделения КНОР, в этой книге w:евреи представлены в образе главных врагов христиан, а также последователями «антихриста». Отсюда Нилус выводит упоминаемое в Новом Завете «число зверя» — 666, а также отрицательно пишет о лютеранах и w:католиках, делает выпады в адрес w:пророка w:Магомета и его последователей …[232]
Весной w:1999 года в «Православной газете» w:Екатеринбурга вышла статья Андрея Кураева «Можно ли не праздновать w:8 марта?» Кураев утверждал, что w:23 февраля и 8 марта будто бы являются еврейскими праздниками. В частности w:8 марта связано с праздником w:Пурим. Кураев написал о 8-м марта: «Как праздновать день w:погрома? День убийства тысяч детей?» По мнению президента Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области Михаила Оштраха, Кураев исказил сведения об истории праздника w:Пурим. Боле того, его статья возбуждает вражду к еврейскому народу.[233]
В w:2002 году руководители Московского бюро по правам человека и Объединения комитетов в защиту евреев в бывшем СССР направили Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II открытое письмо, в котором указали перечень книг и газет, распространяемых в православных w:киосках и содержащих оскорбления в адрес иудеев и представителей других конфессий.[234] Среди таких изданий были упомянуты:
«Тайна беззакония в исторических судьбах России» (составители Ю. Бегунов, А. Степанов, К. Душенов, изд-во «Царское Дело», Санкт-Петербург, 2002, тираж 3 000 экземпляров, опубликовано по благословению Преосвященного Вениамина, епископа Владивостокского и Приморского).
«Пятый ангел вострубил. w:Масонство в современной России» («Палитра-статус», М., 2002, отпечатано в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра).
«Близ есть, при дверех» («Сатисъ», Санкт-Петербург, 2002, опубликовано по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея).
М. Назаров. «Тайна России» (М., Русская идея, 1999).
Современная РПЦ и научное сообщество

Школьный курс «Основы православной культуры»
Основные статьи: Основы православной культуры, Письмо десяти академиков
В июле w:2007 года было написано открытое письмо десяти w:академиков, среди которых w:лауреат Нобелевской премии, президенту w:Путину, в котором были высказаны опасения по поводу проникновения w:РПЦ в институты государства и государственного образования.
Письмо утверждает, что Патриархия пыталась внедрить предмет о православном вероучении в школьный курс под видом «Основ православной культуры»:
В циркуляре Алексия II N 5925 от w:9 декабря 1999 г, обращённом ко «всем епархиальным преосвященным», отмечается, что «мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования». В заключительной части этого документа сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием „Основ православного вероучения“, назвать курс „Основы православной культуры“, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «w:Закон Божий».
В поддержку письма десяти академиков выступили представители мусульманской общественности России, которые высказали своё опасение относительно происходящих в обществе процессов клерикализации.[235]
В ответ на письмо десяти академиков, Русская православная церковь объявила, что «Русская православная церковь и в прошлом признавала и ценила науку, и в настоящем признает и ценит её».[236]
Мнение об уроках толерантности
В феврале w:2009 года в Перми состоялась w:конференция «w:Толерантность как основа для взаимодействия религиозных конфессий в решении социальных проблем», организованная Межконфессиональным консультативным комитетом Пермского края. Лейтмотивом конференции было «Сохранение традиций, w:уважение культуры друг друга, гармоничное развитие духовности, укрепление нравственности … в деятельности традиционных религиозных объединений Прикамья».[237]
Однако как сама конференция, так и термин «w:толерантность» были подвергнуты резкой критике со стороны w:епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина). В открытом письме w:епископ обратился к «согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации». w:Епископ клеймил само понятие «толерантность» как вредоносное западное изобретение чуждое христианским принципам и призывал «всех православных сограждан» не участвовать в подобных конференциях, а «родительскую общественность» — требовать запрета уроков толерантности в школах «без согласия родителей».[238][239][240]
Мнение о валеологии
Критика религиозной нетерпимости и борьбы с инакомыслием

Религиозная нетерпимость, w:фанатизм и борьба с инакомыслием подвергались резкой критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так w:Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы». Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». w:Н. А. Бердяев считает, что
Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличенный и осужденный Христом, хотя он этого не замечает. [241]
Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.
Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окруженными опасностями, всегда испытывают страх. Человек всегда совершает насилия из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью… [241]
Анализируя причины религиозной нетерпимости, священник w:Георгий Чистяков[242] считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от нее», что приводило к поиску и созданию образа врага.
Ссылаясь на мнение о. w:А. Шмемана, w:Георгий Чистяков полагает, что в подобных религиозных представлениях центральное место занимает не Бог, а сатана. Такой тип религиозного сознания о. Г. Чистяков называет инимикоцентрическим (производное от латинского слова inimicus – враг).
Фанатику диавол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога [243]
Источником религиозной нетерпимости О. Г. Чистяков считает в частности «оторванность от Евангелия и Иисуса».
w:Н. А. Бердяев считает явление нетерпимости и фанатизма крайне отрицательным и совершенно одинаково присущим, как религиозным конфессиям, так и марксизму.
Нетерпимые и фанатики обыкновенно бывают страшно ортодоксальны, все равно какие – католики, православные, марксисты, - и в ортодоксальности этой происходит окостенение веры, прекращение движения жизни. [244]
Схожие мысли высказывает и отец Г. Чистяков:
Когда мы заявляем, что православие - это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся учениками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна, ибо делает нас жесткими и жестокими, но, к сожалению, очень удобна, ибо освобождает от необходимости думать, выбирать и брать на себя личную ответственность за принятие тех или иных решений. Я уже не говорю о том, что она истину просто и сразу убивает, ибо истина может быть только свободной. [243]
Интересно

w:Михаил Ломоносов написал сатирический «Гимн бороде» (w:1757), в котором насмешливо отозвался о сожжении w:еретиков, а также, в котором, как заявил w:Святейший Синод, «безразумных козлят далеко почтеннейшими, нежели w:попов, ставит»[245]. Возмущенный w:Святейший Синод просил императрицу Елизавету Петровну «сжечь эти пашквили, впредь то чинить запретить, означенного Ломоносова для надлежащего в том увещания и исправления в Синод отослать». Для Ломоносова эта жалоба не имела последствий, зато он написал ещё одно сатирическое стихотворение — «Гимн бороде за суд».
Русский w:писатель и w:философ w:Александр Николаевич Радищев (w:1749—w:1802) в оде «Вольность» (w:1781) так отозвался о взаимоотношении Церкви и государства:
Власть царска веру охраняет, Власть царску вера утверждает; Союзно общество гнетут: Одно сковать рассудок тщится, Другое волю стерть стремится; «На пользу общую», — рекут.[246]
Главной причиной послужившей казни многих старообрядцев было их нежелания принять церковные нововведения Патриарха Никона, заключавшиеся в изменении издревле установленных w:обрядов (например, вместо двухперстного крестного знамения вводилось трехперстное). Сторонники старообрядчества были прокляты на церковном соборе 1666—67 годов и преданы суду «градских властей» [247]. Однако в w:1929 году Патриарший w:Священный Синод засвидетельствовал старые русские обряды как спасительные, порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены, «яко не бывшие». В w:1971 году w:Поместный собор утвердил постановление Синода от w:1929 года и канонически признал старые обряды спасительными, отверг порицательные выражения «относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались» и упразднил клятвы, наложенные на старые обряды [248].
w:Уфимская епархия издала сборник православных пьес для воскресных школ, где w:Гарри Поттер отрекается от магии.[191]
Литература

Васильев А. В. По следам святых преступлений. М: Молодая гвардия, 1988.
Бруно Фрейданк. Ужасы «христианской» цивилизации. Письма буддийского ламы из Тибета. — Берлин, 1907. // Перев. на рус.: w:А. А. Гольденвейзер. Письма буддиста к христианину. Журнал «Вегитарианское обозрение», № 5-10, 1910 г.
Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв., М., 1966.
Булгаков А. Г. «Святая инквизиция» в России до 1917 года. — М., 2001, 240 с.
Буркин Н. Монастыри в России. М., 1931.
Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. В 2 томах. — М: Индрик, 2000.
Гордиенко, Н. С. Современное русское православие. — Л.: w:Лениздат, 1987.
Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — w:Академия наук СССР. Научно-популярная серия. М.: Наука, 1964.
Грекулов Е. Ф. Нравы русского духовенства. М., 1928.
Грекулов Е. Ф. Русская церковь в роли помещика и капиталиста. М., 1930.
Грекулов Е. Ф. Православная церковь—враг просвещения. — М., 1962.
Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX—начало XX в.). М., 1969.
Жирков Г. В. Период монополии цензуры Русской православной церкви / История цензуры в Росии XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2001.
Казакова Н. А., w:Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М.—Л., 1955.
Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. М., 1930.
w:Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начале XVI вв., М. — Л., 1960.
Минченко Т. П. Русская православная церковь и проблема религиозной свободы // Вестник Томского государственного университета. Общенаучный периодический журнал, № 309 Апрель 2008
Никольский Н. М. История русской церкви — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с (монография)
Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996
Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. (К вопросу о веротерпимости). — Москва, «Посредник», Серия «Для интеллигентных читателей», 1905.
Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — 719 с. ISBN 5-250-00246-3
w:Рыбаков Б. А. Воинствующие церковники XVI в., «Антирелигиозник», 1934, № 3—4;
Рыбкин Г. Православие на службе самодержавия в России. М., 1930.
w:Соборное уложение 1649 года. Глава I, А в ней 9 статей о богохулниках и о церковных мятежниках
Суглобов Г. А. Союз креста и меча (Церковь и война). М., Изд-во Мин-ва обороны СССР, 1969.
Чудновцев М. И. Церковь и театр конец XIX-начало XX в. — w:Академия наук СССР. Научно-популярная серия. — Москва: w:Издательство «Наука», 1970.
Шацкий Е. Русская православная церковь и сожжения // Библиотека о. Я. Кротова
Шацкий Е. Террор русской православной церкви.
Шацкий Е. Церковь, наука и просвещение в России XIX в. // Библиотека о. Я. Кротова
Уайт, Э. Д. A History of the Warfare of Science with Theology in Christendom. 2 vols. (1896) Шаблон:Ref-en (на русском языке: Уайт, Э. Д. Борьба религии с наукой / Пер. Д. Л. Вейса. М.—Л.: 1932)
w:Н. Я. Эйдельман. Церковь в борьбе с вольным русским словом // Исторический архив, № 1, 1962
John William Draper. The origin of Cristianity. Its transformation on attaining imperial power. Its reletions to science / History of the Conflict Between Religion and Science. — New York: D. Appleton, 1874. Шаблон:Ref-en («История борьбы между религией и наукой»)
См. также

Анафема
w:Дворкин, Александр Леонидович
Инквизиция
w:Инославие
w:Кураев, Андрей Вячеславович
Мракобесие
w:Органы духовной цензуры в России
Религиозная нетерпимость
w:Сжигание книг
Смертная казнь
w:Смертная казнь в Библии
w:Список фильмов, против которых выступали христианские церкви
Тюрьма Соловецкого монастыря
w:Казнь через сожжение в истории Русской православной церкви
w:Русская православная церковь и неправославные мировоззрения
w:Русская православная церковь и наука
w::en:Relationship between religion and science#Historical Judeo-Christian-Islamic view
Примечания

↑ «Гонения на религиозное инакомыслие чередовались с разными по значимости и прочности, но вынужденными уступками…Другие религии „допускались“, но лишь постольку, поскольку не противоречили интересам основной веры». Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.89
↑ w:Рыбаков Б. А. Языческая реформа Владимира / Язычество Древней Руси
↑ 3,0 3,1 3,2 Повесть временных лет. Часть II. Перевод w:Д. С. Лихачёва.
↑ Владимир Святославович // Энциклопедия «Кругосвет»
↑ w:Повесть временных лет
↑ 6,0 6,1 w:Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М.: Высш. шк., 1988. — С. 397
↑ Цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 18.
↑ w:Дулуман Е. К., Глушак А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. — Симферополь: Таврия, 1988. — С.125-126 (рецензенты: Н. С. Гордиенко, w:доктор философских наук, профессор, Г. М. Николаенко, w:кандидат исторических наук)
↑ w:Дулуман Е. К., Глушак А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. — Симферополь: Таврия, 1988. — С.130
↑ 10,0 10,1 w:Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М.: Высш. шк., 1988. — С. 254
↑ w:Дулуман Е. К., Глушак А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. — Симферополь: Таврия, 1988. — С.131
↑ По утверждению w:О. М. Рапова «Словом „разбой“ в древности обозначали не только вооруженное нападение „лихих людей“ на мирных жителей с целью отнятия у них денег и имущества. Разбоем называли и любое выступление народных масс против сильных мира сего». (Рапов О. М. Указ. соч. С. 253—254)
↑ См.: ПВЛ, Ч.1. С.86; ПСРЛ. Т. IX. С.67. Цит. по: w:Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М.: Высш. шк., 1988. — С. 254
↑ Лисовой, Соколова. Три Рима. ОЛМА-Пресс, 2001. — С. 378.
↑ 15,0 15,1 15,2 Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 17.
↑ w:Никольский Н. М. Крещение Руси и двоеверие / История русской церкви. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985.
↑ Полное собрание русских летописей. Т. 5. Вып. 1. — С. 141—142
↑ Васильев М. А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества // Международный исторический журнал, N10, июль-август 2000
↑ 19,0 19,1 19,2 w:Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. — М.: Наука, 1991. — С.123
↑ w:Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. — М.: Наука, 1991. — С.239-240
↑ w:Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М.: Высш. шк., 1988. — С. 405.
↑ 22,0 22,1 w:Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М.: Высш. шк., 1988. — С. 399
↑ Повесть временных лет. Часть III. Перевод w:Д. С. Лихачёва
↑ 24,00 24,01 24,02 24,03 24,04 24,05 24,06 24,07 24,08 24,09 24,10 24,11 24,12 Е. Ф. Грекулов. Православная инквизиция в России М.: Наука, 1964
↑ Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных Оленинская редакция
↑ 26,0 26,1 Земцов Б. Охота на ведьм в России // National geographic. 2007, № 2
↑ А. С. Фаминцын. Скоморохи на Руси. СПб., 1899, стр. 160—163.; цит. по: Чудновцев М. И. Церковь и театр конец XIX-начало XX в. — w:Академия наук СССР. — Москва: w:Издательство «Наука», 1970.
↑ Чудновцев М. И. Церковь и театр конец XIX-начало XX в. — w:Академия наук СССР. Научно-популярная серия. — Москва: w:Издательство «Наука», 1970.
↑ «Домострой». По рукописи имп. публ. биб-ки. Под ред. В. Яковлева. СПб., изд. Д. Е. Кожанчикова, 1867, стр. 16, 73. цит. по: Чудновцев М. И. Церковь и театр конец XIX-начало XX в. — w:Академия наук СССР. Научно-популярная серия. — Москва: w:Издательство «Наука», 1970.
↑ Церковь и шахматы
↑ История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б. В. Екатеринбург, Уральский гос.тех. ун — т, 1995
↑ Призыв стоять в истине. Рецензия профессора А. А. Корнилова на книгу инока Всеволода (Филипьева) «Охранительство. Сборник статей». Джорданвилль — Москва, 2004 г. 431 с.
↑ Текст «Домостроя»
↑ ПСРЛ. Т. 10. — С. 94 // Цит. по: Шацкий Е. Русская православная церковь и сожжения // Библиотека о. Я. Кротова
↑ Памятники литературы древней Руси: XIII век. — М.: Художественная литература, 1981. — С. 83
↑ ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. — С. 91; ПСРЛ. Т. 8. — С. 109 / // Цит. по: Шацкий Е. Русская православная церковь и сожжения // Библиотека о. Я. Кротова
↑ w:А. И. Клибанов. Реформационные движения в России. М., 1960;
↑ См. также Казакова Н. А. и w:Лурье Я. С.. Антифеодальное движение на Руси XIV - начала XV в. М. - Л., 1955, стр. 39, 56. Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. - М., 1964
↑ 39,0 39,1 Пушкарев Л., Пушкарева Н. Жидовствующие / Энциклопедия «Кругосвет»
↑ 40,0 40,1 Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель
↑ Геннадий, архиепископ Новгородский, блаженный // Сайт «Русские святые»
↑ Полное собрание русских летописей. Т 28. — С. 337
↑ w:Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. — М.: Наука, 1991. — С.387
↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 102.
