Приготовления к абхишеке
ПРИГОТОВЛЕНИЯ К АБХИШЕКЕ
(Из «Мадхава-махотсавы» Шрилы Дживы Госвами)
Пока Паурнамаси готовилась к абхишеке, вид её улыбающихся глаз осчастливил всех присутствующих. Быть может, сама удача одарила Паурнамаси гирляндой позволения вести празднество? Как луна во время пурнима-титхи сама собой рассеивает тьму и заставляет ревущий океан переступать линию берега, так и Луна Гокулы (Кришна) с разрешения и благословения блаженной Паурнамаси заиграл на флейте, дабы устранить все препятствия (вроде Падмы) и открыть великое празднество, заполненное музыкой.
Играючи соревнуясь с праздником Своей флейтой, Мурари зачаровал все существа, а радостью и величием праздника вскоре оживил их. Из всех необычайных событий, произошедших во время торжества, самым знаменательным было то, что каждый стал музыкантом. Люди в каждой группе принимались танцевать и петь так, как им нравилось, а потом обменивались стилями с другими группами.
На этой абхишеке громыхающие облака были божественной музыкой, всполохи молний - танцами апсар, а потоки нектара - пением гандхарвов. Бутоны манго, покрытые пыльцой (одна из стрел Купидона), были цветами, которые боги сыпали с небес. Когда пять цветных порошков (куркума, рис, кусума, жженые листья туша и билва) упали на Радху, возжелавшую Кришну, показалось, будто Она переменилась в цвете. Пением пятой ноты певцы беседовали с кукушками, играющие на винах вторили жужжанию пчел, а танцоры выступали вместе с павлинами. Как же это пернатым удалось сравняться с людьми?
|  |
Когда все было устроено наилучшим образом, Ума, заручившись согласием своих последовательниц, Чхаи и Сангьи, начала прославленный обряд поклонения Радхике. Какая еще коронация может сравниться с этой? Как только началось поклонение, предварявшее абхишеку, казалось, что глаза каждого вот-вот разорвутся от радости. Расширились ли они для того, чтобы лучше прочувствовать красоту события посредством какой-нибудь силы йоги, или же просто наполнились возрастающей красотой поклонения?

Все обряды, которые Ума вершила с использованием красивых цветов, травы дурва, воздушного риса и белой горчицы, очищенной мантрами, доставили удовольствие Радхе и всем присутствующим. Богиня сбрызнула голову Радхи благоприятной аргхьей (трава дурва, цветы, чандана и рис, смешанные с водой). В глазах собравшихся аргхья была величайшей драгоценностью, что прекраснее дивно убранных ворот и арок. Предлагая падью, Ума сказала: «О Радха! Мы пришли к Тебе сейчас, и будем приходить еще, желая участвовать в Твоих играх на берегах Ямуны. А посему Тебе нет нужды выказывать нам почтение».
В каплях ачамана, что предложила Радхе Ума, отражался лик Хари. Когда Радха, завершая ачаман, касалась различных частей Своего тела, с Ее трепетных уст слетали восторженные возгласы. Несомненно, когда человек желает некий объект, все, что с этим объектом связано, доставляет ему радость. Стало быть, Радха была совершенно удовлетворена мадхупаркой, которую предложила ей Ума, ибо полагала, что она смешана с нектаром уст Хари.
Засим Радхе снова предложили ачаман. На сей раз Радха казалась подобной солнцу летнего месяца джьештха, разгоняющему тьму во всех направлениях. Далее Ума предложила различные благовония (агуру, чандану, кастури, кункуму) и цветы. Казалось, громкое жужжание пчел заставляет сердце Кришны танцевать…