Цитата сообщения TimOlya
Царское Село/19/Екатерининский парк/Скрипучая беседка/Вечерний зал/Памятник А. Д. Ланскому/Кагульский обелиск




Скрипучая беседка
Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой расположен на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Подкапризовой дорогой, сразу за которой находится Китайская деревня. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки — Скрипучая.
Беседка была сооружена по проекту архитектора Ю. М. Фельтена; работы велись под руководством И. В. Неелова в 1778–1786 годах.
Расположенный на узком перешейке между двумя живописными прудами павильон вытянут в продольном направлении. К его центральному овальному купольному залу примыкают два меньших по размеру помещения, почти квадратные в плане. Скрипучая беседка имеет два входа — с восточной и западной сторон, — решенные в виде прямоугольных выступов и оформленные с трех сторон открытыми полуциркульными арками. От главного входа к пруду спускается каменная лестница из двенадцати ступеней в виде постепенно расширяющихся полукружий.
Наибольшей сложностью отличается решение центрального объема, увенчанного «китайской» кровлей и вышкой на металлических столбиках с флюгером. Над боковыми помещениями Скрипучей беседки возвышаются открытые террасы на четырехгранных столбиках, также увенчанные флюгерами.
Кровлю здания с изогнутыми краями по углам — в подражание приему, характерному для китайских пагод, — украшают ярко раскрашенные и позолоченные фигуры извивающихся драконов, в свое время выполненные из дерева мастером Ф. Брюлло. Наружные стены павильона были расписаны под цветной мрамор. Двери центрального помещения, первоначально были декорированы «китайской» орнаментальной резьбой и росписью. Из китайской архитектуры заимствован мотив каменных горок у основания пилястр, расположенных по углам центрального объема.
Внутри стены большого зала были облицованы искусственным мрамором, утраченным в годы Великой Отечественной войны; их верхний ярус художник-декоратор Ф. А. Щербаков декорировал живописным фризом, изобразив на фоне паркового пейзажа оленей и амуров на колесницах. Фриз и частично сохранившаяся полихромная роспись плафона реставрирована после войны.
****************
Вечерний зал

Недалеко от Собственного садика расположен павильон «Вечерний зал», строительство которого началось в 1796 году по проекту П. В. Неелова, но завершилось лишь через полтора десятилетия, уже по чертежу Л. Руски.
Вечерний зал состоит из прямоугольного зала и двух небольших кабинетов. Центральный ризалит главного фасада Л. Руска украсил портиком из четырех ионических колонн, а по сторонам окон на невысоких пьедесталах поместил кариатид. В результате этих переделок павильон утратил первоначальный облик, задуманный П. В. Нееловым, предполагавшим украсить фасад «пальмами со стволами, сделанными из бревен, обитых жестью, с кронами», и приобрел черты позднего классицизма с характерным тяготением к широкой глади стен, оживленной скульптурой.
Внутри стены большого зала были облицованы искусственным мрамором, утраченным в годы Великой Отечественной войны; их верхний ярус художник-декоратор Ф. А. Щербаков декорировал живописным фризом, изобразив на фоне паркового пейзажа оленей и амуров на колесницах. Фриз и частично сохранившаяся полихромная роспись плафона реставрирована после войны.



****************
Памятник А. Д. Ланскому

На зеленом холме в пейзажной части Екатерининского парка установлена ваза на высоком пьедестале с завершением в виде языка пламени.
Это сооружение принято называть памятником А. Д. Ланскому, фавориту императрицы Екатерины II. Легенды, окутавшие этот каменный монумент за два столетия его существования, долгое время укрывали от взора исследователей стертую временем грань между реальностью и вымыслом.

Установить истину помогли архивные документы XVIII века: в них памятник именуется «Пьедесталом мраморным» и характеризуется как аллегория «добродетелей и заслуг», не связанная с определенным историческим лицом. Подобные сооружения часто встречались в английских пейзажных парках XVIII века. Три стороны пьедестала украшали барельефы из белого мрамора с изображением венка, щита с копьем, подвешенного на ленте, и рога изобилия. Объяснение символов, изображенных на рельефах, дает известная в XVIII веке книга «Символы и емблематы», в которой упомянуты три из них: рог изобилия; лавровый венок на ленте, посвященный «законно сражавшемуся, Тебе добро творящему», и щит с копьем, подвешенный на ленте, — «знак Марса и Беллоны, благоразумия и для мира, и защищения». Однако наряду с символами на стороне пьедестала, обращенной к дворцу, была установлена бронзовая доска с надписью: «Коль велико удовольствие честным душам видеть добродетели и заслуги, общими похвалами достойно венчаемые»; выше надписи на ней был помещен рельефный золоченый герб Ланского и изображение двух сторон медали, выбитой в его память.


Памятник А. Д. Ланскому: мемориальная доска


Автором памятника А. Д. Ланскому, выполненного из мрамора белого, розового и серого оттенков, считается А. Ринальди. Из архивных документов известно, что «Пьедестал мраморный» был установлен в 1773 году; в феврале этого года в Царское Село были доставлены ступени, нижний цоколь, пьедестал, медная доска, три барельефа, ваза и пламя. В 1784 году, после смерти А. Д. Ланского, на памятнике была сделана посвятительная надпись, а подлинная дата его сооружения постепенно забылась. В XIX веке он иногда назывался «Пьедесталом пользы и заслуг», однако в 1830 году доска с надписью в память об А. Д. Ланском была снята, так как ее текст, по мнению императора Николая I, компрометировал императорскую династию. Утерянная бронзовая доска с золоченым гербом фаворита императрицы, мемориальной медалью с его профилем и надписью «В память дружбы» были обнаружены в 1900-е годы и вновь установлены на пьедестал. Однако в годы Великой Отечественной войны памятник вновь подвергся разрушениям; пропала и бронзовая доска.

Памятник А. Д. Ланскому: барельефы
В настоящее время памятник полностью восстановлен.
*****************
Кагульский обелиск

Находящийся недалеко от южного фасада Зубовского флигеля Екатерининского дворца, сразу за Перголой, Кагульский (Румянцевский) обелиск сооружен по проекту архитектора А. Ринальди в 1771–1772 годах в честь победы русских войск над турками на реке Кагул. Об этом сообщает надпись на пьедестале: «В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 21 дня 1770 года, под предводительством генерала графа Петра Румянцова Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турскаго визиря Галиль-Бея с силою полуторастатысячною».
Военные атрибуты в декоре Кагульского обелиска отсутствуют; красота силуэта, изысканность пропорций, искусно подобранный темно-серый и красный русский мрамор создают его выразительный и строгий облик.
https://tzar.ru/
https://www.citywalls.ru/
https://www.spb-guide.ru/pushkin.htm
******************
Серия сообщений "***Пригороды Петербурга 2":
Часть 1 - Один из лучших пейзажных парков мира.История Дворцового парка в Гатчине.
Часть 2 - Гатчина - Версаль Павла I/1
...
Часть 24 - Царское Село/17/Екатерининский парк/Готические ворота/Орловские ворота/Гранитная терраса
Часть 25 - Царское Село/18/Екатерининский парк/Гранитная терраса/Фонтан «Девушка с кувшином»/Павильон «Концертный зал»/Кухня-руина/
Часть 26 - Царское Село/19/Екатерининский парк/Скрипучая беседка/Вечерний зал/Памятник А. Д. Ланскому/Кагульский обелиск
Часть 27 - Царское Село/20/Екатерининский парк/Ворота «Любезным моим сослуживцам»/Собственный садик/Морейская колонна/Чугунная беседка/