-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Charli_and_Cats

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) _Г_О_Т_Ы_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.02.2008
Записей: 15
Комментариев: 5
Написано: 37


Психологическое значение цветов.

Пятница, 22 Февраля 2008 г. 18:53 + в цитатник
В колонках играет - Infinity
 (377x500, 30Kb)   Можно ли описать словами музыку? Можно ли выразить словами значение взгляда? Как бедны привычные понятия, когда мы пытаемся описать словами чувства, переживаемые нами ярко и сильно!
     Такие цвета, как красный и коричневый кажутся нам абсолютно разными. Несмотря на это, мы воспринимаем и тот, и другой как теплые. Понятия «теплый» и «холодный» с точки зрения осязания, совершенно не отражают истинного смысла.
     Тот факт, что разные люди воспринимают тончайшие цветовые оттенки с большой точностью, подтверждает, что смысл каждого цвета в человеческом восприятии объективен. Цветоразличение у разных людей вызывает одинаковые, определенные переживания при взгляде на каждый цвет.   Поэтому цветовое восприятие является общепонятным языком ощущений, не требующим словесного выражения – визуальный язык.
     Цвета имеют не только определенный внешний вид (например, красный или синий), но характеризуются и другими видами восприятия (например, теплый – холодный; круглый – имеющий углы).
     Эмоциональное восприятие цвета – это и есть его объективное значение. Например, красный для всех людей является активирующим, возбуждающим. Это истинно для всех культур мира. Чистый красный цвет несет в себе смысл стимуляции и энергии.
     Общепринятый смысл цвета оценивается каждым человеком по-своему. Он либо соглашается с таким значением, либо отвергает его, основываясь на собственных ощущениях (например, нервозность, неприятие). На восприятие цвета оказывает мощное влияние личное субъективное ощущение: симпатичный, индифферентный (безразличный), вызывающий антипатию.
     В зависимости от душевного состояния человека определенное значение цвета, а соответственно, и смысл, заложенный в нем, подтверждается, игнорируется или отвергается. Если мы считаем цвет красивым, это значит, что мы согласны с его смысловым значением. Этот цвет отражает наше душевное состояние. По выбранному или отклоненному цвету в тесте Люшера, мы можем четко определить наше эмоциональное или физическое состояние. Выбор цвета происходит неосознанно, поэтому он позволяет увидеть реальность, а не субъективное представление человека о себе (как обычно бывает при вербальных методиках – опросах, анкетировании, психоаналитической сессии и т.д.).
     Большое количество цветов отражает целую гамму эмоций. Таким образом, цвет является высокодифференцированным языком чувств, как и музыка. Значит, цвета можно назвать «визуализированными чувствами». Более подробно значения цветов и система регуляционной психологии описаны в главном труде М. Люшера «Закон гармонии в нас».
     Синий (1).
     Темно-синий цвет вызывает ощущение глубочайшего умиротворения. Экспериментально доказано, что при длительном рассматривании темно-синего цвета, дыхание замедляется, пульс и кровяное давление снижаются. Общепринятое психологическое значение темно-синего цвета – покой.
     В. Кандинский считает синий «концентрированным движением». 
     Темно-синий цвет вызывает расслабленность и удовлетворение. Он дает чувство глубокой гармонии, упорядоченности, единения и защищенности. Поэтому покрывало Девы Марии синее.
     Синий соответствует чувству самосознания, а также удовлетворения или самоотдачи.
     В состоянии внутреннего покоя человек бессознательно открывается к окружающему миру, улавливая более тонкие сигналы извне. Душевное состояние «синего цвета» создает условия для чуткого эстетического восприятия. И. Кант называет это «спокойной удовлетворенностью».
     Шеллинг (1775 – 1854 г.г.) описывает в своей «Философии искусства» символ синего как покой – вызываемое красотой своеобразное состояние – штиль на море.
     Синий цвет символизирует вечность, отсутствие временных рамок, поэтому его выбирают как символ традиции, единения и сплоченности. («Синий – верность»).
     Взаимосвязи и чувство принадлежности выражаются в выборе оттенков синего.
     Новалис в своем романе «Генрих фон Офтердинген» описал романтический настрой через образ синего цветка. «Небо было черно-синее и абсолютно чистое. Его (Генриха) заворожил высокий, ярко-синий цветок, росший у источника и касавшийся его своими широкими, блестящими листьями. Он не замечал вокруг ничего, кроме синего цветка и долго, с огромной нежностью его рассматривал». Нечто похожее есть и у Хельдерлина в романе «Гиперион»: «В синеве эфира юный герой видит единство с мирозданием как вечный покой: «Потерянный в далекой синеве, я часто смотрю наверх в эфир. Единство со всем живым, возвращение к благословенному самоотречению, в мир природы – место вечного покоя»».
     Одно из известнейших стихотворений И.В. Гете полностью отражает суть синего цвета:
     «Тихие вершины спят во тьме ночной,
     Сонные долины полны свежей мглой.
     Не пылит дорога, не дрожат листы,
     Подожди немного – отдохнешь и ты…»
      Зеленый (2).
     Люшеровский зеленый (2), темный, с оттенком синего, как еловая хвоя, выражает стабильность, твердость, настойчивость и постоянство. Зеленый не обладает воздействующей на других экспансивной энергией (как оранжево-красный), а содержит накопленную внутри энергию напряжения, находящуюся не в состоянии покоя, а готовности к действию. Снаружи она кажется статичной.
     У зеленого, как у любого другого основного цвета в зависимости от тона, меняется значение. Чем больше в нем темно-синего, тем более твердым, холодным, напряженным, жестким он воспринимается психологически. Так же, как молекулы образуют определенной жесткости структуру твердого тела, не видимую снаружи, так и в человеческой душе возникает чувство внутреннего напряжения. Это «проникновение в самого себя». Это самоосознание, управление собой, самооценка.
     Создавая стабильность и постоянство, зеленый (2) представляет собой систему ценностей.
     Отдающий предпочтение такому зеленому (2), может быть охарактеризован как человек, твердый в своих убеждениях, умеющий противостоять внутренним и внешним воздействиям, в т.ч. соблазнам, искушениям; человек, обладающий глубоким чувством самоуважения.
     Слова “noblesse oblige” (положение обязывает) или «поступай правильно и никого не бойся» - как раз о таких людях.
     Зеленый (2) – то стабильность убеждений, самоуважение, нерушимость нравственных ценностей.
     Психологическим значением зеленого (2) является также чувство собственной значимости, проявляющееся как уважение, достоинство, компетентность, авторитет, собственность, доминанта в определенном пространстве.
     Если внутренней стабильности зеленого (2) нет, а соответственно и целостности, неприкосновенности, безупречности, то эти качества подменяются демонстрацией, для внешнего эффекта – манерностью, кичливостью, чрезмерной «гордостью», иногда хвастливостью и т.д. Престиж становится позой.
     Тот, кто нуждается во внешнем одобрении, использует символы статуса для создания видимости собственной значимости. Он оказывается в свете рампы, направляет на себя прожектора, разыгрывает стабильность, величие, достоинство и престиж.
 Красный (3).
     Из всех цветов желто-красный (3) оказывает самое сильное активирующее действие. Если долго смотреть на такой цвет, дыхание участится, повысится давление, частота пульса возрастет.
     Психологическое значение этого цвета – возбуждение, стимуляция, активность. Это также реакция на требования и вызов. Если идет радостная активация - то красный (3) считается мощной силой. Человек, выбирающий красный (3), воспринимает его как стимуляцию, захват, сильное движущее желание. Это «аппетит» во всех его проявлениях: от страстной любви до жадного обладания. Активность красного (3) – целенаправленная энергия: физическая активность (спорт, секс); эмоциональная (пылкое, страстное воодушевление); это также нимб над головой святого; любовь как покорение. Это и проявление власти. Красный – это вера в собственные силы, уверенность в себе.
     Важно помнить, что восприятие любого цвета, будь то красный (активация), или синий (спокойствие) может быть как положительным (предпочтение), так и отрицательным (отвержение).
     Если красный (3) внушает антипатию или отвращение, он воспринимается как неприятный или мучительный, несущий в себе угрозу. Возникает раздражение, гнев, отвращение (до физического ощущения тошноты).
