Анри Эмиль Бену а Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като, в Пикардии, на севере Франции, в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар.
Детские годы будущего художнига прошли в Боэн-ан-Вермандуа, где его отец, торговец зерном, имел лавку. В 1882-1887 годах Анри учился в лицее, а после изучал юриспруденцию в Париже в Школе юридических наук и в августе 1888 года получил право работать по этой специальности.
Матисс возвращается в небольшой городок Сен-Кантен и поступает работать клерком у присяжного поверенного. Одновременно он в свободное время посещает курсы рисунка. Матисс впервые пробует свои силы в живописи, юпируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице.
В 1891 году, преодолев сопротивление отца, Матисс оставляет юриспруденцию, переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана. Через год он поступает в Школу изящных искусств, много и упорно работает, копируя картины знаменитых художников. Кроме того, он еще посещает вечерние курсы Школы декоративного искусства.
В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается членом-корреспондентом этого общества. Картина Матисса «Читающая» приобретается государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе.
Художник в эти годы много разъезжает: он посещает Лондон, много времени проводит на Корсике, в Тулузе и Генуе. Во время пребывания на Корсике Матисс открывает для себя очарование южного пейзажа.
Наряду с большой работой над картинами Матисс еще посещает вечерние курсы, где занимается скульптурой. Это все требует времени и денег. К тому же разрастается семья: на рубеже двух веков у художника рождаются два сына — Жан и Пьер. В 1901 году Матисс едет на отдых и лечение после бронхита в Швейцарию, где продолжает много работать. Испытывая денежные затруднения, он некоторое время проводит вместе с семьей у родителей в провинции.
В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Матисса, а через два года в Париже состоялась его вторая персональная выставка. Внимание посетителей больше всего привлекли монументальные полотна художника «Красная комната», «Разговор», «Семейный портрет», «Танец» и «Музыка».
К 1908 году Матисс — сложившийся мастер, вступающий в пору расцвета. В это же время он впервые выступил в печати с большой, принципиально важной статьей «Заметки живописца». Тогда же художник посещает Алжир и знакомится с искусством Востока, что оказалось очень важным для его последующего творчества.
Матисс открывает в Париже собственную художественную школу и начинает преподавать в ней. Правда, через некоторое время он отходит от педагогической деятельности, чтобы целиком посвятить себя творчеству. В это же время художник интенсивно работает в живописи, скульптуре, графике. Матисс был очень требователен к себе, никогда не выпускал из мастерской того, что его не удовлетворяло. По свидетельству очевидцев, однажды, просмотрев свои рисунки за не-сколью лет, художник более пятисот из них уничтожил, так как счел их невыразительными.
Осенью 1911 года по приглашению известного русского коллекционера С.И.Щукина А.Матисс приезжает в Москву и Петербург. Правда, в Петербурге Матисс в Эрмитаж не попал, так как музей на всю зиму был закрыт, а с Осенней выставки и из Музея Александра III он бежал в ужасе. Однако Петербург как город ему очень понравился. А в Москве он пришел в восторг от осмотра икон. Он буквально весь вечер не отходил от них, смакуя и восторгаясь каждой. Матисс даже заявил, что из-за этих икон стоило приехать и из более дальнего города, чем Париж. Художник пришел в восторг и от музыки оперы «Садко», а вот декорации его разочаровали, так как они, по его словам, не гармонировали со звуками оперы. Газета «Раннее утро», рассказывая о визите Матисса в Москву, писала: «Матисс — большой, серьезный художник, создавший новую эпоху в истории французской живописи».
Сам Анри Матисс, отвечая на вопросы о своем впечатлении от всего увиденного в России, говорил: «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот истинное большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников, писавших их. И у них нам нужно учиться пониманию искусства. Я счастлив, что я наконец попал в Россию. Я жду многое от русского искусства, потому что я чувствую, что в душе русского народа хранятся Несметные богатства; русский народ еще молод. Он не успел еще растратить жара своей души».
Имя Матисса становится всемирно известным. Его выставки проходят в Москве, Нью-Йорке, Париже, Кёльне, Лондоне, Берлине, Копенгагене, других городах. Художник получает всеобщее признание. В июле 1925 года А.Матисс получает звание кавалера ордена Почетного легиона. В 1927 году он получает американскую премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину «Компотница и цветы». В 1947 году художник удостаивается высшей степени (командора) ордена Почетного легиона. В 1950 году он снова получает премию по живописи на XXV Венецианском бьеннале. В 1952 году на родине художника открывается Музей Матисса, где были собраны его живопись, рисунки, графика, скульптура, а также книги с иллюстрациями художника. Отбор произведений для музея был сделан самим Матиссом. Коллекцию дополняют фотографические и архивные документы, хранящиеся в Музее.
Работа — самое главное в жизни мастера, мысли о ней не покидают его, почти в каждом письме своим друзьям он пишет в основном только об этом. В письме к известному писателю Л.Арагону от 1 сентября 1942 года художник пишет: «Я думаю только о работе...». 22 августа 1943 года он снова пишет тому же адресату: «...В моем возрасте никогда не знаешь, не будет ли работа, которую делаешь, последней в жизни — и надо было сделать ее как можно лучше; уже нельзя отложить осуществление своей мысли на следующий раз...».
Матисс продолжает настойчиво работать и в самое трудное для него время. С 1941 года он тяжело болен, его жена и дочь арестованы гестапо за участие в движении Сопротивления, и Матисс долгое время ничего не знает об их участи. Он тревожится и за сына Жана, помогавшего борцам Сопротивления.
Именно работа помогает художнику пережить эти трагические обстоятельства. Более того, почти все его произведения этих лет, словно наперекор всему, светлы, оптимистичны и жизнерадостны по настроению. По свидетельству его секретаря, Матисс иногда рисовал даже ночью, в минуты тяжелых бессонниц, чтобы отвлечься. Даже после инфаркта, за день до смерти, Матисс попросил карандаш и сделал три портретных наброска. Умер Анри Матисс 3 ноября 1954 года в Ницце и там же похоронен. Когда-то художник сказал: «Я хотел бы оставить о себе воспоминания как о живом...». Многочисленное творческое наследие художника продолжает его жизнь благодарностью и признанием ценителей и любителей искусства во всем мире. И прав был Л.Арагон, который писал о Матиссе: «Этого человека больше нет, но он оставил нам свою огромную веру в судьбу людей, свое умение рассеивать туман, свое утверждение счастья».
http://nrer.net