Модернизация образования - шаг в будущее. Как определить результаты обучения |
Нацеленность на достижение планируемых результатов – одна из важнейших особенностей новых государственных стандартов общего образования. Концепция и документы стандартов исходят из того, что основной результат образования в современной школе – это индивидуальный прогресс каждого ученика в основных сферах личностного развития. Он достигается через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, ведущих идей и ключевых понятий и приводит к формированию на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».
Преподавать нужно так, чтобы у детей появились собственные вопросы, чему и как учиться. Именно такое понимание результата лежит на пересечении современных потребностей Личности, Общества, Государства. Ведь в настоящее время деятельность человека все больше и больше становится инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий.
И напротив, новыми нормами становятся:
Поэтому и новые стандарты рассматриваются, прежде всего, как система ориентиров, обеспечивающих развитие системы образования и переводящих задачи развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов.
Эта линия последовательно проводится во всех документах стандартов, в Требованиях:
Образовательный процесс рассматривается на основе системно-деятельностного подхода, то есть не просто как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но, прежде всего, как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Системно-деятельностный подход находит отражение и во всех документах, сопровождающих стандарты и обеспечивающих их функционирование:
Такой комплексный подход предопределяет и важнейший «фактор успеха» (который одновременно является и основным «фактором риска») – осознанное приятие педагогическим сообществом, всей системой образования той системы педагогических ценностей, которая заложена в новых стандартах, и умение действовать в соответствии с ними.
К таким педагогическим ценностям можно отнести, прежде всего:
В частности, при организации учебного процесса следование этим ценностям с необходимостью предопределяет:
Иными словами, в новых стандартах меняется фокусировка. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» в новых стандартах не менее важным становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
Понятно, что реализация этого подхода требует качественного обновления всей учебно-методической и материально-технической базы. Так, современный урок без компьютера, без презентационной техники уже практически не мыслится. И во многих регионах и школах это уже стало нормальной, обычной практикой. И уже недалеко то время, когда станет архаичной практика, при которой учитель не пользуется системами управления учебным процессом или системой дистанционного обучения.
В разработке Требований к условиям реализации основных образовательных программ отражен именно такой взгляд.
Однако, важнейшим, краеугольным камнем всех намечаемых преобразований выступает уровень профессионального мастерства и позиционирование учителя.
Современный учитель с точки зрения новых стандартов и задаваемых им результатов образования – это не «урокодатель», а профессионал, заинтересованный в том, чтобы каждый ребенок на каждом конкретном отрезке учебного процесса добился определенного успеха: индивидуального прогресса, достижения запланированных результатов, освоения нового для себя способа действий.
Учитель-профессионал создает условия для самостоятельной выработки детьми жизненных ценностей, для приобретения детьми жизненного опыта (опыта общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции и т. д.).
Учитель-профессионал может оказать ребенку адресную помощь: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.
Учителю, занявшему позицию профессионала, необходимо совершенствовать свое педагогическое мастерство. И в первую очередь – в отношении навыков:
Необходимо понимать, что задача становления и расширения профессионального педагогического сообщества – задача беспрецедентная как по своим масштабам и сложности, так и по своим социально-экономическим последствиям. И откладывать ее решение нельзя, поскольку именно от успешности решения этой задачи зависит успех преобразований и в образовании, и во всех сферах жизни нашего общества.
По материалам семинара Управление образовательным учреждением в условиях системных изменений.
Посмотрите полный список семинаров по дошкольному и школьному образованию.
| « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |