-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в coffecat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.05.2010
Записей: 919
Комментариев: 5379
Написано: 12828


Выставка советского дизайна - отчёт.

Суббота, 08 Января 2011 г. 23:19 + в цитатник

   Вчера удалось выбраться посмотреть на образцы соцдизайна (о выставке которого я сообщал ранее). Экспозиция оказалась небольшой, но с добавлением материала на видеопанелях. Оказалось, почти все вещи родом из моего детства! А с вами они были?

   Вот такая мясорубка наверно была в каждой ленинградской семье.


   В 1943 году начинается массовое производство знаменитого гранёного стакана, разработанного не менее знаменитым автором монумента "Рабочий и колхозница" Верой Мухиной. Хотя я слышал и такое мнение, что авторство стакана ей приписывают ошибочно. В 1946 году ГАЗ выпускает "Победу" - машину нового дизайна с гладким кузовом без подножек (дизайнер Самойлов, инженер Липгарт), а ЗИС - лицензионный автобус  Зис-155 с кузовом автобуса General Motors 1940 года.
   Вот педальный автомобильчик - мечта любого советского мальчишки! А машинка слева из литой пластмассы (бакелит?) в песочнице нашего двора присутствовала )), причём пластмасса совершенно не теряла своего шикарного блеска, но от сильного удара, бывало, откалывались кусочки.


А вот таких игрушек я уже не застал...




   В 50-е годы архитекторы создают компактную мебель для маленьких комнат в панельных домах, её рекламируют на выставках, создавая макеты квартир с новым "воздушным" интерьером. В 1959 году в Москву приезжает председатель Британского совета промышленного дизайна сэр Пол Райли и привозит слово "дизайн".
   Такое же радио висело на нашей кухне, пока не появился трёхпрограммник. На обрамлении динамика слева отлито Адмиралтейство, справа - Ростральная колонна. Корпус - из покрытой лаком фанеры ценного дерева.


   В 60-х - расцвет транспортного дизайна, создаются "Метеоры" и "Кометы", автобус ЛАЗ, трамвай ЛВС "Стиляга", ЗИЛ "Юность". В 1962 году образуется ВНИИТЭ - институт технической эстетики.
   Микроавтобус РАФ-977 "Латвия" Светланы Мирзоян получает в 1960 году премию на автомобильной выставке в Лондоне, в 1961 в Брюсселе, в 1962 - в Париже! Да и следующей модели Рафика на Западе обзавидовались, было много копий.


    А это почти коллекционные копии советского грузового автопрома. ) С такими машинками мне тоже доводилось возиться :) Обратите внимание на высокую детализацию игрушек: передние колёса поворачиваются, двери закрываются на действующие ручки, задний борт откидывается, ещё спереди был вороток, крутя который можно было поднимать/опускать кузов! Соблюдены все формы реального прототипа. Много ли найдётся подобного среди современных игрушек? Наверняка за очень отдельные бабки.



На кране присутствуют все необходимые "тросы", можно поднимать\опускать стрелу и т.п.


   Ближе к 90-м снимается запрет на слово "дизайн", которое специалисты не имели права писать. Была "Техническая эстетика", фирменный журнал с таким названием я долгие годы читал, иногда выписывая, до его загибания в годы "недостройки". Кроме прочего там проводился профессиональный разбор формообразования, эргономичности и потребительских свойств конкретных изделий.
   Вот, например, электрофон "Юбилейный", который переделали потом в "Юность", сильно упростив отделку в борьбе с "излишествами".
Подобный электрофон был обязан иметь начинающий собиратель пластинок, "Юность" и мой первый проигрыватель ))) Позже я его "усовершенствовал", сняв верхнюю крышку с динамиком, для чего пришлось удлинить соединяющий провод, и ставил её куда-нибудь в нишу или угол для эффекта "супербасс". К тому же выглядел проигрыватель куда круче без крышки (практически дека!) :)))  Помню, особым действом был поиск в магазинах головки звукоснимателя второго класса, а не третьего, как чаще всего продавалось. На вид и по цене они не отличались, кроме отлитой на ручке маркировке  - II кл. Продавцы, как правило, об этом не знали и очень удивлялись "А что вы там смотрите?", звук же у второго класса был заметно лучше за счёт расширенного диапазона воспроизводимых частот. Излишне говорить, что смазка роликов, моторчика, регулировка автостопа и замена ламп (да-да, ламповый звук(!), кто в теме) ложилась на молодого слушателя.))

(Ещё обратите внимание на заднем плане на прямоточные пылесосы системы "Ракета")

 
   Такой же пылесос "Сатурнас", 1965 г. рождения (только зелёного цвета), производства Вильнюсского завода электросварочного оборудования, я до сих пор применяю для уборки строительно-ремонтной грязи (в т.ч. цементно-меловой пыли), а ему всё нипочём! Форма корпуса, единственная в своём роде, и правда напоминает планету с кольцами!


Эпилог.
ВНИИТЭ устраивало выставки дизайна в Москве и за рубежом, создавая иллюзию в мире, что дизайн в СССР есть, возникали комплексные дизайн-разработки группами специалистов - эргономистами, инженерами, дизайнерами, экономистами, социологами, но большая часть этих прекрасных программ не дошла до производства. Многое из спроектированного в 80-е  опережает время, но так и не пошло в реализацию.

З.Ы. Кому интересно - вход 100 рублей, студентам, школьникам - 70, с пенсией - халява.

Метки:  

Habby   обратиться по имени Суббота, 08 Января 2011 г. 23:35 (ссылка)
Где-то в кладовке лежала мясорубка почти такая же на всякий случай, если не выкинули. А машинка из литой пластмассы у меня была, но только темно-зеленая. Она была любимая: ей же сносу не было! На ней можно было все возить - хоть грязь, хоть щебенку, хоть песок, хоть кукол. )))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 08 Января 2011 г. 23:55ссылка
Да-да, они были чёрные, коричневые и тёмно-зелёные (редко). Пластмасса действительно хороша была, из неё по-моему отливали промвыключатели и прочее индустриальное. Но партия заставляла думать и о товарах народного потребления, ширпотребе, вот и выкручивались оборонные заводы как могли :)
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 01:06ссылка
Эх, значит, у меня был редкий коллекционный экземпляр :)
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 29 Января 2011 г. 10:38 (ссылка)
А вот микроавтобусы РАФ почему-то не видал таких!Где-то в 70х у нас появились маршрутки.Но совсем другая модель...
Впрочем тогда были странности.Скажем в Риге выпускали многие года трамваи.Но в те же 70е их заменили чешские ТАТРЫ.А Рижский я запомнил в те годы в Смоленске.По простой причине-выходя я упал и чуть позвоночник себе не сломал!)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 29 Января 2011 г. 21:14ссылка
А это очень старая модель, я их тоже смутно помню (кстати, похожи на УАЗ), а вот маршрутки, помню, ездили такие, как на фото (зелёная машинка). У них ещё передняя подвеска подходила к Волге М-21, чему владельцы последних были весьма довольны.
 (698x310, 55Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 29 Января 2011 г. 21:23ссылка
Это модельки из личной коллекции :-)
А вот трамваи всегда были нашего производства ))) , (до бардака), потом была закуплена большая партия Усть-Катавского завода с широкими сдвижными дверями, но они уже откатались...
 (698x310, 54Kb)
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку