Свете-undermyskin посвящается…
Самой первой для меня стала библиотека при Доме культуре "Ростсельмаш". Точнее не вся, а лишь небольшой ее отдел детской литературы. Там никогда не было много людей. Как помню, помимо меня в зале находилось не более одного- двух юных читателей, но чаще вообще никого. Я проходил
к полкам с мыслью "что же мне сегодня взять почитать", просматривал книги, выбирал пару мне приглянувшихся и уходил. Хорошо помню, что брал оттуда читать Волшебника изумрудного города и первую книгу Толкиена про хоббитов.
В какой-то момент проблема выбора встала достаточно остро, у полок с книгами я стал задерживаться дольше. Как мне казалось, всё самое интересное я здесь уже прочитал, и выискивание подходящего произведения затягивалась.
Потом была школьная библиотека, запомнившаяся мне больше по выдаче учебников и проведенных там часах дополнительных или факультативных занятиях по русскому языку. (Кстати, когда не было свободных кабинетов, нас вели заниматься тоже в библиотеку или в музей.)
Маленькой школьной библиотекой заведовали две женщины, - одна, учительница литературы на пенсии, из-за нехватки преподавателей эмоционально учила нас русскому языку и литературе, а другая, моложе лет на 20, заменяла ее в тех случаях, когда немолодая учительница болела.
Память сохранила имя той, кто два года пытался вдолбить нам правила грамматики и неизменно посыла меня на нелюбимый мною школьный конкурс стихотворных чтецов. Имя второго библиотекаря утрачено безвозвратно.
Не считая учебников, выдаваемых в начале года, книг из библиотеки я почти не брал, потому что почти вся классика, изучаемая по школьной программе, была дома; там же я искал книги для удовлетворения своего читательского интереса. Помимо этого, кое-что покупалось, - например приключенческая серия Имилио Сальгари или библиотека отечественной фантастики.
Следующее место, где я числился читателем была Городская библиотека г. Волгограда. Именно числился, потому что записавшись туда в 11 классе, я большее ее не посещал, убоявшись малопонятной для меня системы картотеки, этих тысяч карточек, разложенных по неизвестному и необъясненному мне принципу.
Через несколько месяцев выяснилось, что понять эту систему не так сложно. Но осознал я это уже поступив в Университет и начав пользоваться местной библиотекой. Забавно, что через полтора месяца после активного пользования нам прочитали курс "Библиотечное дело", состоявший из одной лекции и одного практического занятие, направленного как раз на объяснение тонкостей работы с картотекой.
Первые пару лет учебы я посещал библиотеку достаточно активно. И как была она непохожа на те, что я видел раньше. Постоянно много народу в читальных залах, очереди чтобы получить книги и чтобы их сдать. Легкий шум, непрерывное движение входящих и выходящих студентов.
Больше всего мне нравилось сидеть и наблюдать за людьми в библиотеке. Это куда интереснее, чем что - то конспектировать из книги. Приходилось совмещать приятное с полезным: немного пописать, потом оторваться, оглянуться вокруг, понаблюдать; затем снова писать.
На четвертом и пятом курсе библиотек я почти совсем не посещал. Меня начал утомлять этой долгий поиск в каталогах, выписывание на листок шифр книги. К тому же почти все книги по моей специальности, имеющиеся в наличии читальных залов, я мог взять на кафедре или у однокурсников. К семинарам я предпочитал готовиться используя Интернет.
На руки, на два семестра мы с каждым курсом получали всё меньше и меньше книжек. Последние годы это были 3-4 учебника, один из которых неизменной оказывался какой-нибудь педагогикой, года издания этак 1985, с присущими тому времени атрибутами, совершенно невозможными и до крайности идеологизированными. Связано это было, во-первых, со старостой, подававшим заявку позже многих других факультетов (а на пятом курсе и вовсе проигнорировав эту свою обязанность), из-за чего нам доставались остатки, и во-вторых из-за уже упомянутой нехваткой книг по профессиональным дисциплинам.
Как-то получилось, что библиотека стала мне не очень нужна. Научную литературу можно получить на кафедрах, в методических кабинетах, а художественную я предпочитаю покупать.
Но, размышления о необходимости библиотек в наше время и электронных библиотеках, думаю, лучше написать уже в следующем посте.
LI 3.9.25