↑ 45,0 45,1 Гребенников В. В. История возникновения балалайки // (дипломный реферат 1982 года ГМПИ им. Гнесиных. Рецензент П. И. Нечепоренко.) // сайт «Союз мастеров национальных музыкальных инструментов»
↑ Богданов А. П. Русские патриархи. Т. 2. — М.: 1999. — С. 380—381
↑ Петрей П. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. — М.: Рита-Принт, 1997. — С. 269
↑ Полное собрание русских летописей. Т. 6. Ч. 2. — С. 244
↑ w:Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. — М., 1869. — С. 611
↑ Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. — Смоленск: Русич, 1996. — C. 56, 224, 313, 418, 428
↑ Полное собрание русских летописей. Т. 14. — С. 9, 39, 58
↑ Флетчер Д.. О государстве Российском // Накануне смуты. — М., 1990. — С. 586
↑ 53,0 53,1 w:Соловьёв С. История. Т. 8, гл. 2; История. Т. 11; История. Т. 13
↑ Полное собрание русских летописей. Т. 34. — С. 204
↑ Полное собрание русских летописей. Т. 14. — С. 9, 39, 58
↑ Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича // Подгот. публикации проф. Г. А. Леонтьевой. — М., 2000. — С. 140, 141, 146‑147
↑ Соборное уложение 1649 года. Глава I, А в ней 9 статей о богохулниках и о церковных мятежниках
↑ Буганов В. Мир истории: Россия в XVII столетии. — М., 1989. — С. 112‑113
↑ Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Т. 2. — Казань, 1913. — С. 973, 981; там же ссылки на конкретные документы — РИБ. Т. 12, № 233
↑ Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 35; цит.по: Шацкий Е. Русская православная церковь и сожжения
↑ 61,0 61,1 Зеньковский С. Русское старообрядчество. — М.: Церковь, 1995. — С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403; цит.по: Шацкий Е. Русская православная церковь и сожжения
↑ 62,0 62,1 Соловьёв С. История. Т. 8, гл. 2; История. Т. 11; История. Т. 13
↑ 63,0 63,1 63,2 Шацкий Е. Русская православная церковь и сожжения // Библиотека о. Я. Кротова
↑ Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. — М., 1869. — С. 627
↑ Новомбергский Н. «О волхвах впервые упоминается» // Русские заговоры. — М.: Пресса, 1993. — С. 299, 302, 303, 377
↑ Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676—1700. — Спб., 1842. — № 75
↑ Хьюз Л. Царевна Софья. — СПб.: Гранд, 2001. — С. 161, 162
↑ Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. — М., 1912. — С. 202; ПСЗ. Т. 2. — Спб., 1830. — С. 647‑650
↑ Михайлова Н. О старообрядчестве. Цит. по: Шацкий Е. Русская православная церковь и сожжения
↑ Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII—XVIII вв. — Казань, 1895. — С. 8
↑ Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. — М.: Молодая гвардия, 1986. — С. 356—357.
↑ Иоаким. Духовное завещание // А. Богданов. Российские патриархи. Т. 2. — М., 1999. — С. 309, 313
↑ 73,0 73,1 Православная церковь // w:Большая советская энциклопедия
↑ Булгаков А. Г. «Святая инквизиция» в России до 1917 года. — М., 2001, 240 с.
↑ Российское законодательство X—XX вв. Т.6. М., 1988. С.214-216
↑ Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.89
↑ Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири / АН СССР, Институт этнографии. — Л.: Наука, 1979. — 226 с.
↑ Центральный государственный архив древних актов, ф. 248, Сенат, кн. 2242, л. 166—181
↑ Русская старина. — 1878. — Т. 23. — С. 309
↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Т. 7. С. 612
↑ Н. Варадинов. История Министерства внутренних дел. Т. 8. СПб.: 1862. С. 472—473.
