Насадки для накмерных вспышек - бесполезность полезного |
Опять же, для некоторых своих знакомых решил написать этот пост. Ну и для всех, кому интересно. Поводом к написанию сего опуса стал банальный вопрос - что надеть на вспышку, что бы черного контура от человека на стене не было? То, что вопрос такой появился - хорошо. Значит скоро этот фотограф "дозреет" до того, что "плоская" картинка от вспышки не нравится :)))
Сейчас для стробистов (фотографов, снимающих со вспышкой) полное раздолье - насадок для накамерных вспышек в магазинах пруд пруди. Братья-китайцы жгут - чего только не придумывают. Самые распространенные насадочки - маленькие раскладные софт-боксы, капюшоны-"баунсеры", лайт-сферы от Фонга (такие пластиковые банки "из-под салата" с крышкой). Все эти чудо-насадки должны, судя по рекламе, выдавать фантастический результат - кардинальным образом смегчать и ослаблять тени. Для чего? Вспышка - источник точечный, направленный. Потому за спиной снимаемого частенько наблюдается "медведь" - черная резкая тень. Для того, что бы ее ослабить в освещении должна присутствовать рассеяный свет, который будет проникать "за спину" снимаемого объекта и подсвечивать эту тень. Для того, что бы эта тень была не резкой и размытой, размер источника должен быть БОЛЬШЕ снимаемого объекта. Ну или хотя бы сравним с ним по площади.
А теперь рассмотрим принцип действия насадок.
Маленький софт-бокс увеличивает излучающую поверхность и рассеивает световой поток в более широком угле обзора по сравнению с открытой вспышкой. Но поскольку площадь увеличивается всего в 4-6 раз а угол раза в два, то насадка полезна только для съемки небольших предметов, и то с использованием дополнительных отражателей рядом с ним. Если снимать от натюрморта до погрудного портрета - эффект будет, но придется применить дополнительные отражатели лайт-диски, или боковые стены и потолки. Возня с лайт-дисками - то еще удовольствие, потому что "пилотного" света в накамерной вспышке нет, и куда попалает отраженный лайт-диском свет крайне сложно. Со стенами-потолками проще, они большие и отражают во все стороны. Главное, что бы свет на них попал и цвет у них был белый. А на ростовом портрете "медведь" все равно будет.
Баунсер-капюшон. Принцип тот же, что и у софт-боксика, но гораздо больше света от "отправляет" в потолок. Потому и доля рассеяного света у него больше - "медведь" будет не черный, а серенький и прозрачный. Но чуть резче, чем при использовании маленького софт-бокса, у которого излучение при практически той же площади чуть более равномерное.
Последнее чудо фототехники - Лайт-сфера от Гарри Фонга. Принцип работы в том, что львиная доля света переизлучается практически во всех направлениях - перед вспышкой установлена полупрозрачная полусфера в прозрачном стакане выпуклой стороной К ВСПЫШКЕ. Поэтому переотражение происходит во все стороны - даже тень от фотографа за спиной фотографа есть :) И небольшая часть света через матовую пластиковую полусферу подсвечивает объект напрямую. В отраженный свет попадают почти все стены, пол и потолок - рассеяный свет гарантирован. Но во-первых, из-за этого очень большие потери на поглащение и бесполезное рассеивание света, во-вторых, площадь самой полусферы меньше чем у двух предыдущих насадок. Потому эффект от нее довольно сомнителен.
Ну и последнее "изобретение" человечества - обычная старая пластиковая карточка или билетик на метро на резиночке :). Очень много света переотражает на стены и потолок, но в отличие от лайтсферы, не за спину фотографа, а в направлении объекта. Свет очень рассеяный. Но площадь карты крохотная, отраженный от нее напрямую к объекту свет практически не дает заметных теней, как и не оказывает ярко-выраженного "рисующего" эффекта.
Идею карточки можно развить, увеличив ее площадь до большого вертикального "лопуха". Тогда и поток света напрямую к объекту увеличится (появится некий аналог "рисующего" источника), и площадь его увеличится до размеров маленького софт-бокса.
Как ни странно, самыми простыми и эфективными являются последние два решения. НО!!!! Все эти чудо-насадки работают только в очень небольших пространствах, ограниченных сколь-нибудь отражающими свет конструкциями (стены, потолок, лайт-диски). Если таковых нет - эффект от накамерных насадок практически нулевой. Ощутите только большие потери мощности, а картинка сколь-нибудь заметно НЕ ИЗМЕНИТСЯ.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |