Как известно, партия делится на три этапа. Дебют (начало партии), миттельшпиль (середина игры), эндшпиль (конец игры). Чётких границ меж ними, конечно, нет, но некоторые признаки всё же имеются. Обычно считается, что в дебюте идёт первичное выстраивание пешечных цепей, развитие лёгких фигур и рокировка, в миттельшпиле обычно происходит развитие ферзя, размен пешек и лёгких фигур и вскрытие вертикальный линий, чтобы в партию могли включиться ладьи. Далее игра переходит в свою заключительную стадию – эндшпиль, где обычно проводятся (и превращаются в фигуры) какие-то пешки, и остатки материала, защищая своего короля, пытаются пленить вражеского, то есть поставить мат.
Конечно же, игра может закончиться как ничьей, так и чьей-то победой (и, соответственно, чьим-то поражением) на любом этапе, потому что успешная атака на короля как теоретически, так и практически часто бывает возможна в любой из стадий, и, если игрок правильно воспользуется слабостями позиции оппонента, он может «досрочно» (красиво!) завершить партию. Здесь я хотел поговорить пока лишь о дебюте и пока о двух ситуациях в нём, давно ставших хрестоматийными, но по-прежнему часто случающихся с начинающими шахматистами.
Прежде всего, нужно немного разобраться с шахматной аннотацией, то есть правилами записи ходов. Существует две распространённых системы. В полной для обозначения хода указываются два поля, откуда идёт фигура или пешка и куда, в короткой же указывают лишь конечное поле, при необходимости и в целях исключения двойственности толкования иногда добавляя часть обозначения стартовой клетки. Простой ход обозначают через тире, взятие – через двоеточие, в короткой системе взятие никак особенно не обозначают, а для обозначения взятия пешкой вообще указывают лишь две буквы – линию, с которой пешка уходит и линию, на которую она встаёт. Рокировку в обоих системах обозначат как 0-0 (короткую) или 0-0-0 (длинную). Фигуры обозначают первой буквой (Л, К, С, Ф), короля – двумя первыми буквами (Кр), пешки не обозначают никак. Шах (иногда) обозначают плюсом, двойной шах – двумя плюсами, мат – крестиком или просто 1:0 или 0:1, показывая, какая сторона одержала победу, ничья, соответственно 1/2:1/2. Иногда, чтобы отметить сомнительный ход, могут поставить вопросительный знак (или два, если ход откровенно плохой), восклицательным же обозначают, напротив, красивые, сильные ходы. Несколько примеров полной аннотации:
1. e2-e4 e7-e5 (белые сделали первый ход пешкой с e2 на е4, чёрные ответили пешкой с е7 на е5)
2. Kg1-f3 Kb8-c6 (белые развили коня с g1 на f3, чёрные ответили ходом коня с b6 на
3. d2-d4 e5:d4 (белые сделали ход пешкой с e2 на е4, чёрные ответили взятием пешкой с e5 на d4)
4. Kf3:d4 Kc6:d4 (белый конь с f3 делает взятие пешки d4, чёрные ответно разменивают своего коня)
5. Ф:d4 и т.д. (белый ферзь принимает чёрного коня и т.д.)
Этот же фрагмент партии можно записать коротко:
1. e4 e5
2. Kf3 Kc6
3. d4 ed
4. Kd4 Kd4
5. Фd4
Об аннотации пока хватит, думаю, остальное будет ясно по ходу.
Внимание! Под катом картинка, 39К
Сегодня я хотел рассмотреть так называемый «дурацкий» и «детский» маты, которые отлично демонстрируют то, что даже в самом начале игры начинающего могут ждать серьёзные «засады» вплоть до поражения. Например, белые могут получить мат уже на втором (!) ходу партии:
1. f4? e6
2. g4?? Фb4 0:1
На первой диаграмме виден этот «дурацкий» мат. Действительно, зачем нужно было так опрометчиво раскрывать своего короля? Ну да, это ходы центральными пешками, но защита короля ведь всё равно важнее, чем захват центра. В общем, ситуация поучительная.
«Детский» же мат основывается на атаке белыми самого слабого пункта начальной позиции чёрных – f7 (у белых таким пунктом является f2). Преждевременно вводя в игру своего ферзя, белые рассчитывают на слабость центральной пешки чёрных и указанного «проблемного» пункта, надеясь при поддержке своего слона поставить мат чёрному королю. Либо под угрозой мата взять с шахом центральную пешку и, если это возможно, порой даже ладью, чтобы потом ретироваться и продолжить игру с материальным преимуществом. При правильном поведении чёрных, у белых мало того, что ничего не получится, так они ещё и несколько отстанут в развитии. Итак, наблюдаем попытку «детского» мата в действии:
1. e4 e5
2. Cc4 Kc6
Интересный момент, белые вроде бы «просто» развили своего слона, но это отнюдь не просто, ибо слон атаковал проблемный пункт f7, и теперь чёрным угрожает вилка (двойное нападение) ферзем на этот же проблемный пункт с угрозой мата и на центральную, пока не защищённую пешку e5. Чёрные, видя замысел противника, защищают пешку конём. Почему именно конём? Да потому, что, если, например, пешкой, то будет создана помеха для дальнейшего развития лёгких фигур, а их всё равно развивать надо, так что не лучше ли совместить «важное с полезным», то есть развить лёгкую фигуру (коня ) и одновременно защитить пешку, не оказывая помех других своим лёгким фигурам.
3. Фh5?
(вторая диаграмма)
Белые всё же решили осуществить свой замысел, но это слабый ход, так как преждевременное вступление ферзя в игру, как правило, оборачивается потерей темпа, передачей инициативы чёрным, а это сомнительная перспектива, потому ход я снабдил вопросительным знаком. Белые, казалось бы, атаковали проблемный пункт чёрных – f7, на который также нападает белый слон, и чёрному королю угрожает мат белым ферзем, однако никакой опасности нет, и «атака» отражается более, чем легко:
3. ... g6
Белые не могут безнаказанно забрать пешку e5, а потому вынуждены бесславно ретироваться, пробуя сохранить давление на пункт f7:
4. Фf3
Однако чёрные невозмутимо продолжают развитие своих лёгких фигур, попутно изящно отметая угрозы:
4. ... Kf6
(третья диаграмма)
Рассмотрим позицию. Чёрные развили уже две своих лёгких фигуры, открыли две (!) «дороги» своему слону, через один ход они уже рокируются, тогда как белые зачем-то вытащили своего ферзя, у них развит только один слон, а центральная пешка белых защищается лишь ферзем, что, согласитесь, не комильфо, потому что относительно «дешёвую» пешку сторожит самая «дорогая» фигура, будто у неё не может быть дел посерьёзнее. Чёрные явно перехватили инициативу, хотя, конечно, инициатива – это ещё далеко не победа.