-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в cnti_progress

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2009
Записей: 1420
Комментариев: 0
Написано: 1418


Модернизация образования - шаг в будущее. Как определить результаты обучения

Понедельник, 26 Октября 2009 г. 13:48 + в цитатник
Оригинал сообщения

Нацеленность на достижение планируемых результатов – одна из важнейших особенностей новых государственных стандартов общего образования. Концепция и документы стандартов исходят из того, что основной результат образования в современной школе – это индивидуальный прогресс каждого ученика в основных сферах личностного развития. Он достигается через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, ведущих идей и ключевых понятий и приводит к формированию на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».


Преподавать нужно так, чтобы у детей появились собственные вопросы, чему и как учиться. Именно такое понимание результата лежит на пересечении современных потребностей Личности, Общества, Государства. Ведь в настоящее время деятельность человека все больше и больше становится инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий.


И напротив, новыми нормами становятся:



  • повышенная профессиональная мобильность, жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы;

  • жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.


Поэтому и новые стандарты рассматриваются, прежде всего, как система ориентиров, обеспечивающих развитие системы образования и переводящих задачи развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов.


Эта линия последовательно проводится во всех документах стандартов, в Требованиях:



  • к структуре основных общеобразовательных программ;

  • к результатам их освоения;

  • к условиям их реализации.


Образовательный процесс рассматривается на основе системно-деятельностного подхода, то есть не просто как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но, прежде всего, как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.


Отражение системно-деятельностного подхода в документах, сопровождающих стандарты.


Системно-деятельностный подход находит отражение и во всех документах, сопровождающих стандарты и обеспечивающих их функционирование:



  • базисном образовательном плане, в котором впервые нормативно обеспечивается внеучебная деятельность школьников;

  • фундаментальном ядре содержания общего образования, в котором, наряду с традиционным учебным материалом присутствует деятельность по получению новых знаний;

  • примерных учебных программах и их важнейшем компоненте – планируемых результатах обучения, в которых впервые регламентируется собственная учебная деятельность учащихся, а основной педагогической задачей учителя выступает создание таких ситуаций, которые бы инициировали детское действие;

  • программах формирования универсальных учебных действий - новом для школы документе, аналога которому ранее не существовало;

  • программе воспитания и социализации обучающихся;

  • модели оценочной деятельности педагогов и внешних по отношению к школе организаций, в которой впервые предусматривается широкое использование неперсонифицированных процедур, направленных на оценку состояния системы образования, использование различных нетрадиционных методов оценивания, ограничение аттестационных процедур проверкой способности к решению ограниченного круга учебно-практических задач;

  • согласованных с вышеперечисленными документами системах требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса – начиная от оснащения современной информационной образовательной среды и заканчивая квалификационными требованиями к подготовке педагогов – важнейшему ресурсу системы образования.


Такой комплексный подход предопределяет и важнейший «фактор успеха» (который одновременно является и основным «фактором риска») – осознанное приятие педагогическим сообществом, всей системой образования той системы педагогических ценностей, которая заложена в новых стандартах, и умение действовать в соответствии с ними.


Педагогические ценности, заложенные в новых стандартах образования.


К таким педагогическим ценностям можно отнести, прежде всего:



  • признание самоценности каждого возраста, проживаемого школьником;

  • становление и упрочивание субъект-субъектных отношений, основанных на взаимном признании прав и ответственности, на взаимном уважении и доброжелательности;

  • неуклонное следование принципу вариативности образования;

  • признание в качестве руководства к действию положения о том, что между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.


В частности, при организации учебного процесса следование этим ценностям с необходимостью предопределяет:



  • дифференциацию учебного процесса на основе дифференциации требований к освоению учебных программ;

  • индивидуализацию обучения;

  • нацеленность учебного процесса на каждом его этапе, каждом его отрезке на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов, организацию с этой целью целенаправленной совместной учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся;

  • формирование ученического сообщества;

  • формирование учебно-познавательной и, в частности, оценочной самостоятельности школьников.


Иными словами, в новых стандартах меняется фокусировка. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» в новых стандартах не менее важным становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».


Понятно, что реализация этого подхода требует качественного обновления всей учебно-методической и материально-технической базы. Так, современный урок без компьютера, без презентационной техники уже практически не мыслится. И во многих регионах и школах это уже стало нормальной, обычной практикой. И уже недалеко то время, когда станет архаичной практика, при которой учитель не пользуется системами управления учебным процессом или системой дистанционного обучения.


В разработке Требований к условиям реализации основных образовательных программ отражен именно такой взгляд.

Однако, важнейшим, краеугольным камнем всех намечаемых преобразований выступает уровень профессионального мастерства и позиционирование учителя.


Современный учитель с точки зрения новых стандартов


Современный учитель с точки зрения новых стандартов и задаваемых им результатов образования – это не «урокодатель», а профессионал, заинтересованный в том, чтобы каждый ребенок на каждом конкретном отрезке учебного процесса добился определенного успеха: индивидуального прогресса, достижения запланированных результатов, освоения нового для себя способа действий.


Учитель-профессионал создает условия для самостоятельной выработки детьми жизненных ценностей, для приобретения детьми жизненного опыта (опыта общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции и т. д.).


Учитель-профессионал может оказать ребенку адресную помощь: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.


Учителю, занявшему позицию профессионала, необходимо совершенствовать свое педагогическое мастерство. И в первую очередь – в отношении навыков:



  • проектирования учебного процесса в целом и его отдельных единиц;

  • организации учебной деятельности учащихся;

  • оценочной деятельности;

  • использование образовательных ИКТ-технологий.


Необходимо понимать, что задача становления и расширения профессионального педагогического сообщества – задача беспрецедентная как по своим масштабам и сложности, так и по своим социально-экономическим последствиям. И откладывать ее решение нельзя, поскольку именно от успешности решения этой задачи зависит успех преобразований и в образовании, и во всех сферах жизни нашего общества.




По материалам семинара Управление образовательным учреждением в условиях системных изменений.
Посмотрите полный список
семинаров по дошкольному и школьному образованию.


Я сейчас нахожусь: на работе
Мой настрой: боевой
Я слушаю: музыку

LIci WP