КТО ЖЕ СТРЕЛЯЛ?
Эх, попросили тут меня написать статью - вот она и написалась. Причем так довольно быстро. Но уж что у меня получилось - даже и сам не знаю. Интересно, не интересно - судите сами...
Короче, у всякого человека, наверное, есть такие темы, которые ему интересны, задевают какие-то струны в душе и о которых хочется поговорить. У кого что - кого-то увлекают путешествия, кого-то тайны природы и мироздания, кого-то ...э, скажем, Феррари за 5 млн.евро (это из фильма "Ягуар" с Жаном Рено - если кто смотрел, поймет, о чем я :). Вот и у меня есть такая тема - история царствования Николая II и Царской Семьи, а также история их гибели.
То есть поймите меня правильно, я не фанат, не узколобый критик и не сумасшедший... Просто мне интересна вся эта история. Если говорить о расстреле Царской Семьи, то детальное знакомство с документами и известными фактами вообще заставляет взглягуть на эту историю как на настоящий детектив. Конечно, расстрел Царской Семьи - чудовищное преступление и злодение, и об этом можно много и долго говорить, но есть еще и элемент распутывания тайны, в ходе которого всплывают многие интересные детали и живые человеческие образы и характеры. Вот это все меня и увлекает, собственно.
Вообще, то, что меня интересует именно эта страница русской истории, во многом мне кажется оправданным и даже символичным. Все-таки живу я в Санкт-Петербурге, и надо признаться, очень люблю свой город, свою малую родину. А поскольку люблю, то хочется понимать и значение своего города в истории России. Ведь что такое Петербург? Это город, который символизирует собой целую эпоху - от Петра I до Николая II, время становления, расцвета и последующего катастрофического падения Российской Империи. Это поистинее европейский город внутри России, окно в Европу - по слову Пушкина. Он и сейчас имеет для России большое значение - хотя его и затмила во многом современная Москва...
Но есть и еще одна историческая перспектива, которая тем более вдохновляет, когда об этом думаешь. Дело в том, что с эпохой царствования Николая II завершилась не только история петровской Российской империи, но и вообще та христианская европейская цивилизация, которая символично берет свое начало в очень древние времена - когда благодаря волевому решению императора Константина возник Константинополь, а вместе с ним и Византия. Это очень длинная и очень интересная эпоха, которая охватывает не только историю Византии, но и время крестовых походов, свяшенные коронации западных монархов, бурное, неоднозначное и в то же время романтичное рыцарство, и конечно же историю России, которая исторически наследует (с моей точки зрения) не только традициям и культуре Византии, но и западным рыцарским и королевским традициям.
И вот это все - по какому-то стечению обстоятельств - как-то сосредоточилось, сфокусировалось в истории Николая II и его семьи. Очень интересно, потому что все, что касается личности Николая II - все это очень близко и доступно, когда живешь в Петербурге. Например, ничто не мешает съездить в Царское село и побывать, скажем, в Александровском дворце, где действует постоянная выставка, посвященная Царской семье. Или в Федоровском государевом соборе, который был столь старательно реставрирован и теперь напоминает собой о его основателе. Известно, что Николай II, да и его домашние также, очень любили этот собор - и признаться, есть за что. Там действительно очень хорошо и очень красиво. Кусочек древней Руси - в Царском Селе. Впрочем, есть еще много мест, где можно лично побывать и узнать что-то для себя интересное.
Но так уж получилось, что мой интерес не ограничился только пределами Петербурга. Мне посчастливилось, например, побывать в Екатеринбурге в 1999 году, где мы вместе с друзьями были и возле дома Ипатьева, ездили мы и на Ганину Яму, где теперь воздвигнут монастырь, и на место расстрела Елизаветы Феодоровны, сестры Императрицы. Надо сказать, что впечатления от этой поездки до сих пор живы - особенно, от Ганиной Ямы. Монастырь там, конечно, удивительный, такого наверное нигде нет. От Екатеринбурга туда надо ехать на электричке, а потом минут 40-50 идти пешком по дороге через лес. И вот ты идешь-идешь, и думаешь: "Ну когда же этот лес кончится?" И вдруг выясняется, что монастырь так и стоит в лесу. Просто подходишь к деревянному забору, за которым видны те же лесные деревья, а вместе с ними и купола семи деревянных храмов. Были мы там и на выставке, где также собраны личные вещи расстрелянной императорской семьи.
В том же 1999 году, как известно, было торжественное погребение Екатеринбургских останков, которые государственная комиссия признала как царские останки. В то время я живо интересовался этим вопросом, так что даже специально ездил в Москву для встречи с Сергеем Алексеевичем Беляевым, одним из членов этой самой комиссии. Они вместе с митрополитом Ювеналием хотя и подписались под итоговым документом, но потребовали, чтобы в него включили их особое мнение, суть которого очень проста: они так и не признали екатеринбургские останки - царскими (в виду отсутствия достаточных доказательств). Сергей Алексеевич в личной беседе (тут мне опять повезло) сказал, что вообще с его точки зрения все факты говорили об обратном, что это вообще НЕ царские останки. Впоследствии он даже опубликовал доклад на эту тему, где изложил все свои соображения. Но как и тогда, так и сейчас мнение этого человека мало кого заинтересовало - государственным чиновником не терпелось поскорее захоронить Екатеринбургские останки и тем самым обелить себя в глазах общественности: "Вот, смотрите, мы уже не такие как раньше - пусть будут прокляты большевики, а вот мы, демократы - мы лучше. Почему и Царя с почестями хороним".
Ну да Бог с ними, с этими чиновниками, не хочу лезть в политику. Тем не менее, покоя мне эта тема не дает уже много лет. Я даже специально отвлекся на нее, несколько лет ничего не делал, не изучал, не читал, не писал - но вот стоило только мне к ней вернуться, и снова проснулся былой интерес. Самое обидное, что и в наше время ложная официальная точка зрения на все вопросы, связанные с Царской семьей, продолжает торжествовать. Так, например, знаменитая "записка Юровского" (Яков Юровский - один из главных расстрельщиков Царской семьи) преподносится едва ли не как исторический и очень ценный документ. А что она из себя представляет - об этом Сергей Алексеевич подробно пишет в своем докладе. На ее основе делаются какие-то реконструкции расстрела Царской семьи, и все это идет в СМИ. Вот, например, инфографика от РИА Новости о расстреле Царской семьи - в прямом смысле, все изображено в картинках:
Интересно, правда? И мышкой можно повертеть. Хотя как на самом деле все это происходило - так и остается под вопросом. В частности, в той же Википедии - статья "Расстрел царской семьи" - ясно очерчивается, что есть разные версии, в том числе и о составе расстрельщиков. Вот, например, здесь это в основном русские. А по другим сведениям, это были пленные венгры и латыши, которые и по-русски то разговаривать по большей части не умели, и Юровский говорил с ними по-немецки. Вот как вы думаете, важно нам знать правда - кто именно их расстреливал? Или в принципе все равно?
Я вот сейчас сижу и думаю: а действительно, не все ли равно? Но наверное все-таки не все равно. Все эти детали имеют значение. Может быть, потому, что это - наша история? А к истории следует относиться внимательно и бережно. Уж что было - то было, никуда не денешься. Вы как думаете?..
:)