Антикризисное управление в здравоохранении |
В нынешних условиях, речь, конечно, пойдет о первой ситуации – том, как управлять медицинским учреждением в условиях развивающегося финансово-экономического кризиса, вызывающего бурную инфляцию, ухудшение финансирования и т.д.
Ниже мы покажем возможный алгоритм действий, необходимых для обеспечения антикризисного управления. Необходимо отметить, что приведенная нами последовательность во многом является условной (имя в виду, что целый ряд мероприятий может реализовываться одновременно, а некоторые мероприятия – меняться местами).
Как правило, план антикризисных мероприятий – это, к сожалению, скорее, «благие намерения». Чтобы сделать его жизненным, необходимо принятие большого числа конкретных управленческих решений (приказов и т.д.) по различным направлениям деятельности. Целесообразно, в частности, разработать рекомендации по отдельным направлениям рационализации (оптимизация фонда оплаты труда, расхода медикаментов и т.д.).
Подобные решения также по возможности должны приниматься коллегиально, после тщательного обсуждения не только самими управленцами, но и с привлечением представителей коллектива (например, профсоюзов). Целый ряд вопросов вообще, целесообразно вынести на обсуждение всего коллектива. Это позволяет снять обвинения в адрес администрации учреждения в скрытности и т.д., сплотить коллектив и мобилизовать его на решение общих задач. Кроме того, это важная психологическая и политическая мера. Например, в целях поддержки мер по сокращению выплат за совмещение должностей (профессий) и выплат стимулирующего характера можно на общем собрании коллектива поставить вопрос о том, что лучше – временно ограничить выплаты или уволить часть сотрудников, столкнуться с длительными задержками выплаты заработной платы и т.д. При грамотном подходе можно получить поддержку коллектива в реализации практически любых антикризисных мероприятий.
Информационное и психологическое обеспечение антикризисных мероприятий – очень важная тема: любые изменения проходят проще, если они понятны. Дело в том, что большая часть людей боится изменений. Любых, особенно непонятных, и если они потенциально несут угрозу. Поэтому очень важна разъяснительная работа.
В связи с этим отметим еще один важный момент. По сути любую жесткую меру можно подать в позитивном свете. Например, повышение нагрузки при сокращении части ставок или выплат за расширение зоны обслуживания, увеличение объема работ и т.д. можно аргументировать возможностью повышения производительности труда сотрудников, если при этом улучшить условия их труда и отдыха за счет оснащения ординаторских и сестринских комнат (или комнат отдыха) бытовыми приборами (электрочайниками, микроволновыми плитами, тостерами и т.д.). Другими словами, если часть экономии от сокращения ставок и т.д. вернуть работникам в другой (желательно, видной, явной, осязаемой форме), удастся резко уменьшить негативную реакцию коллектива. Особенно, если это подкрепляется приобретением (получением) нового более производительного оборудования (а в рамках приоритетного национального проекта новое оборудование получили многие учреждения).
Поскольку принципиально важными антикризисными задачами являются увеличение доходов и сокращение расходов, то важное место в выработке антикризисной стратегии должно быть отведено финансовым службам. Так экономическая служба, отдел платных услуг и другие подразделения должны работать в режиме генерирования новых идей.
Конечно же, должна быть обеспечена реализация принятых планов. Тем не менее, имеется в виду не бездумное стремление выполнения всех намеченных мероприятий, а постоянный мониторинг ситуации и корректировка принятых решений.
Автор статьи Кадыров Ф.Н. - один из ведущих лекторов ЦНТИ «Прогресс» – д.э.н., заместитель председателя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.
По материалам семинаров по здравоохранению.
| « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |