Deja vu
Последнее время мы все чаще замечаем отсутствие новизны в окружающем мире. Фильмы - все больше ремейки снимаются, книги похожи на уже прочитанные, компьютерные игры и модные коллекции заставляют пожать плечами - ничто не ново в подлунном мире.
Возраст - это не только артрит и климакс, это прежде всего состояние души. Чем дольше живешь, тем больше накапливается разнообразных опытов в жизни, тем больше есть с чем сравнивать все, с чем сталкиваешься впервые. Хваленая свежесть восприятия - это всего лишь красивый фантик для неопытности и недообразованности. Она безусловно имеет право на существование - в тех случаях, когда глаз опытного мастера уже замылился, но она, по большому счету, всего лишь очередное изобретение велосипеда. С изобретением можно поступить красиво - обозвать очередным измом в искусстве, выгодно продать и защитить по нему диссертацию, а можно поступить правильно - послать автора выучить азбуку и выпить йаду, потому что новички (за редким исключением) делают одну ошибку - путают противоестественное с оригинальным.
Каждый день мы обзаводимся новым багажом ненужных знаний. В память складываются вкусы, запахи, музыкальные отрывки, фрагменты картин, имена, даты, сюжеты. Каждое новое поступление рассматривается и сортируется, пока внезапно не начинаешь угадывать их прежде чем узнавать. "Это похоже на ..." гораздо страшнее морщин или ослабления эрекции, потому что оно, в отличие от морщин или эрекции, не просто затрудняет получение удовольствия, оно, холера, делает удовольствие бессмысленным. Не интересно смотреть фильм до конца, если заранее известно что убийца - шофер, нет интриги. Новая игра отличается от старой только навороченной графикой, а сюжетные ходы не изменились, жаловался мой любимый муж. Я его понимаю - графикой сейчас никого не удивишь, хочется новых идей, а их нет.
И знаете что самое страшное и неприятное? То, что мы своими собственными руками создаем себе кризис среднего возраста.
Сначала мы до кровавых чебурашек в глазах поглощаем книги, упиваясь многообразием сюжетов и характеров, разнообразием аллегорий и ассоциаций, рождаемых чужой фантазией. Потом разросшееся воображение требует новых впечатлений, мы смотрим фильмы, картины, фотографии, репортажи, едем в поездки, ходим в музеи для получения информационной новизны. Начинается замкнутый круг - для получения новых впечатлений нам нужно больше денег, мы больше работаем, больше устаем, и поэтому нам для переключения нужно еще больше новых впечатлений, которые наш усталый мозг сожрет и не подавится. И чем больше он видел и пережил, тем меньше шансов его удивить и впечатлить. Радость без чувства новизны - это кастрированная радость.
Погоня за ускользающей остротой впечатлений - вот что, по большому счету, кризис среднего возраста. Это, наверное, единственный случай, в котором дилетанты широкого профиля имеют больше шансов на перевод из морга в реанимацию, чем узкие спецы. Спецы по причине высокого профессионализма достигают в своем деле ключевых высот, и, вколотив свой флажок на вершине, лицом к лицу встречают неприятный вопрос "А что делать дальше?" Дилетанту покажешь следующую фигулину, и его детской радости не будет предела - есть еще чем заняться на досуге. Наверное, поэтому женщины страдают от беса в ребро (с сединой разбирается Л'Ореаль) реже мужчин - у нас список развлекушечек намного длинее.
Сейчас нам бывает скучно по выходным, потому что местные достопримечательности представляют собой "дом известного всему городку с пятитысячным населением государственного деятеля Джона Смита, построенный сто лет назад" с экскурсией за 10 долларов с лица. После насыщенных историей Петербурга и Израиля это впечатляет как "счастливый" автобусный билет. Идешь в ресторан поужинать - заранее знаешь что будет в меню и каково оно на вкус, все национальные кухни перепроброваны, сюпризом могут оказаться только пересоленная еда или напитки за счет заведения. Есть ли смысл выходить из дома ради такого ужина? Время от времени появлятся новые духи, но они пахнут или "Красной Москвой", или "Ландышем серебристым", и снимаются с производства прежде, чем выцветет их рекламный щит. Новая обувь выглядит копией той, что лежит в шкафу с предыдущей моды, и отличается от прошлогодней только наличием бантика.
Солнце раньше было ярче, трава зеленее, девушки красивее, пломбир вкуснее, потому что они был нашими первыми яркими, зелеными, красивыми и вкусными, и никто и ничто не сравнится с ними, сколько не ищи и не пробуй. Хорошо бы завести склероз - с ним каждый день мир будет открываться заново, а если не получится завести склероз, то надо завести дневник и записывать в нем как хороши, как свежи были розы - тогда, до орхидей самолетом из Парижа.