     Немецкий детский стишок очень хорошо это отражает:
     «Красный – это любовь,
     Красный – это кровь,
     Красный – это черт в ярости…»
     Название «красный» как общее название любого другого цвета не отражает истинной сущности цвета, т.к. не учитывается огромное число оттенков, в каждом из которых заложен свой, неповторимый смысл. Так, термин «классическая музыка» объединяет весь спектр, от «Ларго» Генделя до «Болеро» Равеля.
     Чистый красный, желтоватый, синеватый или коричневатый – все они имеют абсолютно разные оттенки значений.
     Коричневато-красный имеет оттенок умиротворения; синеватый – стабильности, устойчивости так же, как это отражает чистый зеленый; если к красному добавить желтый, то происходит активация.
     Желтый (4).
     Чистый желтый (4) – самый яркий цвет. Подобно солнцу, светлый и сияющий. При попадании света на желтый цвет, за счет сильного отражения создается впечатление скольжения по поверхности. Желтому не хватает глубины и таинственности темных цветов.
     Желтый соответствует чувству свободного развития, поэтому желтый (4) предпочитают люди, ищущие для саморазвития меняющиеся, свободный отношения (может быть, расставания, далекие путешествия, полеты). Желтый – это решение, освобождение, изменение, развитие, широкий простор. Это поиск нового.
     Таким образом, желтый (4) является противоположностью зеленому (2): расширение – сжатие; изменение - стабильность; свобода – ограничение.
     Желтый (4) также считается цветом «освещения» и избавления (нимб над головой Иисуса Христа - Спасителя).
Беззаботное веселье можно назвать «желтым настроением».
      Фиолетовый (5).
     Фиолетовый получается при смешивании красного и синего. Красный – это импульс для завоевания и переживания. Его удовлетворение осуществляется в синем. Красный стремится достигнуть согласия и единства путем борьбы и захвата. Синий же стремится к тому же путем спокойной самоотверженности. Оба пути, и красного, и синего нацелены на единение. Оба цвета переходят свои границы и трансформируются. Поэтому фиолетовый можно охарактеризовать как разрушающую барьеры метаморфозу. Путь красного автономный, авторитетный. Путь синего – рецептивный, гетерономный, безусловного приятия. «Мужской» красный и «женский» синий превращаются в не имеющий пола фиолетовый. 75% детей во всем мире, не достигших половой зрелости, предпочитают фиолетовый. Фиолетовый является цветом трансцендентности, перехода в мир, где доминируют эмоциональные ценности. Фиолетовый – это единство противоположностей. Поэтому его так часто используют приверженцы мистических традиций.
     Фиолетовый является также выражением любознательности, увлеченности, идентификации, впечатлительности (колебания от красного к синему, от импульсивного желания до осторожной чувствительностью). Такое же восприятие реальности характерно для творческих личностей.
      Белый (6) и Черный (7).
     Белый из всех цветов – самый светлый. Он может восприниматься как ослепительный.
     Радикально противоположные цвета черный и белый отражают полярность (черный – отрицание; белый – подтверждение). Решение “fightorflight” (борьба или бегство) принимается не в головном мозге, а филогенетической лимбической системе обонятельного мозга, сформировавшейся гораздо раньше. Черный и белый указывают на кризис, требующий принятия четкого решения (белый – бегство, освобождение от препятствий, открытость к новым возможностям; новое начинание). Белый является цветом чистоты и невинности (подвенечное платье невесты), часто используется в рекламе моющих средств; в христианских традициях представляет собой цвет святости.
     Черный – самый темный из всех цветов, практически отсутствие цвета. Белый – излучение, черный – поглощение.
     Черный – противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание, безоговорочное «нет». Проявляется также как воля к уничтожению существующего, оппозиция, авторитарное давление по отношению к любому другому мнению и образу жизни.
      Антропологи Б. Берлин и П. Кей из Университета Беркли, Калифорния, доказали, что даже в самом примитивном языке существуют понятия белого и черного. Языки, передающие информацию о других цветах, ставят на третье место обычно красный; на четвертое и пятое попеременно зеленый и желтый; на шестое всегда синий; на седьмое – коричневый; на восьмое – либо фиолетовый, либо розовый, либо оранжевый, либо серый.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку