Цитата сообщения GIRL_SMILING_FROM_DEATH
Воспитание ребенка без физического наказания
3наете ли Вы, что 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания,
но только 8-10 % из них считают эффективным такой метод воспитания эффективным, а 65 %
предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как.
Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны
родителей
Когда родители используют физические наказания для
«воспитания», они полагают, что самый короткий путь к уму
ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши.
Родители, которые часто используют физические наказания,
добиваются только видимости послушания со стороны детей.
Когда родители их не видят, дети поступают так, как им
хочется, а не так, как от них требуют.
Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие
чувства:
Возмущение, обиду: «Это несправедливо. Я не
заслужили такого отношения».
Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними
расквитаюсь».
Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут,
что я имею право поступать по-своему».
Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не
попасться».
Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать
сам за себя, за меня всегда должны решать другие».
Непонимание: «А что я сделал такого, за что меня
наказывают?»
Если Вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к
специалистам.
МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА
Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Это происходит как
эмоциональная разрядка на предмете раздражения. Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не
задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит? Схема поведения следующая: ситуация-мысли-
чувства-действия.
Ситуация. Причины
Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:
не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;
обманывает;
ворует;
не выполняет домашних обязанностей;
ломает игрушки, портит вещи;
капризничает во время еды, при отходе ко сну; надоедает, пристает, требует;
делает все медленно;
плохо учится;
ноет, хнычет.
Мысли
Они возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как
ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с
которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым
только будучи сам собой, а я таким, каким они себе его воображаю Неправильные представления о
том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут неправильным
реакциям на поведению своего, а не идеального ребенка.
Чувства
Отрицательные чувства родителей раздражение, гнев, ярость, - если с ними не справиться, приводят
к действиям(физическому наказанию).
Действия
Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят
изменить поведение.
Эту цепь родители могут прервать на любом этапе!
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
1. На уровне ситуации
Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку
незачем было вести ceбя неправильно
Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями,
просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом
Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет
демонстрировать потребность в вашем внимании с
помощью капризов. Придя с работы, сразу уделить ребенку
хотя бы 15 минут, поиграйте с ним, поговорите.
Используйте любую возможность, чтобы выразить свои высокие чувства ребенку (чаще
улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).
2. На уровне мыслей и образов
Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям
Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу»
Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста
шести-семи лет; тогда она сама сможет оценить степень опасности.
И дети, и взрослые лгут, чувствуя себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания или из
страха, что их отвергнутПример: ребенок обманывает
Предложение: родители должны понять, что ребенок не родился лгуном и у него должны быть
причины для обмана.
3. На уровне чувств
Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то ваши отрицательные
эмоции не обязательно должны выражаться в физическом наказании
Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет»
Предложение: используйте те приемы самоуспокоения, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до
десяти, расслабление мышц.
4. На уровне действий
Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое
наказание
Пример: ребенок толкается и возится до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.
Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного
воздействия, которые вы еще не испробовали.
ВНИМАНИЕ!
Перед тем, как взяться за ремень, не
действуйте сгоряча, подумайте:
отчего ваш ребенок ведет себя так, как
вам не хочется?
не требуете ли вы от него слишком
многого?
может быть, поступок ребенка, за
который его наказывают, - это сигнал
тревоги, говорящий, что он попал в
трудную ситуацию?
можете ли вы помочь своему ребенку,
поддержать его