Фотографии charliee :
Мой дедЭтого удивительного человека по праву можно назвать первым кинооператором Туркестана. Он родился в 1879 году в семье управляющего и смотрителя владений в Ходжейли, принадлежащих в то время Кадам-ясаул-баши. К 15-ти годам получил прекрасное образование, владел арабским языком, читал произведения таких классиков, как Навои, Джами, Агахи, Хайяма, Хоразми. Увлекался поэзией, пробовал писать стихи. Освоил несколько ремесел. Играл почти на всех основных узбекских музыкальных инструментах. Увлекался садоводством. В семейном саду им было выращено более 40 сортов роз.
Через некоторое время молодой человек познакомился с немецким фотографом Вильгельмом Пеннером, который жил недалеко от Хивы. Именно это судьбоносная встреча послужила тому, что юноша страстно и на всю жизнь увлекся искусством фотографии, а затем и кинематографом. Трудно представить себе, как в обстановке ортодоксального исламского общества, в котором испокон веков существовал религиозный запрет на изображения всех одушевленных объектов, молодой человек сумел стать в прямом смысле слова первопроходцем – первым фотографом, а затем и кинооператором Хивинского ханства. Даже его отец Нурмухаммад Диванов понимал, что отговаривать сына оставить свои занятия бессмысленно, хотя и осознавал всю опасность его выбора.
Свои первые фотографии Х. Диванов начал делать в 1890 году. Они относятся к уборке хлопка, строительству медресе, Навруз Байрами.
В 1907 году Х. Диванов уже показывал в родном городе иностранные фильмы и сам снимал на кинопленку некоторые события, ведь он оказался свидетелем бурных исторических перемен.
В 1907 г. делегация Хивинского хана, в числе которой был и Х. Диванов, отправилась в Петербург. Чтобы получше познакомиться с тем, как поставлено фотографическое дело в столице России, он остался там на два месяца, пытаясь досконально вникнуть в тонкости любимого дела.
Высокая миссия полпреда своего народа и своей эпохи, ответственного перед будущими поколениями, была им, судя по всему, глубоко осознана. Выбирая сюжеты для съемок, он направлял объектив камеры на объекты, несущие в себе приметы вечных ценностей – исторические места, минареты, мечети и многое другое.
В 1920 году была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика. В молодой республике Х. Диванова назначают министром финансов, он избирается членом ХорЦика. За эти годы он много раз бывал в Москве, привозил новые фильмы, стал кинокорреспондентом акционерного общества «Совкино». Его киносюжеты монтируются в выпусках «Союзкиножурнала». Благодаря его работе Советская Россия впервые познакомилась с древней самобытной культурой многонационального Хорезма.
В 1937 году Х. Диванов был репрессирован, отправлен в лагерь для политзаключенных в Янгиюль, где и погиб. Так трагически окончил свою жизнь выдающийся человек, создатель полувековой фотокинолетописи своего края.
Он оставил после себя богатейший фото и киноматериал, большинство которого было уничтожено после его ареста. Однако кое-что удалось сохранить. Часть архива хранится в ЦГАКФФД в г. Красногорске. Уникальные материалы до сих пор находятся в личном архиве кинооператора хорезмского телевидения, известного в СССР журналиста Абдуллы Юсупова (внука Х. Диванова) в г. Ургенче. Это большое количество фотографий начала века, стеклянных пластинок-негативов, кинопленки, переписка, фотоальбомы, и удивительная, чудом сохранившаяся реликвия – кинокамера «Пате фререз»№593, на которой работал сам
Х. Диванов, отсняв не одну тысячу метров кинопленки.
В 1958 году Худайберген Диванов – первооткрыватель и пионер кино в Узбекистане был реабилитирован. В г. Ургенче один из кинотеатров носит его имя. О нем написаны книги и статьи, снят документальный фильм. Имя этого человека по праву вписано золотыми буквами в историю узбекской фотографии. Однако архивы, хочется верить, не канут в Лету, а непременно дождутся своего часа.