Дмитрий Бутрин о предвыборной программе Владимира Путина
Какой бы ни была программа кандидата в президенты и каким бы ни был кандидат в президенты – в тот момент, когда мы открываем текст его предвыборной программы, мы не можем не ждать больших новостей, в этом – смысл всякой политики как общественной деятельности. Предвыборная программа Владимира Путина счастливо избежала главного, что раздражает и что воодушевляет в таких программах - сверхидеи, делающей из общественного деятеля политика в собственном смысле термина.
Политик может непрерывно в течение многих лет делать самые ужасающие ошибки, попадать в ситуации, способные разрушить репутацию любого бизнесмена или даже частного лица надежно и окончательно, запутываться в коррупционных скандалах на сотни миллионов долларов – и у него, в отличие от простых смертных, всегда есть возможность начать свою речь (в данном случае письменную) так же, как 28 августа 1963 года ее начал в Вашингтоне политик Мартин Лютер Кинг: «И хотя у нас есть проблемы сегодня, и они никуда не уйдут завтра - у меня есть мечта». Политическая деятельность, осуществляемая в настоящем, всегда обращена в будущее, и у политика есть надежный кредитор последней и окончательной инстанции – множество людей, готовых поверить: мечта, которая есть у этого кандидата, стоит того, чтобы заново оценить все его достижения и дисконтировать все его ошибки. Это – гамбургский счет: идея важнее политика, и на сайте putin2012.ru 12 января 2012 года мы могли прочитать в шести пунктах программы Владимира Путина то, чему можно было поверить.
Несомненно, премьер-министру России и кандидату в президенты Владимиру Путину обнаружить и озвучить такую идею было много сложнее, чем любому другому политику. Идеальный проект программы Владимира Путина, переданный другому кандидату, звучал бы иначе и во многом более убедительным – контекст имеет значение, и обещание независимого кандидата обеспечить стабильность пенсионной системы всегда звучит заманчивее, чем то же обещание, данное человеком, которому уже подконтролен Пенсионный фонд. Тем более, если у действующей власти есть проблемы с легитимностью – любой оппозиционный кандидат теоретически может претендовать в такой ситуации на будущую легитимность, а у действующего премьер-министра она уже под вопросом. Однако и это – второстепенный фактор: мечта, которую разделяют миллионы, списывает все, потому что в нее можно только верить или не верить.
Проект программы кандидата Владимира Путина можно критиковать с любых позиций: это, без сомнения, несильный документ. В первую очередь, его недостаток – это недопустимый объем безличных, безмускульных форм «необходимо», «надо», «будет», «станет», «обеспечит» наряду с острым дефицитом утверждений «мы сделаем так: …». Экономической критике данный документ не подлежит: вычислить экономполитический курс будущего президента Владимира Путина, исходя из текста, невозможно, поскольку даже ясно данное в 2011 году обещание бездефицитного бюджета с 2014 года (при профицитном бюджете в 2011 году, отметим!) в нем превращается в вялое «к середине десятилетия необходимо выйти на бездефицитный бюджет». Ну, необходимо. Ну, к середине. Ну, выйти. Ну, не дойти чуть-чуть. Ну, годом позже. Не фонтан, в общем. Даже осторожнейший экс-министр финансов Алексей Кудрин посчитал бы такую неконкретность опаснее любой другой формулировки: в этой же не за что зацепиться, она идеально гладка, а, следовательно, не цепляет.
А вот кстати,
здесь гороскоп на 2012 год можно найти прямо сейчас. Посмотрите и вам все понравится! :-)