В залах Киевского музея русского искусства в ноябре-декабре 2011 года пройдет выставка «Великий и прекрасный триумвират», посвященная творчеству М.Врубеля, В.Серова и К.Коровина. Выставка связана с юбилейными датами: 145-летием со дня рождения В.Серова (2010 г.), 150-летием К.Коровина и 155-летием М.Врубеля (2011 г.)
Открытие состоится 22 ноября 2011 года
Выставка будет проходить в экспозиционных залах Iэтажа (5 выставочных залов). Музейное собрание живописи и графики позволяет достаточно широко и разнообразно продемонстрировать творчество этих мастеров, сходство эстетических идеалов и различие живописных приемов. Музей обладает одним из самых больших в мире собраний произведений М.Врубеля (185ед.), на выставке будет представлено около 100 работ художника. Творчество В.Серова представлено 5 живописными и 20 графическими работами, К.Коровина - 8 живописных и 5 графических произведений. Предполагается дополнить экспозицию двумя работами К.Коровина из собрания Национального музея истории Украины.
Врубель - Серов - Коровин – «триумвират», определивший наиболее существенные успехи русского искусства конца XIX - начала XX века. Они, безусловно, являются ключевыми фигурами короткого и яркого отрезка времени, поэтично названного историками искусства «Серебряным веком». Эти десятилетия составили переломную эпоху в культуре России. Вместе с другими выдающимися представителями русской литературы, театрального, музыкального и изобразительного искусства Врубель, Серов и Коровин стали сотворцами художественной культуры рубежа веков.
Трех художников, несмотря на некоторую разницу в возрасте, связывала творческая и человеческая дружба. Они почти одновременно (во второй половине 1880-х) вступили на художественное поприще, были членами «Абрамцевского кружка», все трое неоднократно бывали на Украине (Киев, Харьков, Одесса, Гурзуф, Ялта. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, неповторимым художественным почерком.
|
Валентин Серов. М.А. Врубель, В. Д. Дервиз, В.А. Серов. |
|
К.А.Коровин в Охотине, 1921 |
Михаил Врубель будет представлен на выставке произведениями, наиболее полно раскрывающими разнообразие его творческих интересов и многогранность его таланта. Акварель академического периода «Натурщица в обстановке Ренессанса» демонстрирует совершенное владение техникой акварели. Живописное мастерство и особенности видения натуры проявились в одной из самых известных работ «киевского периода» «Девочке на фоне персидского ковра». Достаточно разнообразно на выставке представлены библейские и евангельские образы, которые сопровождали художника на протяжении всей его творческой жизни. Это эскизы для росписи Владимирского собора в Киеве и произведения, связанные с работой над образом Демона.
|
Голова Демона 1890-1891 |
Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Демон"
картон, чёрная акварель, белило
23 х 36 см
|
Натурщица в обстановке ренессанса 1883 |
Бумага на картоне, акварель, белило, лак
36,4 х 25,2 см
|
Девочка на фоне персидского ковра. 1886 г. |
Холст, масло.
104 х 68 см
Валентин Серов, один из самых блестящих портретистов конца XIX – начала ХХ века, представлен рядом портретных работ выполненных в различных техниках: Живописный портрет «Е.А.Красильщиковой», графические портреты «М.И.Лахтиной» и «Э.Л.Праховой». Универсализм, характерный для творчества Серова, раскрывается в представленных на выставке театральных эскизах и иллюстрациях к басням И.Крылова.
|
портрет Е.А.Красильщиковой. 1906г. |
Холст, масло.
125 х 71 см
Константин Коровин был наиболее последовательным импрессионистом среди русских художников. Особенности русского и коровинского импрессионизма можно проследить на примере превосходных пейзажей («Ледовитый океан»), натюрмортов («Розы на террасе. Крым»), портретов в интерьере («Черемуха»). Незаурядный талант Коровина театрального декоратора раскрывается в эскизах к различным оперным и балетным постановкам.
|
Черемуха. 1914 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Холст на картоне, масло
64,3 х 85,5 см
|
Ледовитый океан. Мурманск. 1913 г. |
|
|
Холст, масло.
|
Розы на терассе. Крым. 1910-е гг. |
Холст, масло.
65,3 х 54 см
Каждый из этих трех художников ярко, по-своему и, как правило, опосредовано отразил существенные стороны общественного бытия. Поэтому их картины остаются ценнейшими художественными свидетельствами эпохи. Все, что было создано великим и прекрасным триумвиратом, не утратило своей притягательной силы, секрет которой в глубине и богатстве содержания, замечательном мастерстве и неповторимом творческом своеобразии.