Слова, поступки, мотивы

Среда, 23 Января 2008 г. 10:12 + в цитатник
Всё, что мы знаем о любом человеке, так или иначе можно разложить на эти три категории. Причём слова являются, в некоторой мере, поступками, а мотивы - залогом тех же поступков. На первый взгляд, всё упирается именно в человеческие дела, потому-то, видимо, получило долгую жизнь выражение о том, что человек - это его поступки. Действительно, слово без дела - пыль, есть оно или нет, не меняется, ровным счётом, ничего, а мотивы, как правило, скрыты, потому что человеку даже в собственных-то мотивах часто свойственно сомневаться, что уж там говорить о чужих? Причём никакие слова не приоткрывают завесу ни на йоту, так как слова не передают всей информации, а лишь ту её часть, которую сам автор хотел бы передать, да и ту он непременно подкорректирует, пропустив через линзу своего субъективного мнения, а то и умышленно исказит, добиваясь тех или иных собственных целей.

Как же можно знать мотивы, если не через слова? Ну, во-первых, вопрос веры существовал во все времена и непреложное соответствие слов и поступков неизменно повышает вес и силу слов, придавая последним всё больше и больше значимости и даже, не побоюсь этого слова, материальности. Но, повторюсь, всё это работает только при условии доступа к иным, невербальным формам познания поступков, так как слова, сами по себе, не могут вызывать доверия. Это, по меньшей мере, алогично, а по большей - очень опасно. Поясню на конкретном примере. Человек может сколько угодно говорить о том, насколько счастлива его семья, но достаточно одного вечера наблюдений за его плачущими и никому не нужными детьми, чтобы усомниться не только в этих его словах, но и во всех прошлых и будущих. А где нет доверия, о мотивах говорить вообще нет смысла.

Во-вторых, речь - далеко не единственный и отнюдь не лучший источник информации, что, конечно, ни для кого не новость, однако, по непонятным мне по сей день причинам, ей по-прежнему уделяют чуть ли не главенствующую роль. Связано это, я думаю, с тем, что языки жестов, мимики и оттенков голоса, как правило, намного менее доступны для понимания, но усилия ради познания этих языков, безусловно, окупаются сторицей, что неоднократно подтверждено практикой, однако, по-прежнему, не является убедительным аргументом для огромной массы людей, что также остаётся для меня не ясным.

Но всё же одним сильным неотъемлемым свойством речь обладает несомненно. А именно, она является тем рычагом, через который часто запускаются потенциально способные перерасти в значимые поступки механизмы человеческой психики. Слыша то или иное слово или фразу, человек рисует себе некий (ассоциативный) образ, часто соответствующий каким-то реально существующим вещам или явлениям, с которыми ему доводилось сталкиваться ранее, но это, как говорится, полдела. А само дело в том, что свойства этих воображаемых объектов немедленно начинают переноситься в сознании человека на свойства объектов, о которых идёт речь. Благодаря этому бессознательному делегированию свойств чаще всего и возникает то самое обычное непонимание между людьми. И чем более краткой была речь, тем выше опасность возникновения этих несоответствий, потому-то я так не люблю краткость.

Но даже обстоятельная речь, даже если она не тщательно продумана, а является чистой импровизацией (только вот как можно быть в этом уверенным до конца?), всё равно не может стать залогом ни мотивов, ни поступков. Что уж говорить о речи продуманной, спланированной, записанной на бумагу или иной носитель, а затем прочтённой. Она вообще, кроме как с точки зрения искусства, никакой ценности не несёт. Просто бесполезный, в практическом плане познания автора, шедевр, не более того. Шедевр – это в самом лучшем случае. Ни об авторе, ни о его мотивах, ни о его поступках, ни о его намерении по такой речи сказать вообще ничего нельзя. Зато можно очень много придумать и дополнить "от себя", что на практике с успехом и делается. Причём, используя в разной степени известные приёмы, есть возможность даже отчасти управлять процессом создания этих образов в сознании слышащего или читающего, применяя определённые речевые конструкции. Это и есть "слово - сильнейшее оружие" в действии. Но, в отличие от изобретения господина Калашникова, действует оно, к счастью, не на всех.

Если даже речь соответствует поступкам, если по остальным каналам поступления информации, как говорится, всё чисто, если даже нам с той или иной вероятностью, вооружившись верой, удалось, как нам кажется, познать мотивы человека, это также не даёт нам даже отдалённого представления о его внутреннем мире. Ведь всякий его мотив есть его личное, субъективное убеждение в том, что так, как он делает, правильно и что именно так и нужно поступать. А тому, кому эти поступки мешают добиться своих целей, на мотивы будет, вернее всего, наплевать. Так почему же мотивы столь важны в оценке человека? А всё просто. Они важны, когда они совпадают с мотивами оценивающего. И только в этом случае. Ведь тогда тот, кто даёт оценку и формирует представление, может оставить себе лазейку для того, чтобы верить, что, раз мотивы схожи, в будущем, возможно, оцениваемый поступит иным образом, таким, который будет воспринят более адекватно. Но это будущее должно быть соизмеримо с продолжительностью жизни, в противном случае подобный подход также алогичен и опасен, как и доверие к словам без поступков. Если брать конкретный пример, неосмотрительно и нерационально (если не сказать больше) полжизни оправдывать поведение человека высокими мотивами, если само поведение поднимается не выше уровня плинтуса.

Таким образом, человек - это не его слова, не его поступки, не его мотивы и даже не всё это, вместе взятое. Человек - это образ в нашем сознании, вызванный его словами и поступками, влияющими на нашу жизнь через призму наших собственных убеждений. Именно потому и бывает так, что один и тот же человек, в одной и той же ситуации может быть оценен разными людьми настолько противоречиво, что можно задуматься, а кому верить-то? В этом случае лучше верить самому себе. Только такой подход и будет наиболее оптимальным. И опираться нужно не на слова, а на их взаимосвязь с поступками, только так. Мотивы же играют роль лишь в том случае, если они совпадают с нашими собственными, ибо во всех остальных случаях мы человека просто не понимаем, а потому не можем оценивать его сколько-нибудь объективно. Если даже совпадают, важным фактором является время. А именно, сколько его мы готовы отдать на "испытание" созданного нами образа.

Возникает забавная картинка. Социальные сети - это череда продуманных, написанных текстов, иных каналов информации нет, поступков не видно вовсе, о мотивах можно только гадать на кофейной гуще. О каком взаимопознании, доверии, оценках может вообще идти речь? Вопрос риторический. В таком случае, что в них социального? Они социальны не более, чем можно назвать пищевой промышленностью придумывание текстов для колбасных этикеток.

LI 7.05.22

Озёрная_вода   обратиться по имени Среда, 23 Января 2008 г. 12:45 (ссылка)
...слово без дела - пыль, есть оно или нет, не меняется, ровным счётом, ничего...


Здрасьте. Иногда случайно сорвавшееся слово такую детонацию вызывает - мама, не горюй! Причём слово именно случайное, оговорка, без каких бы то ни было намерений и тем более действий.

А что такое "социальные сети"?
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Среда, 23 Января 2008 г. 12:55 (ссылка)
Исходное сообщение Озерная_Вода:
Здрасьте. Иногда случайно сорвавшееся слово такую детонацию вызывает - мама, не горюй! Причём слово именно случайное, оговорка, без каких бы то ни было намерений и тем более действий.

Так это почему происходит? Не потому же, что само по себе слово что-то меняет. Нет, конечно. Слово же - это сотрясение воздуха или чёрточки и кругляшки на бумаге или экране, не более того. А вот тот, кто слышит слово, уже и запускает в своём сознании некие механизмы. Вот взять, скажем, слово дура(к). Если человек сам себя не считает дураком, если человек каждую секунду не ожидает оскорблений или иных попыток покуситься на его честь и достоинство, то ты ему хоть сто раз скажи, что он дурак, он просто не поймёт, зачем ты это ему говоришь. Это как я тебе сейчас скажу "протуберанец". А ты подумаешь. "Ну и что?" Так и тут. Слово - это всего лишь слово, а возмущается человек не потому, что слово его задело, а потому, что он сам себя возмутил. ВозмущаетСЯ. То есть возмущает СебЯ.

Я в посте как раз о том и писал, что один одно в слово вкладывает, а другой - другое. А иногда один из них не вкладывает вообще ничего. Отсюда непонимание.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Среда, 23 Января 2008 г. 12:55 (ссылка)
Исходное сообщение Озерная_Вода:
А что такое "социальные сети"?

Ресурсы блогов, например.
Вот ли.ру, тот же ЖЖ, одноклассники.ру и подобные.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
Перелетная_рыба   обратиться по имени Среда, 23 Января 2008 г. 16:13 (ссылка)
В процессе коммуникации не более 10 % информации передается вербально, остальное - интонации, мимика, жесты и прочее. Ну и контекст, само собой. Контекст же, как мне кажется, и формируется в основном поступками. Насколько я поняла, ты это имел в виду в том числе.

Про недоступность языка жестов вообще не согласна. Может быть считывание этого языка неосознанное, но уж точно врожденное. В отличие от языков текста, кстати сказать.

От "голых" слов очень устаешь. А то, что ты назвал социальными сетями - думаю, это что-то вроде бегства от небытия. Главное достоинство задокументированного - возможность сохранить во времени и передать в пространстве. Мы упорно преодолеваем временнЫе и пространственные барьеры, чтоб создать самый коварный барьер - между действительным и мнимым.
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Четверг, 24 Января 2008 г. 10:45 (ссылка)
Перелетная_рыба, ну язык жестов мало считать, его нужно ещё и распознать. Это улыбаемся и злимся мы все одинаково, а оттенков-то тьма. Жесты так вообще в разных культурах разные, что говорит отнюдь не о генетической их основе.

Про контекст, признаться, не очень, чтобы понял. Ты к чему? К тому, что одни и те же слова по-разному понимаются не потому, что их слышат разные люди, а потому, что их говорят разные авторы? В смысле, если этот сказал "гав", то это он лает, а если тот, то это он так молится?

Про самый коварный барьер ты очень хорошо сказала. Красиво. Даже вкусно. Только мне почему-то думается, что барьер этот не создаётся, а напротив, усиленно разрушается. Для этого уже столько создано! Сейчас только один из тысячи исследователей думает о том, почему люди перестают общаться в реальности, зато пятьсот из этой тысячи думают, как сделать секс по сети более похожим на настоящий.
Ответить С цитатой В цитатник
Перелетная_рыба   обратиться по имени Четверг, 24 Января 2008 г. 21:53 (ссылка)
BJohn, Жень, подозреваю, что это просто разница в терминологии. В моем представлении барьер - это препятствие для взаимопроникновения и формирования целостной картины мира. Вот смотри, реальное и мнимое есть у каждого человека. Сеть - лишь одно из проявлений мнимого. Не думаю, что это плохо, будь восприятие излишне реальным, может у половины человечества съехала бы крыша давно - иллюзии необходимы хотя бы для самосохранения. И сетевой секс по своему уникален и вовсе не суррогатен.

Но если ты осознаешь существование этих двух миров и даешь им спокойно уживаться, соприкасаться, обмениваться жизненным опытом и энергией - это только способствует созданию разноплановой картины мира. Разномастной, разновеликой, разно- еще какой-нибудь. Созданию разного тебя, если хочешь. Проблемы начинаются, как только возникает проблема передела.

К примеру, самое категорическое непонимание возникает тогда, когда человек излишне явно очерчивает свою индивидуальность. Когда есть "тут" и "за забором". Если же признать, что и я, и он, и еще миллион человек равноценны и совсем непохожи друг на друга, проблема непонимания исчезнет сама собой. Может быть потому, что чрезмерная страсть к пониманию - это не более, чем гордыня?
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Пятница, 25 Января 2008 г. 07:32 (ссылка)
Исходное сообщение Перелетная_рыба: Может быть потому, что чрезмерная страсть к пониманию - это не более, чем гордыня?

То есть ты ведёшь к тому, что куда правильнее (жизнеспособнее) не понимать вовсе, а просто принимать, учитывать и пусть оно себе остаётся непонятным, просто знаешь, что есть оно, другое, "за забором", что оно хочешь-не хочешь, но влияет на нас, а мы на него, так и будем дальше жить и друг на друга влиять непонятным и непостижимым образом?

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
Перелетная_рыба   обратиться по имени Пятница, 25 Января 2008 г. 18:36 (ссылка)
BJohn, ну примерно. Если не брать какие-то выдающиеся случаи понимания, чаще всего это попытка так или иначе упихать чужую жизнь в собственную систему координат.
Ответить С цитатой В цитатник
К дневнику Страницы: [1] [Новые]