↑ Полное Собрание Русских Летописей. Т. 14. — С. 4
↑ В. Федоров. Русская Православная церковь и государство: Синодальный период. 1700—1917. — М.: 2003. — С. 133
↑ Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири / АН СССР, Институт этнографии. — Л.: Наука, 1979. — С. 138
↑ Смилянская Е. Б., доктор исторических наук. Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII в.
↑ Богомяков В., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Политологии в Тюм.ГУ. Запрещенное и отреченное чтение для крысоватых женщин и хомяковатых мужчин среднего возраста.
↑ Буганов В., Богданов А,. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. — М., 1991. — С. 454, 455
↑ Дело о дьячке Василии Ефимове, казнённом в Новгороде сожжением за ложное чудо в 1721 // Русский архив. — 1867. — № 12. — С. 1708‑1720
↑ Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.89
↑ Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.90
↑ «Собрание мнений и отзывов Филарета», № 586, с.65-66. Цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 350
↑ 92,0 92,1 «Вера и разум», Журнал харьковской епархии, 1901, № 12.
↑ Газета «Русь», 1905, № 164.
↑ 94,0 94,1 П. П. Пекарский. История Академии наук. Т. II. СПб.: 1873. С. 603—604.
↑ 95,0 95,1 95,2 Шацкий Е. Церковь, наука и просвещение в России XIX в. // Библиотека Я. Кротова
↑ 96,0 96,1 96,2 96,3 Грекулов Е. Ф. Духовная цензура и ее борьба против науки / Православная церковь—враг просвещения. — М., 1962.
↑ Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. — М., 1899. — С. 409
↑ Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. — М., 1899. — С. 409; Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М.: Наука, 1964; Шацкий А. Церковь, наука и просвещение в России XIX в.
↑ П. П. Пекарский. История Академии наук. Т. II. СПб.: 1873. С. 671.
↑ Чтения общества истории и древности российских. Кн. 1. М.: 1867. С. 7—8.
↑ Б. E. Райков. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л.: 1947. С. 364.
↑ Б. E. Райков. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л.: 1947. С. 375
↑ «Архивное дело», 1930, № 1 (45), стр. 90. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М.: Наука, 1964
↑ 104,0 104,1 104,2 Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 494
↑ 105,0 105,1 Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 184, диссертация.
↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 479, 483, 485, 492—494
↑ 107,0 107,1 Вопросы истории религии и атеизма, 1960, № 7. С. 411—421
↑ Архивное дело, № 1 (45). С. 89.
↑ И. M. Остроглазов. Редкие и ценные книги // Русский архив, № 2, 1914. С. 302
↑ w:Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом?
↑ Материалы по пересмотру действующих постановлений цензуры и печати. Ч. I. СПб.: 1870. С. 499—505
↑ В. Прокофьев. Атеизм русских революционных демократов. M.: 1965. С. 88
↑ Русский архив. Кн. 3. 1880. С. 310.
↑ 114,0 114,1 Добровольский Л. Л.. Запрещенная книга в России: 1825—1904: Архивно-библиографические изыскания. — М., 1962
↑ Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 306, диссертация.
↑ Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 311, диссертация.
↑ Грановский Т. Н. Письмо к Я. М. Неверову. 28 декабря 1849 г. Цит. по: Шацкий Е. Церковь, наука и просвещение в России XIX в.
↑ А. Каганова. Французская буржуазная революция и современная русская пресса // Вопросы истории, № 7, 1937
↑ Книжные новости, № 18, 1937. С. 64
↑ А. Котович. История духовной цензуры. СПб.: 1909. С. 457
↑ 121,0 121,1 Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 469.
↑ Вопросы философии, № 9, 1958. С. 89.
↑ Архивное дело, № 1 (45), 1938. С. 93. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М.,1964
↑ «Архивное дело», № 1 (45), 1938, стр. 86. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная церковь — враг просвещения. М., 1962
↑ Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 306. См. также: Грекулов Е. Ф. Православная церковь — враг просвещения. — М., 1962
↑ 23. «Архивное дело», № 1 (45), 1938, стр. 93. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная церковь — враг просвещения.
↑ ЦГИАЛ, ф. 777, оп. 4, ед. хр. 149, 1896 г., л. 2 об. — 3. Цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 494—495
↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 475
↑ «Историк-марксист», кн. 8 — 9, 1935, стр. 65 — 88.
↑ Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета… Т. IV. С. 315.
↑ M. Лемке. Очерки по истории русской цензуры. СПб.: 1914. С. 267
↑ ЦГИАЛ, ф. 772, оп. 1, ед. хр. 4011. Цит.по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 473.
↑ Русский архив, № 2, 1874. С. 22—23.
↑ Русская старина, № 12, 1903. С. 687.
↑ M. Чалый. Белоцерковская гимназия в 1862—1869 гг. Киев: 1901. С. 48.
↑ Литературное наследство, № 22—24, 1935. С. 627. См. также: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М., 1964
↑ Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.141. См. также: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М., 1964
↑ П. С. Иващенко. Народная школа в Белоруссии с конца XIX в., дисс, стр. 54.
↑ Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.236
↑ 140,0 140,1 Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.237
↑ Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.240
↑ Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х гг. М., 1964. с.99-103
↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 467.
↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 480—481
↑ Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета, т. IV, с.247; цит. по: Русское православие: вехи истории, с.281
↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 469—470
↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 466
↑ Пропп В. Я. Предисловие // Народные русские сказки в трех томах. Т. 1. — М., 1957. — С. XII—XIII; Письмо Филарета см. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным, и церковно-государственным вопросам, издаваемое под ред. Преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Том дополнит. СПб., 1887. — С. 527
↑ А. Котович. Духовная цензура в России. СПб., 1909, стр. 559.
↑ Русское православие: вехи истории. — М., 1989. — С. 470
↑ См.: Колокол, 1863. М., 1963, вып. 6, л. 161, с. 1329; цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 481—482
↑ «Книжные новости», 1937, № 12. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М., 1964
↑ Русское богатство, 1910, № 11, с. 147—148. Цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 435. См. также: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М., 1964
↑ ЦГИАЛ, ф. 772, оп. 1, ед. хр. 1398—1399. Цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., w:А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 470
↑ Архимандрит Тихон (Шевкунов). Споры о Толстом
↑ И. К. Сурский. Отец Иоанн Кронштадский
↑ Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л. Н. Толстого к духовенству
↑ Митрополит Кирилл пояснил Комментарий митрополита Кирилла (Гундяева) по поводу Определения Святейшего Синода от 2 февраля w:1901 года
↑ Лев Толстой. Ответ Синоду
↑ Льва Толстого требуют «вернуть» в Церковь // 02.03.2001
↑ Московская Патриархия: отлучение Толстого от Церкви не следует воспринимать как проклятие // 02.03.2001
↑ Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.141
↑ Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.142
↑ Богословский вестник.1903.№ 9.С.663.
↑ Феофан (Говоров). Предостережение от увлечения духом настоящего времени. Спб., 1858. С.39
↑ Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996, с.127-128
↑ 167,0 167,1 Александр Верховский, вице-президент Информационно-исследовательского центра Панорама, обозреватель газеты Русская мысль. Русская Православная Церковь и свобода выражения в светском обществе // Журнал «Индекс» (Досье на цензуру), № 11, 2000
↑ Верховский А. Русская Православная Церковь и свобода выражения в светском обществе
↑ Церковная жизнь в России: год 1997 и 1998
↑ pycckie.org: Лента Новостей. 2006 год от Р. Х.
↑ Леонид Симонович: Еретиков сжигать не можем, а книги будем // Агентство религиозной информации «Благовест», 20.07.2006
↑ Хоругвеносцы произвели публичное сожжение книги о Гарри Поттере // 10.10.2007
↑ Священник Алексий Плужников. Кто ты, мальчик со шрамом?.. // Православное информационное агентство «Русская линия», 8.05.2008
↑ См. статью: Свердловский губернатор награжден орденом св. Сергия Радонежского // «Деловая пресса», 02.10.2000
↑ pycckie.org: Лента Новостей. 2006 год от Р. Х. // Официальный сайт Союза православных хоругвеносцев
↑ 176,0 176,1 От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккул

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку